И Звягинцев делает шаг навстречу зрителю, и аудитория (после модернисткого реванша поздних нулевых) лучше приспособлена к его кинематографической манере.

Оцените материал

Просмотров: 44605

Канны-2011: русское и турецкое

Мария Кувшинова · 21/05/2011
«Елена» Звягинцева и «Охотник» Бакурадзе в «Особом взгляде», Нури Бильге Джейлан меняет призовой расклад

Имена:  Андрей Звягинцев · Бакур Бакурадзе · Нури Бильге Джейлан

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «Елена»

Кадр из фильма «Елена»

Главная новость заключается в том, что Андрей Звягинцев снял очень хороший фильм.

Елена – немолодая женщина (Надежда Маркина), которая живет в доме состоятельного господина (Андрей Смирнов) на правах прислуги и жены. Мы узнаем, что с новым мужем она, в прошлом медработник, познакомилась несколько лет назад. Ее собственная семья – сын, невестка и два внука, подросток и младенец – живут где-то на окраине Москвы, пьют пиво, смотрят телевизор, бедствуют, не знают, как уберечь старшего от армии и с глухой яростью обсуждают богатство новоявленного родственника. Родственник от них всячески дистанцируется и с Еленой он тоже строг. Их быт – изо дня в день повторяемый ритуал, в котором жена предоставляет услуги, а муж оплачивает расходы. У героя Андрея Смирнова есть собственная дочь (Елена Лядова), которую отец в сердцах называет «гедонисткой» («Я не понимаю это слово», – отзывается Елена, – «Эгоистка по-вашему», – раздраженно поясняет мужчина). Когда становится понятно, что денег на институт внук не получит, женщина находит способ их раздобыть.

Звягинцев снял в хорошем смысле человеконенавистническое кино – оно обманывает ожидания и не оставляет иллюзий: есть более жизнеспособные биологические формы, есть менее жизнеспособные. Многие коллеги будут сравнивать картину с «Церемонией» Шаброля, в которой богатство было пороком, но еще более злокачественным пороком оказывалась бедность.

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «Елена»

Кадр из фильма «Елена»

Звягинцев не изменил ни своей режиссерской манере, ни склонности к экзистенциальному триллеру – но здесь иначе, чем в «Возвращении» и «Изгнании» организована история. Больше нет раздражающей многих условности места и времени: действие «Елены» происходит сегодня, в современной России, где дорогу автомобилю представительского класса переходит бригада гастарбайтеров. В одной из сцен мы видим бывших коллег мужа, генеральская форма одного из них очень вскользь, но вполне однозначно указывает на происхождение богатства. Существование семьи, застрявшей на обочине жизни, тоже описано предельно точно.

Одна из мелких, но памятных претензий к «Возвращению» – те самые пресловутые шелковые простыни, которые в своем деревенском доме стелила жена внезапно возникающему мужу. В «Елене» манипуляции с хорошим бельем занимают довольно много времени, но теперь выходит так, что они сюжетно обоснованы. Вообще, есть ощущение, что неправдоподобная «евроремонтная» реальность, которая так раздражала в российском кинематографе 2000-х, теперь осуществилась наяву: быт среднего класса подтянулся к фантазиям кинематографистов.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Konstantain Palamar· 2011-05-21 23:39:26
    Когда ждать сие чудо у нас прокате?)
  • Oleg Zintsov· 2011-05-25 18:25:37
    очень хороший текст, особенно замечание о сходства Джейлана с позднесоветским кино
Все новости ›