Не все то золото, что медведь.

Оцените материал

Просмотров: 23025

Некоторые итоги 61-го Берлинского кинофестиваля

Антон Долин · 21/02/2011
АНТОН ДОЛИН о теории и практике компромисса, правозащитном блокбастере, причинах победы одних фильмов и поражения других

Имена:  Александр Миндадзе · Асгар Фархади · Бела Тарр · Исиар Боллаин · Пак Чхан Кьонг · Пак Чхан Ук · Родриго Морено · Рэйф Файнс

​Берлинале-2011 завершен. Жюри под руководством Изабеллы Росселлини присудило «Золотого медведя» фильму иранского режиссера Асгара Фархади «Надер и Симин разводятся», ему же отошли награды за игру актеров (и мужчинам, и женщинам — их вручили по совокупности, за ансамбль). «Туринская лошадь» получила «Серебряного медведя», он же Гран-при, он же второе место: автор картины Бела Тарр этим был явно расстроен. Российский конкурсный фильм, «В субботу» Александра Миндадзе, остался вовсе без призов.

Осталось понять, что все это значит. Вариантов, собственно, немного.

Первая трактовка — простейшая и самая очевидная, поскольку применить ее может даже тот, кто на Берлинале не присутствовал. Самый политический фестиваль мира опять вынес предсказуемое решение, забыв об эстетических критериях. Русских обидели, гения (Тарра) недооценили. Проще всего судить об иранцах, все равно никто не проверит: иранское кино в России не любят и не уважают даже синефилы. Слишком скупо, слишком серьезно, слишком просто. А социально-этнографически — никому не интересно. Таков, по меньшей мере, стереотип. Вероятность выхода «Надера и Симин…» в наш прокат мизерна, так что вердикт фильму вынесут заочно. (Фаргади, кстати, получил «Золотого Святого Георгия» на ММКФ- 2003 за фильм «Танцуя в пыли» — ОS).

Поскольку сегодня весь мир, включая даже нашу провинцию, судачит о жестоком приговоре Джафару Панахи (его блестящие фильмы у нас тоже мало кто смотрел), присуждение награды его младшему товарищу и соратнику Фархади выглядит стопроцентно логично. Тем паче что тот тоже попал в немилость на родине после подписания какой-то бумаги в поддержку осужденного коллеги. Берлинале в этом году весь был посвящен Панахи: показывали его старые картины, на сцену выставили пустой стул в знак его незримого присутствия, по городу развесили плакаты «Где Джафар Панахи?». Так что Фархади можно заочно посчитать эдаким временным заменителем Панахи. Не режиссер, а симулякр.

Эта довольно стройная конструкция моментально разрушается, стоит посмотреть фильм-победитель. «Надер и Симин разводятся» — картина, не лишенная социальной подоплеки (это судебный детектив, и многие абсурдные детали иранской юриспруденции представлены во всей красе), однако главное в ней — психология. Сюжет в меру запутан, и к середине просмотра вдруг обнаруживаешь, что попался на крючок — не оторваться. Жена уходит от мужа не из-за материальных или, боже упаси, физиологических проблем, а потому, что хочет эмигрировать и увезти с собой дочь-старшеклассницу. Муж никак не желает с этим согласиться — не из ложного патриотизма, а потому, что его впадающий в маразм отец не может остаться без присмотра.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:27

  • mkuvshinova· 2011-02-21 18:09:13
    "Даже дождь" на картинках выглядит, как фильм Лоуча
  • Afilla· 2011-02-21 20:53:09
    Тарр - слишком махровый артхаус. А Миндадзе жалко, свиньи они. И чего изумителького в "железной хватке", всего лишь мастерская работка, для Коэнов маловато будет.
  • EnterTheVoid· 2011-02-21 21:09:50
    "иранское кино в России не любят и не уважают даже синефилы. Слишком скупо, слишком серьезно, слишком просто."

    Ну не знаю, я вот иранское кино люблю гораздо больше румынского, и даже корейского, которое в последнее время смотреть просто невозможно, смотря "Поэзию" и "Мать", можно установить мировой рекорд по количеству зевков в минуту, только Чхан Ук Пак радует.
    Что касается румын, то их фильмы через пару лет вообще все забудут, это очередная мода, которая скоро пройдет, снимать близкое к документалистике кино может любой, даже глупые девочки, которые с собачками по ТВ-шоу бегают, истинный талант и мастерство режиссера в таком кино вообще никак не проявляется...
    Что касается Иранского кино...ну да простое, да непритязательное, да скупое, но зато самобытное, доброе и, что очень важно, гуманное, что для современного кино вообще что-то из ряда вон...
    Русских опять обидели...Нюни эти вообще бесят, пока у нас не дадут снимать ровесникам Ксавье Долана, то у нас все так и будет в жопе, потому что все эти Миндадзе, Учители и ко - это все люди с советским менталитетом, они так мыслят и они так снимают, никому это не интересно, это вообще никак не отвечает моим ценностям, мировозрению и моей системе координат. Я хочу видеть современное, интересное кино, мне вся эта советчина, чернобыль и прочая х-ня вообще не интересны, мне интересно про сегодня и про завтра, а не про вчера.
Читать все комментарии ›
Все новости ›