Каким-то образом в кино нашел отражение страх среднего класса перед той неведомой животной силой, которая окружает его благополучный быт, как остров в океане – обещая смыть его при первом же шторме.

Оцените материал

Просмотров: 50044

«Кинотавр-2011»: Второй фильм Каримова и русский социально-эротический триллер

Мария Кувшинова, Георгий Ковалев · 10/06/2011
В сочинском конкурсе показали фильмы «Вдребезги», «Мой папа Барышников» и «Портрет в сумерках»

©  Кинотавр 2011

Кадр из фильма «Вдребезги»

Кадр из фильма «Вдребезги»

ГЕОРГИЙ КОВАЛЕВ — о фильмах Романа Каримова «Вдребезги» и прошлогоднем победителе питчинга «Кинотавра», картине «Мой папа Барышников», МАРИЯ КУВШИНОВА — о «Портрете в сумерках» по сценарию Ольги Дыховичной, с ней же в главной роли.

Пятый день конкурсной программы стартовал с черной комедии Романа Каримова «Вдребезги». Это три новеллы с мясом и кровью, довольно тяп-ляписто объединенные общим финалом, второй раз подряд у режиссера посвященные неадекватным людям: маньячным школьницам, хамоватому радиодиджею с кучей ненавистников, неверной жене с любовником и планом устранения мужа. Юмор в том, что на этот раз каримовские персонажи неадекватны в буквальном смысле, их истории имеют очень мало общего с реальностью, напоминая диковинный трэш-«Ералаш» с непременным парапарапам-выстрелом после каждой шутки.

Новеллы отчетливо, с уважительным придыханием, почти всеми коллизиями и образами стилизованы под голливудское би-муви: с неприятными знакомствами на пустынном шоссе, негостеприимным салуном на обочине, всяческими городскими сумасшедшими и девочками со склонностью к немотивированному насилию, вышедшими из дешевого хоррора. Временами это выглядит как безвкусно скопированный Родригес, временами вообще как какие-то сатанинские обрывки клипов и программ старого MTV в худших своих образцах — крайне неуместные в подмосковных лесах.

Фильм застрял в неприятной полупозиции, словно Каримов так и не определился, что именно снимает, увязнув в стилизациях. Сюжетное обоснование фонтанирующего насилия весьма условно: это кровавый китч, верить в который невозможно, так что зрительское напряжение равно нулю. При этом для чистой красоты бессмысленной жестокости тут не хватает утонченности, стиля; для истинного трэша и угара — безбашенности, эпатажа. Выходит, что особому тарантиновскому азарту, темной энергии, жизненно необходимой кино такого рода, просто неоткуда взяться. Насилие здесь слишком неизобретательно, обыденно и бьет прямо в лоб.

©  Кинотавр 2011

Кадр из фильма «Мой папа Барышников»

Кадр из фильма «Мой папа Барышников»

Второй фильм дня — выигравший на прошлогоднем питчинге и оперативно снятый «Мой папа Барышников» Дмитрия Поволоцкого (второй режиссер обозначен псевдонимом Марк Другой) — редкий пример качественного русского семейного кино. Он начинается в русле типичной success-story про спорт или танцы вроде какого-нибудь «Шага вперед». Такой дневник победы над собой и смеющейся толпой: пока в стране затевается перестройка, четырнадцатилетний студент хореографического училища, несколько мелкотравчатый для балета, но по-хорошему нахальный, не унывает и упрямо тренируется, добиваясь красивой партнерши, пересматривая импортную кассету с выступлениями Барышникова. Наконец, он начинает верить, что это его давно исчезнувший отец — и все вокруг ему в этой фантазии подыгрывают.

Это весьма автобиографичная (Поволоцкий посвятил танцевальной карьере много лет, успев, в частности, поработать в Метрополитен-опера), оптимистическая, с простым добрым юмором история, умудряющаяся не скатываться в лилейность, на удивление почти свободная от жанровых штампов, вернее, в нужный момент сбрасывающая их оковы в пользу жизненности. История в общем-то совсем не про балет, а про СССР на излете; это бережно воспроизведенные воспоминания о юности, ностальгический слепок эпохи, снежный шар с помещенными внутрь нарочитыми, по-парфеновски крупными приметами времени: по телевизору Горбачев, подростков пугают Афганистаном, на улице — фарцовщики с импортными ливайсами, в магазинах — очереди и дефицит (герой даже слишком навязчиво вздыхает о нехватке мяса). Все это, конечно, старо, как гуляющий по рунету текст «для тех, кто родился в 70-е…», и, наверное, нет в новейшей истории времени более художественно освоенной темы, чем перестройка; но это и не важно для получившихся умиленных мемуаров, фиксирующих момент сдвига советского самосознания, окончательной переориентировки внутренних компасов на Запад, с наивной верой в заграничного папу Барышникова, который все может. — Г.К.

©  Кинотавр 2011

Кадр из фильма «Портрет в сумерках»

Кадр из фильма «Портрет в сумерках»

Невзрачное название, «Портрет в сумерках», неожиданно и безжалостно наполняется смыслом в середине картины Ангелины Никоновой, снятой по сценарию и при продюсерском участии Ольги Дыховичной. «Портрет в сумерках» — режим цифровой камеры, которую главная героиня, состоятельная замужняя дама, из прекраснодушия служащая социальным работником (Ольга Дыховичная), покупает у плохо одетого мужчины возле табачного ларька на окраине провинциального города. Она приезжает сюда из центра уже не в первый раз — сначала чтобы встретиться с любовником, другом семьи, приводящим ее на съемную квартиру для командированных. Потом к другому — к милиционеру, который изнасиловал ее однажды ночью, после очередной бессмысленной романтической вылазки. Дыховичной и Никоновой — что для нашего кино пока нетипично — хорошо удается сексуально-патологическая линия, одержимость жертвы своим насильником. Но помимо прочего, «Портрет в сумерках» — еще и очень артикулированное социальное кино, во многом перекликающееся с «Еленой» Андрея Звягинцева.

Одна из новых тем в русском кино — параллельное сосуществование и подспудное противостояние двух народов в границах одной страны; в момент их неизбежной встречи случается психологический триллер. И у Звягинцева, и у Никоновой, и даже отчасти у Шамирова в «Упражнениях в прекрасном» люди «нашего социального круга» или «успешные люди», или «люди из ЦАО» встречаются с другими, чужими, не обсуждающими судьбы русского кино, не читающими репортажей с «Кинотавра». Теми, кто сидит в «стекляшках» на окраинах городов, пьет водку из пластиковых стаканчиков, ест чебуреки, никогда не поможет незнакомцу, а при удобном случае изнасилует и ограбит.

К аким-то образом в кино нашел отражение страх среднего класса перед той неведомой животной силой, которая окружает его благополучный быт, как остров в океане — обещая смыть его при первом же шторме. Героиня Ольги Дыховичной увереннее других идет навстречу этому страху — она садится вместе с ним в лифт, расстегивает ему ремень и остается ночевать у него на кухне. — М.К.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • InterFilmWostok· 2011-09-07 14:11:42
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00
    ИнтерФильмВосток InterFilmWostok presents:
    :ДОпремьерные показы новейших НЕМЕЦКОязычных фильмов

    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011:
    Только в «Доме Кино» на Толбухина штрассе +3 75 293 900217

    1.
    ПОЛЬСКАЯ ПАСХА
    POLNISCHE OSTERN / EASTER GOIS POLISH
    КОМЕДИЯ, 91 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2011
    Режиссер: Якоб Цимницки
    Сценарий: Катрин Милхан, Якоб Цимницки
    Оператор: Бенжамин Дернбехер
    Кастинг: Даниела Толкиен
    Композитор: Дирк Дрессельхаус
    Продюсеры: IШтеффи Аккерман
    Производство: Polyphon Film-und Fernsehgesellschaft,Das Kleine Fernsehspiel ZDF;DOKfilm Fernsehproduktion GmbH
    В ролях: Генри Хюбшен, Парашива Драгус, Адриан Тополь, Гражина Шаполовска, Барбара Высотска, Валера Канищев, Дорис Кунстман
    Новая комедия с Хенри Хюбхен Henry Huebchen в главной роли
    фильмография: Виски с водкой /Whisky mit Wodka/ Мои слова, моя ложь, моя любовь /Lila, Lila/ "Все за Цукеров" /Alles auf Zucker!/, Повар-вор /c(r)ook/, Дальний свет /Lichter/ и Гражина Шаполовска Grazyna Szapolowska филмография: Розочка /Rozyczka/, Пан Тадеуш /Pan tadeusz/, Три цвета: белый /Trois couleurs: Blanc/, Осуждение /Condanna, La/, Глядя друг на друга /Egymasra nezve/
    Булочник Вернер Грабош обеспокоен тем, что после смерти дочери в результате автокатастрофы, его единственная любимая внучка Матильда должна вернуться к своему польскому отцу и покинуть Германию. Матильду отправляют в Польшу,тем временем у Вернера созревает план. На Пасху он впервые решает посетить польских родственников…Звёздный Немецко-Польский актерский ансамбль (Хенри Хюбхен, Гражина Шаполовска), великолепный этнический саунд фильма, забавный монтаж; так мило и с юмором описывает, живущий в Берлине режиссер Якоб Цимницки, отношения между людьми, отношения между соседями: Германией и Польшей.
    Макс Офюльс Прайс, Саарбрюккен, Зоммер Нахт Фильм Фестиваль и т.д.
    ---

    2.
    В ТЕНИ
    IM SCHATTEN
    ТРИЛЛЕР, 85 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Томас Арслан
    Сценарий: Томас Арслан
    Оператор: Райнхольд Форшнайдер
    Монтаж: Беттина Бликведе
    Художник-постановщик: Райнхильд Блашке
    Музыка: Гейр Йенсен
    Продюсеры: Флориан Кёрнер фон Густорф, Михаэль Вебер
    Производство: Schramm Film Koerner & Weber совместно с ZDF/3sat
    В ролях: Мишель Матишевич, Каролине Айххорн, Уве Бом, Райнер Бок, Давид Шелер, Петер Курт
    Профессиональный грабитель Троян, выйдя из тюрьмы, сразу оказывается в привычном для него криминальном мире. Ему нужны деньги, и он ищет себе дело, которое при минимальных усилиях принесло бы хорошую выручку. И такое дело находится: ограбление инкассаторов. В подготовке операции Троян крайне осторожен и предусмотрителен; всё говорит за то, что она должна пройти успешно. Есть, однако, человек, которого он не учитывает в своих планах…
    Участие в фестивалях:
    Берлинский Международный Кинофестиваль Берлинале 2010, Буэнос-Айрес 2010, Шанхай 2010 и т.д.
    ---

    3.
    ГРАНИЦА
    DIE GRENZE
    ТРИЛЛЕР, 120 МИН / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Роланд Зузо Рихтер
    Сценарий: Кристоф и Фридеманн Фромм по идее Нико Хофманна
    Оператор: Холли Финк
    Монтаж: Bernd Schlegel
    Художник-постановщик: Михаэль Кёнинг
    Музыка: Мартин Тодшаро
    Продюсер: Нико Хофманн
    Производство: teamWorks Television & Film GmbH по заказу SAT 1 совместно с Seven One International
    В ролях: Бенно Фюрманн, Мари Боймер, Томас Кречманн, Уве Кокиш, Аня Клинг, Инка Фридрих
    Рекламный дизайнер Рольф Хаас, человек финансово благополучный и уверенный в себе, в одночасье лишается всего. Из квартиры, за которую он в срок выплачивал аренду, его выселяют под предлогом многомесячной задержки платы. Все деньги с кредитных карт оказываются переведенными в швейцарский банк по его поручению, которого он никому никогда не давал. Семьи у него нет, а о том, как он поступил со своим лучшим другом, ему горько даже вспоминать. Он почти потерял надежду понять, что с ним произошло, как вдруг появляется женщина, обещающая вернуть все потери. Она – советник канцлера по вопросам государственной безопасности. Что нужно ей от него, а главное – какой ценой он может вернуть себе все, чего его лишили?

    ИнтерФильмВосток представляет
    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00 в Доме Кино на Толбухина Штрассе 18 инфо +375 293 900217
    Ахтунг! мой КИНОдруг и коллега. Передай ИНФО по-возможности ДАЛЬШЕ.
    Спасибо за КУЛЬТУРную поддержку!
Все новости ›