Революция торрентов заключается в том, что с их появлением кино стало по-настоящему доступным для тех, кому оно действительно нужно.

Оцените материал

Просмотров: 35442

Границы без кино

Борис Нелепо · 19/02/2010
Страницы:
Прямая речь

Торренты оказались еще одним видом социальной сети — здесь собираются единомышленники, которые переводят фильмы (иногда даже лучше, чем легальные дистрибьюторы, у которых перевод часто поставлен на поток) и раздают их другим (то есть выкладывают для скачивания). Некоторые из этих энтузиастов согласились ответить на наши вопросы.

Зачем вы этим занимаетесь?

badsteel (переводы и раздачи фильмов Белы Тарра, Наоми Кавасе и других)
В первую очередь мне это интересно как литературный опыт, творчество (или его суррогат, потому что я ведь, в сущности, ничего нового не создаю). А участие в файлообмене — это просто довесок, логичный финальный жест: ты что-то сделал — значит, кто-то должен это увидеть.
К тому же перевод — это хорошая возможность погрузиться в любимый фильм, которая не достигается простым повторным просмотром. Технически все выглядит так: я смотрю фильм, затем перевожу субтитры и вычитываю до тех пор, пока не появляется уверенность, что текст звучит гладко и не содержит ошибок, потом пересматриваю кино с этим переводом, вношу последние исправления (как правило, они касаются длительности фраз, нарушающих ритм фильма), ну и в идеале нужен еще один контрольный пересмотр — хотя бы только тех сцен, которые содержат диалоги. Иногда время уходит на изучение фактологии: для перевода «Жанны Девы» Риветта, который в сценарии обильно цитировал исторические хроники, я перечитывал и делал выписки из доступных в рунете биографий Жанны Д'Арк.
В целом все это занимает от одного дня до пары месяцев — очень условные сроки, учитывая, что я не связан никакими обязательствами и могу позволить себе садиться за работу только под настроение. То есть между началом и окончанием перевода вполне может пройти и год, но это всего лишь будет означать, что я делал очень большие перерывы.

овощ_хрен (сообщество livekino, раздачи в секции «Авторское кино»)
Ответ простой — я люблю кино, но мне скучно смотреть его одной. В общем, так — кино, одиночество и желание быть кому-то нужной.


Чем вы руководствуетесь, когда подбираете фильмы?

badsteel
За все торренты не скажу, но лично я иду в кильватере отечественной кинокритики (в ее маргинально-блогерских проявлениях) и ни куратором, ни культуртрегером, ни почтовой лошадью просвещения себя не ощущаю. Все-таки актуализация [картины] — и для меня в том числе — происходит в тот момент, когда на фильм указывает критик, я всего лишь удаляю последнюю преграду в виде английских субтитров. Но не думаю, что она настолько для кого-то серьезна (из тех, кто не ленив и любопытен).

овощ_хрен
Кино выбирается, выбиралось и будет выбираться мной по наитию плюс рекомендация авторитетных друзей. Но если моя интуиция молчит и я не чувствую щелчка, я не буду смотреть или выключу [фильм] через пятнадцать минут. Второй случай — есть немногие режиссеры, у которых мне интересно смотреть все фильмы.
Круга единомышленников [у меня] нет, он распался. Раньше было братство и настоящее единение какое-то киноманиакальное. Сейчас я одна в этом смысле, просто есть люди, которые соглашаются помочь, а есть — кто игнорирует. Фактически сейчас кино на торрентс никому не нужно. Это такой большой рынок, киношаринговый маркет, и давно предложение превышает спрос. Люди не в состоянии смотреть все, что выкачивается. Не качают хорошие фильмы просто потому, что они неинтересно, незазывающе оформлены (есть несколько негласных правил, как правильно подать раздачу на торрентс да и вообще в сети, чтобы ее брали).

Разумеется, меня многие знают, и люди, грубо говоря, качают «мою» раздачу, не важно, что о режиссере никогда не слыхивали — они могут быть уверены в качестве, как художественном, так и техническом.

Мы протащили в сеть культовые фильмы, которых было не достать за деньги. Я горжусь, что на торрентс (и вообще в сети) с русским переводом (субтитры) фильмы Гарреля первая принесла именно я. «Регулярные любовники» два года уже доступны в сети просто потому, что я написала одному хорошему дядьке в его блог и попросила перевести этот фильм для народа, так как мне понравились его переводы в стихах и прозе.

Я совсем не серьезный знаток кино, просто мне нравилось делиться с людьми фильмами или что-то открывать и самой себе, и людям. Нравилось, потому что сейчас — «один в поле не воин».


Считаете ли вы, что вы занимаетесь противозаконной деятельностью?

badsteel
Я, по правде говоря, даже не знаю, какой юридической статус у моей деятельности, коль скоро у большинства этих фильмов нет правообладателей в России. Но морального дискомфорта не испытываю.

овощ_хрен
Да, я сознаю, что по мне плачет тюрьма (вполне серьезно, иногда я испытываю страх, однажды мне пришло письмо от провайдера с предупреждением, что я скачивала запрещенный контент на piratebay, я здорово испугалась, самую ценную информацию записала на диски и куда-то спрятала, боялась прихода товарищей в форме).
Я не люблю выкладывать DVD лицензионные. Но не из-за страха, что меня схватят. Я сознаю, что эти компании, которые скорее делают благое дело, переводя какие-то фильмы, закупая лицензии, делая замечательные издания с дополнительными материалами, терпят огромные убытки и еле выживают сейчас. Им нужно давать хотя бы как-то окупать их расходы. Если что и собирается мной и раздается, так только то, что нигде не было с таким качеством или переводом издано у нас в России.
Есть еще одно «но»: существование возможности халявного скачивания практически любого кино в сети привело к изменению личности — люди разучились покупать кино. Потому что считают, что скачать можно все. А кино надо покупать, надо ходить в кинотеатры, поддерживая тем самым на плаву всю эту махину под названием киноиндустрия.


В качестве приложения мы публикуем выдержки из многостраничного манифеста еще одного респондента, которому были отправлены те же вопросы, но который запретил упоминать свой ник, названия выкладываемых им фильмов и сами ответы. Мы приводим наиболее интересные и максимально нейтральные выдержки, не способные выдать автора.

«<…> Некоторые пользователи торрентс.ру, выкладывающие пачками новые, только что вышедшие ДВД, в графе «род занятий» пишут «региональный менеджер КП Диджитал» (без намека на сатиру и юмор) и дают адрес на свою страницу «Вконтакте» с фотографиями себя любимого и любимой девушки своей (без намека на попытку мистификации). Это — свидетельство безнаказанности, невежественности и значительной наглости конкретного «пирата», но также и главный риск, который, как мне кажется, навис над торрентами. Превращение их в «альтернативную» легальной систему распространения аудиовизуального продукта, которая замещает существующую, не представляя ей взамен даже минимальных финансовых отчислений, принципиально невозможно и недопустимо. Сейчас же, во всяком случае, у меня складывается такое впечатление, что эту индустрию лишают даже тех самых нескольких сотен рублей за проданный диск, который был честно куплен в магазине и выложен для того, чтобы им делиться. При этом часть пользователей скачивают продукт для того, чтобы самим изготовлять пиратские диски и продавать их на базарах, что еще больше усугубляет ситуацию противоправности данной деятельности.

<…>Безусловно, позиция «проводника», который доставляет жаждущим кинематографических впечатлений доселе непознанное, потенциально является достаточно приятной и тешащей самолюбие. Однако мой опыт свидетельствует скорее об отсутствии осязаемых конструктивных реакций на представленные доселе неизвестные фильмы, которые бы позволили сформировать у меня ощущение того, что моя деятельность есть не индивидуальная работа по переводу фильмов, но коллективный процесс проживания совместных эмоций, связанных с увиденным и прочувствованным кино, и его последующее более-менее коллективное осмысление.

Это не значит, что я не замечаю наличия в статистике моих раздач одних и тех же «ников», носителей которых весьма условно можно назвать моими «последователями», поскольку они скачали несколько лент, которые я выложил и перевел. Однако их наличие не является основополагающим условием моей деятельности либо же хоть как-то влияющим на нее, поскольку я вполне трезво отдаю себе отчет, что сфера их интересов распространяется на раздачи «Авторского кино», а не конкретно мои релизы (об этом, скажем, свидетельствует их отсутствие в раздачах, созданных мной в менее «интеллектуальных» разделах торрентс.ру). Так что ощущение некой общности, которое у меня возникает, связано с ложно сочиненным мной самим и связанным с психологическим желанием «вписать» себя в коллектив и защититься от одиночества там, где это сделать принципиально невозможно.

Хотел ли бы я осознавать себя частью целого, некоего сообщества любителей кино, которые определенным образом располагаются в разделе «Авторского кино» на торрентс.ру и совместно формируют любительский дискурс вокруг современного кинопроцесса? Скорее да, чем нет. Возможно ли достижение этой общности на торрентс.ру для меня? Нет, невозможно.

По сути, на практике и совершенно осознанно я пришел к результатам, абсолютно противоположным моим изначальным ожиданиям, связанным с тем, чтобы «приобретать друзей» и расширять поля эмоциональных контактов с людьми, которые могут на достаточно высоком уровне высказывать мысли об искусстве и общение с которыми укрепляет «гедонистический» контур жизни. А это все-таки важная составляющая синефилии, которая является элементом реальной, не виртуальной жизни. Вспомните «Синефилов» Луи Скорецки, во многом, конечно, утрированных. Их герои не просто говорят о кино, смотрят кино, они физически любят друг друга — кино есть медиум, который позволяет им установить человеческую связь, наладить ее в разорванном мире (точно так же происходит среди брачующихся сектантов, объединенных общей трактовкой и исповеданием религиозного учения). Так что невозможность осуществления через компьютер «физического» контакта, несомненно, замедлит размножение интернет-кинолюбов».
Страницы:

Файлообменники теперь преследуют и в России. Готовы ли вы платить за легальный контент?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Файлообменники теперь преследуют и в России. Готовы ли вы платить за легальный контент?

  • Не платил, не плачу и не буду платить
    1560
    38%
  • Нет, все равно на этом наживаются корпорации, а не творцы
    1303
    32%
  • Да, при условии, что это будет недорого и удобно
    1117
    27%
  • Да, но буду скачивать существенно меньше
    152
    4%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:19

  • kk· 2010-02-20 00:09:19
    Спасибо Борису и OpenSpace за материал. Для меня лично закрытие torrents.ru станет событием, простите за громкое слово, ЧУДОВИЩНЫМ. В российской жизни мало радостей, а существование этого сайта облегчает ее для меня существенно. Ожидаю, к сожалению, худшего. Дай бог, чтобы не оправдалось.
  • bourger· 2010-02-21 20:56:37
    Отличная статья. Слишком, может быть, узкий аспект проблемы показан - трудности энтузиастов авторского кино, ведь под удар сил копирайта попадают, фактически, все пользователи интернета.
    Единственная форма пиратства - это продажа скачанного контента. Все остальное - естественное следствие развития технических средств и формирования культуры потребления информационных продуктов в интернете. И это проблема правообладателей, как в таких условиях зарабатывать деньги. Запрещать уже сформировавшиеся практики - абсурдно.
  • kinanet· 2010-02-22 23:13:01
    Я потратил менее получаса, чтобы выяснить даты премьер всех фильмов Роб-Грийе во Франции:

    "Бессмертная" - 27 марта 1963 года
    "Транс-европейский экспресс" - 25 января 1967 года
    "Человек, который лжёт" - 27 марта 1968 года
    "Рай и после" - 20 апреля 1970 года
    "Постепенные скольжения удовольствия" - 7 марта 1974 года
    "Игра с огнём" - 19 февраля 1975 года
    "Прекрасная пленница" - 16 февраля 1983 года
    "Звук, издаваемый безумцем" - 1 ноября 1995 года
    "Градива" - 9 мая 2007 года
  • revelateur· 2010-02-22 23:18:40
    Дорогой kinanet,

    речь идет (что следует из контекста) о выпуске картин на dvd. Какое отношение к этому имеют даты кинотеатральных премьер не очень понятно, потому мне искренне жаль те полчаса, которые вы потратили на выяснение этой информации.
  • perversed· 2010-02-23 09:40:48
    Вызывает сомнения логика автора, оправдывающая воровство: а что делать, фильмы же эти нигде не достать. Тогда чем эта ситуация отличается от воровства в магазине? Что делать тем людям, у котрых нет денег и которым никто не даст поесть (и т.д.) бесплатно? Конечно же, взять самим!

    По поводу книг Волчека. Прочла и сразу пошла смотреть книжки в продаже в сети. На озоне они стоят вовсе не 160, а скорее 320. Это раз. Во-вторых, книжку с таким оформлением я не возьму даже бесплатно, в библиотеке. Сравните с французским аналогом. Пусть сначала оформлять научатся, а потом и продавать можно.
  • revelateur· 2010-02-23 12:23:16
    perversed,

    относительно книг "Колонны": Вы бы ещё стали смотреть не на озоне, а у букинистов. Как известно, у Озона очень простой механизм ценообразования - берется издательская цена и умножается в два, а то и в три раза. http://kolonna.mitin.com/books.php?bookid=152 - вот Витткоп на сайте издательства за те самые 160 рублей, книги рассылаются по всей стране оттуда. Относительно оформления - ну это дело вашего вкуса. Я позволю себе с вами не согласиться - как по мне, книги этого издательства - одни из наиболее изящно оформленных, и потому я очень рад, что они украшают мою библиотеку.
  • kapetik· 2010-02-23 20:57:32
    perversed 
    Вообще-то вы знаете, мы живем в как-будто бы гуманитарном мире и, если у кого-нибудь нет денег на еду, то общество должно бить в набат, ужасаться и стараться накормить. А с доступностью культурных ценностей в нашей стране именно такая ситуация. Даже в Москве голод, а уж вне Москвы вообще - голодомор.
  • ev65· 2010-02-24 13:12:35
    "как-будто бы"
    увы
  • FrauKraft· 2010-02-24 14:50:38
    Субъективная иллюстрация:
    Сходив по той самой ссылке, ещё не успев узнать, что закрыли не совсем, вдруг постигла смысл выражения "гуманитарная катастрофа".
  • FrauKraft· 2010-02-24 14:57:11
    perversed - это порядком затёртый ход мышления.
    А Вы что, в самом деле кино от булки хлеба не отличаете? Ну тада ладна...
  • sikomor· 2010-02-24 23:16:27
    За спасибо теперь не поешь духовной пищи? Жить дальше по заповеди:"..взгляните на птиц небесных:они не сеют,не жнут,не собирают в житницы;и Отец наш Небесный питает их.."? или отдавать последний кровный рубль за "легальный контент"?
  • asl· 2010-02-25 16:30:58
    perversed
    Похоже, вы не совсем поняли главную мысль текста. Представьте себе,что вы приходите в магазин за хлебом, потому что вам очень хочется есть. И вы готовы купить его. И деньги у вас припасены на покупку. Но вместо продуктов во всех магазинах почему-то продают шмотки, стиральный порошок, еще что-то несъедобное. Вы готовы купить хлеб втридорога, но его нигде нет. Чтобы украсть, нужно иметь возможность украсть. Качать из интернета заснятую кем-то на мобильный копию фильма, который показывают в кинотеатре за сто метров от вашего дома, скачивать ДВД, который был выпущен на лицензии, продается везде и стоит не дороже денег, - вот это воровство. А статья не об этом.
  • sikomor· 2010-02-25 17:19:26
    А если аллегория с магазином не совсем верна? Интернет подобен дереву с плодами,растущему на ничьей земли - кому я в таком случае что должен? И если к тому же денег у меня ни хрена нету,с голоду подыхать что ли? За мелодию,услышанную на улице и застрявшую в голове тоже кто-нибудь додумается когда-нибудь драть бабло.Взять,что плохо лежит и красть - это далеко не одно и то же.
  • ohhiitsme· 2010-03-04 23:47:00
    время продажи носителей как пришло так и ушло.
    чем быстрее "правообладатели" с этим смирятся, тем для них лучше.
    мораль о том, что пиратство зло — фальшивка.
  • ohhiitsme· 2010-03-05 00:11:04
    давно пора закон об авторских правах применять только к тем, кто незаконно присваивает себе авторство.
    цифровые копии должны обесцениться и их копирование законом запрещаться не должно.
    но это все-равно, что запретить сигареты по всему миру — табачные компании этого сделать не позволят.
  • ekunin· 2010-03-05 16:24:56
    единственный способ - брать деньги с провайдеров.
    каждому пользователю в обязательном порядке добавляется например 100 р к счету за интернет и скачивай сколько влезет. эти 100 идут в фонд "держателей авторских прав". откуда они уже получают бабло согласно, скажем рейтингам скачивания.
    вот такая нехитрая модель )
  • masha-tereschenko· 2010-03-08 15:17:31
    Удивительно, когда представления об авторском (интеллектуальном) праве сравнивают с представлениями о частной собственности. Вторым - тысячелетия. Первым - едва ли век исполнился. Каких-то сто - сто пятьдесят лет назад люди спокойно издавали текст, не платя никаких авторских, и никого это не смущало. Исполняли музыку, не платя авторских - и никто не орал про воровство...
    Я понимаю большие компании, которые лоббируют законы об авторских правах. Я понимаю государство, которое идет у этих компаний на поводу... но я совершенно не понимаю фанатичной законопослушности, просыпающейся вдруг у граждан РФ, которые вдруг с пафосом начинают говорить о моральных аспектах авторского права. Мне, со своей стороны, кажется, что искусство должно быть максимально доступно. Тот закон, который препятствует... это плохой закон. Понятно, какие-то финансовые нормативы нужны (поскольку это и бизнес тоже). То есть негоже, чтобы я покупала диск, допустим, в полтора раза дешевле, но не у производителя, а у пирата, даже не понимая, лицензия это или нет...
    Но торренты - это другое. Это как... ну, не знаю, люди же дают друг другу книжки почитать... понятно, издательству выгоднее, чтобы каждый купил себе по экземпляру... но не все же должно происходить в угоду издательствам или кинокомпаниям.
  • Chukabara· 2010-06-15 02:07:41
    искусство и бизнес две вещи несовместные))
  • arsenk· 2011-01-24 18:57:45
    так прокатчики - сделайте нормальную лицензию, поучитесь у Критерион, тогда и по 400-500 р. не жалко будет за диск.
Все новости ›