Китайский Джармуш, петербуржский андеграунд и эстонский модернизм — в полном превью конкурсной программы
Читать!
Новой команде фестиваля удалось собрать конкурсную программу, абсолютно лишенную монотонности — здесь представлен весь спектр арт-кино, иногда в довольно необычном преломлении. Японский оммаж Тарковскому, китайская комедия в духе Джармуша (или даже Хлебникова), нижегородский видеоарт, итальянский фильм, больше похожий на иберийские полудокументальные эксперименты, — все это складывается в единую картину современного кинематографа, существующего за счет взаимопроникновения потоков, обмена, смешения языков и жанров.
«Искушение святого Тыну» (Эстония). Режиссер Вейко Ыунпуу
Второй полнометражный фильм Вейко Ыунпуу («Осенний бал»), важнейшего и интереснейшего режиссера на постсоветском пространстве. «Искушение святого Тыну» — черно-белая фреска про менеджера, который во всех смыслах оказывается «посреди» (в середине жизни, в середине социальной лестницы, в середине Европы), погружаясь в бездну экзистенциального ужаса. Он в буквальном смысле в сумрачном лесу — будь то настоящий лес, квартира русской девушки с издевательским именем Надежда (Равшана Куркова) или разделочный стол мясника. Ыунпуу создает кинематографическое и смысловое полотно такой плотности, что его модернизм, цитаты из Данте и религиозная символика не кажутся ни архаизмом, ни подражанием — он один из тех немногих, кто и сегодня имеет на это полное право.
Трейлер фильма «Искушение святого Тыну»
«Воодушевление» (Россия). Режиссеры — группа «ПРОВМЫЗА»
«Воодушевление», короткий (46 мин.) фильм нижегородской группы «ПРОВМЫЗА», недавно представлял Россию в «Горизонтах» — экспериментальной секции Венецианского фестиваля. В этом мрачном гипнотическом кинополотне нет диалогов и почти нет сюжета. Группа людей с лицами, скрытыми под длинными волосами, ищет некое существо в речной глубине. Показательно отвечающие в нашей стране за слияние арта и кинематографа, «ПРОВМЫЗА» существует скорее в пространстве арт-галереи, чем кинотеатра, — но при этом Галина Мызникова и Сергей Проворов считают себя последователями Довженко и Дрейера, а в числе современных единомышленников называют Педро Кошту, Альберто Серру, Апичатпонга Вирасетакуна и Лава Диаса.
«Зимние каникулы» (Китай). Режиссер Ли Хунци. Конкурс
Ли Хунци снял фильм, которого меньше всего ожидаешь от китайского режиссера — вспоминаются скорее американские независимые, скандинавы, румыны и в еще большей степени — Борис Хлебников. В «Зимних каникулах» (как и в «Сумасшедшей помощи») — разреженное безжизненное пространство, физически ощутимый холод. В числе персонажей — толстый мальчик («Кем ты мечтаешь быть, когда вырастешь?» — «Сиротой»), приятели его старшего брата-подростка («Если ты не будешь учиться, что ты будешь делать?» — «Буду строить социализм китайского типа»), их родители и учителя. Долгие паузы между репликами усугубляют общий саркастический тон: подростки здесь похожи на персонажей «Южного парка» — маленькие взрослые, отстраненно комментирующие собственную жизнь («Твоя девушка только что осознала все опасности подростковой влюбленности»). Но, пожалуй, самое удивительное в этом фильме то, как Ли Хунцы при помощи кирпичных заборов, прилавков с капустой и покрашенных в две краски казенных стен создает в кадре совершенно фантастическое визуальное пространство — одновременно неказистое и привлекательное.
«Клон возвращается домой» (Япония). Режиссер Кандзи Накадзима. Конкурс
«Клон» — интересный пример того, как в современном (причем не европейском) кино интерпретируется эстетика и проблематика Тарковского. Главный герой — астронавт, погибший в космосе и возвращенный к жизни при помощи новейшей технологии клонирования. Она позволяет восстановить не только тело, но и воспоминания — как минимум часть. Вернувшись в дом своего детства, герой находит на берегу реки собственное тело в скафандре — именно на этом месте много лет назад погиб его брат-близнец. Отталкиваясь от «Соляриса» и «Зеркала», с их бесконечной расширяющейся вселенной, Накадзима говорит о смерти, жизни, семье, неистребимых воспоминаниях и о тех нечленимых составляющих, из которых состоит человек, — как материальных, так и эфемерных.
Трейлер фильма «Клон возвращается домой»
«Которого не было» (Россия). Режиссер Рамиль Салахудтинов. Конкурс
Режиссер Рамиль Салахутдинов — ученик Алексея Германа (до такой степени, что его дебютный фильм «Кружение в пределах кольцевой» показывали недавно в рамках фестиваля «Все наши Германы»), однако его вряд ли назовешь эпигоном. «Которого не было» — полуфантастическая история ученого, которому в юности нагадали смерть в сорок четыре года. Вскоре после дня рождения, потеряв сон и покой, он соглашается на экспериментальную операцию по перекодировке организма — в надежде на то, что за другим смерть не явится в назначенное время. Став человеком, которого не было (с другим лицом и внезапно возникшей аллергией на орехи), герой под новым именем нанимается на прежнюю работу, вступает в мучительные объяснения с женщиной, которая знала и любила того, прежнего (Полина Агуреева), и на мгновение обретает иллюзию спасения с женщиной новой ( Екатерина Голубева). Подобная история (экранизация рассказа Елены Долгопят) могла превратиться во что угодно, от комедии до триллера, — Салахутдинов снял неспешную экзистенциальную драму про невыносимость бытия и бессмысленный побег от смерти.
Трейлер фильма «Которого не было»
«Ловушка для крабов» (Колумбия — Франция). Режиссер Оскар Руис Навия
Загадочный путешественник пробирается через джунгли в глухой рыбацкий поселок: здесь он рассчитывает найти временное укрытие и лодку, чтобы двигаться дальше. Его глазами — глазами постороннего, явно загнанного в тупик, — мы наблюдаем за жизнью поселка, с танцами, трудом, бездельем, установленными правилами. Навия добивается полного эффекта погружения (в том числе и в самом прямом смысле — в воду): вслед за героем незаметно и отчасти против воли мы начинаем жить их жизнью. Но убежище постепенно превращается в ловушку: деревенские используют туристов; с путешественником начинает происходить примерно то же самое, что с героиней Николь Кидман происходило в «Догвилле» — полная и зловещая перемена в отношениях с местными.
Трейлер фильма «Ловушка для крабов»
«Сказки золотого века» (Румыния) Режиссеры: Ханно Хофер, Разван Маркулеску, Кристиан Мунджу, Константин Попеску, Ионна Ирикару
« Сказки» — продюсерский проект Кристиана Мунджу «Четыре месяца, три недели и два дня», в прошлом году принимавший участие в каннской программе «Особый взгляд». Это еще один сеанс национального киноэкзорцизма, на этот раз коллективный. Шесть новелл альманаха — шесть анекдотов из времен позднего Чаушеску: пятнадцать лет нищеты, распада и репрессий румынская пропаганда называла «Золотым веком». Этот фильм не лучшее, что за последние годы было создано в Румынии, но он отлично выполняет свою задачу: представить широкую панораму абсурдных и комических ситуаций, в которых людям приходилось существовать годами. Судя по фильму, СССР в своих кафкианских практиках серьезно уступал Румынии.
Трейлер фильма «Сказки золотого века»
«Днепр» (Украина). Режиссер Александр Шапиро
Украинский независимый режиссер Александр Шапиро (« Путеводитель») слагает гимн Днепру, попутно рефлексируя по поводу собственной судьбы в кинематографе. Этот многоречивый фильм начинается с блистательного монолога женщины, молодой, но много повидавшей, в дорогом продуктовом магазине («Приеду домой, возьму грамм кокса и буду смотреть, как засыхает жизнь»). Второй монолог произносит стареющий бонвиван, обитатель плавучего ресторана на Днепре. Он так и не замолчит до конца фильма, при помощи своей напористой барочной болтовни обо всем на свете соблазняя приезжую девушку. Периодически действие прерывают вставки из старых документальных фильмов: будто бы «Днепр» — настолько малобюджетное кино, что от бедности оно снято на уже использованную пленку. На предельную независимость режиссера намекают и английские титры: они сопровождаются логотипом Google — это машинный перевод («ты сдулся» тут переводится как you zdulsya).
«Четырежды» (Италия). Режиссер Микеланджело Фраммартино
Еще один неожиданный фильм, совершенно не похожий на то, что мы привыкли видеть как в классическом, так и в современном итальянском кино. Фраммартино снимает жизнь там, где она до сих пор существует в традиционных формах, — в маленькой горной деревне. Здесь умирает пастух, рождается козленок, здесь все принимают участие в карнавале и с песнями рубят огромную пихту. Рождение и смерть отдельного существа показаны тут как часть непрерывного, единого цикла. Но это именно что отдельные существа, с собственным убедительным обоснованием присутствия в этом мире (даже если речь идет о дереве или козленке). Собственно, линия с козлами и привлекла к картине так много внимания на прошедшем Каннском фестивале: у Фраммартино все представители стада — яркие индивидуальности, со своим голосом и характером. Новорожденный козленок — очевидный главный герой центрального эпизода фильма, вызывающий сильный эмоциональный отзыв. Камера следит за ним от рождения до смерти — совершенно непостижимо, как Фраммартино удалось это снять.
Трейлер фильма «Четырежды»
«Рафаилъ Пироне» (Россия). Режиссер Ярослав Добронравов
Включенный в конкурс уже после объявления основной программы, «Рафаилъ Пироне» стал нечаянным открытием фестиваля «2morrow/Завтра». Это медитативный петербуржский андеграунд с убийствами в финале — рефлексия на тему города, «мокрого места», которое осталось от его погибших обитателей. По дворам и набережным блуждают персонажи: пожилая женщина, потерявшая мужа в 1937-м; музыкант, который ищет созвучие каналов и дворов; приезжие брат с сестрой. «Человек живет способностью
Читать!
О внеконкурсных картинах фестиваля — во второй части обзора, в понедельник
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Гм... а почему "петербурЖский"-то?
-
У Хлебникова не "Скорая помощь", а "Сумасшедшая".
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451724
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343359
- 3. Норильск. Май 1268589
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897667
- 5. Закоротило 822094
- 6. Не может прожить без ирисок 782234
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758692
- 8. Коблы и малолетки 740853
- 9. Затворник. Но пятипалый 471222
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403059
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370454
- 12. ЖП и крепостное право 357667