Революция торрентов заключается в том, что с их появлением кино стало по-настоящему доступным для тех, кому оно действительно нужно.
БОРИС НЕЛЕПО сравнивает гонения на торренты с закрытием Музея кино и выясняет мотивы тех, кто фильмы не скачивает, а раздает
Мы продолжаем разговор о новых практиках кинопросмотра и конфликте устаревающего копирайта с современными техническими возможностями.Классик американского киноведения Джонатан Розенбаум считает, что индустрия должна выработать более актуальный и справедливый кодекс отношений с авторами и зрителями. Один из основателей корпорации Virgin Ник Пауэлл уверен, что изменения в законах невозможны без изменений в сознании. Датский режиссер Николас Виндинг Рефн («Пушер», «Бронсон», Valgalla Rising) не против того, чтобы его фильмы скачивали нелегально,
Читать!
Под впечатлением от новости о преследованиях прокуратурой крупнейшего в российском интернете файлообменника torrents.ru, БОРИС НЕЛЕПО рассказал о том, что обмен файлами значит для киномана, а также поговорил с активистами, которые находят, переводят и выкладывают для скачивания редкие фильмы.
Торренты — синоним пиратства. Скачать фильм — значит его украсть.
Действительно, значительная часть контента, передаваемого через пиринговые сети, размещается нелегально и наносит вред правообладателям.
Но есть и другая правда: интернет и торренты превратились в уникальную библиотеку, принципиально изменившую жизнь как простых киноманов, так и людей, профессионально занимающихся изучением кинематографа. В нашей стране этот тезис кажется особенно понятным.
Вспомним те времена, когда интернет и торренты еще не стали повседневной частью нашей жизни. Незавидная участь рядового зрителя — смотреть только то кино, которое удосужатся донести до кинотеатров кинопрокатные компании. В Москве еще был уникальный Музей кино, устраивавший ключевые ретроспективы и показывавший классику. Его, как известно, закрыли. К сожалению, по состоянию на 2010 год дистрибьюторы не стали умнее или поворотливее — доказательством тому служит снятие с проката «Бесподобного мистера Фокса» Уэса Андерсона и «Там, где живут чудовища» Спайка Джонза. Если это «непрокатные» картины, то, хочется спросить, какое же кино в представлении прокатчиков имеет перспективы для показа в кинотеатрах? Видимо, только очередное продолжение «Ледникового периода» или фильм, поддерживаемый «Первым каналом».
Революция торрентов заключается в том, что с их появлением кино стало по-настоящему доступным для тех, кому оно действительно нужно. Сегодня за современным кинопроцессом может следить каждый интересующийся им человек, а не только, как прежде, некий элитный круг кинокритиков и отборщиков, посещающих фестивали на профессиональной основе. Интересно и другое: благодаря социальным сетям (а парадоксальным образом к ним можно отнести и некоторые торрент-трекеры) появляется новая генерация синефилов, для которых киномания неразрывно связана со скачиванием кино.
Это не утрата пресловутого коллективного опыта, получаемого в кинозале. Напротив: в тех же блогах люди сходятся по индивидуальным интересам, пропагандируя наиболее близкий им тип кинематографа. На тех же torrents.ru существует целое сообщество людей, которые в свободное время совершенно бескорыстно занимаются переводом и распространением своих любимых фильмов. Стоит ли говорить о том, что большинство этих картин никогда не значилось в кинопрокатных планах ни одной компании.
Зачастую энтузиасты делают очень хорошие переводы. Например, английскими субтитрами к работам Белы Тарра эти переводчики оказались не удовлетворены и специально привлекли знатока венгерского языка. Один из энтузиастов обратился ко мне с просьбой проверить по моему тому «Эндимиона» перевод строчек Китса в каком-то из фильмов.
Давно уже стала общим местом мысль о том, что в нулевые окончательно исчезли «большие режиссеры», единые знаменатели, а синефилия в соответствии с «концепцией длинного хвоста» распределилась по разным нишам. Кинокритики внимательно отслеживают кинопроцесс, но уже не факт, что это один и тот же кинопроцесс (подтверждением тому может быть материал OPENSPACE.RU «Топ-15: лучшие фильмы нулевых, которые вы не видели», составленный тремя авторами и представивший фактически три разных взгляда на то, что такое современное кино).
Одни методично исследуют азиатское кино, другие интересуются маргиналами, кто-то выискивает тайные сокровища среди неизвестных фильмов прошлого. На российской почве, к сожалению, идея нишевых групп потребителей совсем не прижилась, но проблема существует во всем мире. Того же Бела Тарра нельзя увидеть законно почти нигде в мире, а французский режиссер Пьер Леон, например, страдает из-за недоступности советского кинематографа, который он очень любит и которым вдохновляется во время создания собственных работ.
Есть и более наглядные примеры. Например, существует бесспорная величина — классик французской литературы Ален Роб-Грийе, скончавшийся два года назад. Мало кому известно, что не меньше, чем писательской деятельностью, Роб-Грийе был увлечен кинематографом: его вклад в кино отнюдь не ограничивается написанием сценария к картине «В прошлом году в Мариенбаде». В качестве режиссера Роб-Грийе снял девять полнометражных картин, ни одна из которых так и не была выпущена на его родине. В 2008 году «Трансъевропейский экспресс» издали на DVD в Италии. Вскоре он появился на торрентах, прошло еще немного времени, и энтузиасты сделали к нему английские субтитры (в таких случаях впоследствии часто появляется и русский перевод). Таких странных изданий достаточно много, до сих пор некоторые киноманы гоняются за раритетными японскими копиями редчайших фильмов Жана Эсташа, Филиппа Гарреля или даже Жан-Люка Годара. В Токио эти фильмы еще возможно приобрести, а вот в Париже — уже нет.
Многие картины не издавались вообще. Важный фильм Жака Риветта Out 1 показывали с пленки, кажется, всего раз пять. Но однажды фильм показывали по телевидению, кто-то записал его на кассету, одно время он имел хождение в бутлегах, а затем его оцифровали (и сделали к тому же английские субтитры).
Писать о творчестве того или иного автора, не смотря его принципиальных работ, — для профессионала дикость. Всегда должны быть библиотеки и архивы, аналогом которых сегодня оказывается интернет. В мире пока так и не появились полноценные цифровые библиотеки, на данном этапе правового развития перспективы их появления и развития кажутся очень туманными. И я все-таки убежден, что для любого человека, профессионально занимающегося кинематографом сегодня, пользование торрентами неизбежно (не важно, область ли это film studies или кинокритики). Чтобы написать хороший текст о режиссере, необходимо иметь доступ к большей части его работ. Это возможно в случае с Тарковским и Феллини, но ряд таких режиссеров очень невелик (этим, к сожалению, объясняется невероятное количество белых пятен в преподаваемой у нас киноистории: и в название ретроспективы Джона Кассаветиса на ММКФ перед его именем ставят прилагательное «неизвестный»).
Можно возразить, что фильмами неизвестных французских или азиатских режиссеров интересуются, скажем, десятки людей, а основной урон индустрии наносят миллионы, качающие «Аватар». Но нужно понимать, что человек, готовый смотреть записанную в кинотеатре на мобильный телефон версию голливудского блокбастера, вряд ли отдал бы за него деньги в кинотеатре. Это разные виды зрителей с разной психологией.
Тем не менее все вышесказанное не отменяет сложности и спорности моральных вопросов, связанных со скачиванием кино и использованием торрентов. На деле каждый случай оказывается исключительным — и вопрос скорее в индивидуальной порядочности как распространителей, так и потребителей контента. Часто страдают маленькие лейблы или, скажем, издательства. Писатель и переводчик Дмитрий Волчек рассказывал о том, что книги Габриэль Витткоп, которые он с такой энергией издает на русском языке, в отсканированном виде оказываются на торрентах. Книги эти свободно продаются, стоят порядка 160 рублей, и, конечно, для любого другого маленького издательства такая история означала бы одну простую вещь — новые книги этого писателя больше бы не переводились. Однако фильмы тех же Тарра или Риветта многие готовы были бы покупать, но это оказывается невозможным.
Очевидно, что в вопросах авторского права и интернета необходима разработка какого-то принципиально нового механизма, который мог бы приносить деньги автору и правообладателям, не нанося при этом ущерб культуре. Вместо этого все ожесточеннее становится борьба с торрентами, происходит все больше громких судебных процессов. В этой борьбе есть какая-то обреченность — на месте закрытых трекеров возникают новые, серверы перевозятся из одной страны в другую. Но если, скажем, во Франции борьбу с торрентами еще можно пробовать оправдывать какими-либо благородными мотивами (в Париже десятки артхаусных кинотеатров, на DVD издаются все хоть сколько-нибудь заметные фестивальные картины. — OS), то закрытие прокуратурой torrents.ru оказывается в некотором роде в одном контексте с изгнанием из своего здания Музея кино или изменениями принципов госфинансирования кинематографа и подтверждает другую печальную тенденцию нулевых. А именно то, что борьба с культурой у нас продолжается на всех фронтах.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
Файлообменники теперь преследуют и в России. Готовы ли вы платить за легальный контент?
Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:
Файлообменники теперь преследуют и в России. Готовы ли вы платить за легальный контент?
-
Не платил, не плачу и не буду платить156038%
-
Нет, все равно на этом наживаются корпорации, а не творцы130332%
-
Да, при условии, что это будет недорого и удобно111727%
-
Да, но буду скачивать существенно меньше1524%
КомментарииВсего:19
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438053
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338319
- 3. Норильск. Май 1268257
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897608
- 5. Закоротило 822002
- 6. Не может прожить без ирисок 781559
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 757958
- 8. Коблы и малолетки 740637
- 9. Затворник. Но пятипалый 470742
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402749
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370240
- 12. Винтаж на Болотной 343071
Единственная форма пиратства - это продажа скачанного контента. Все остальное - естественное следствие развития технических средств и формирования культуры потребления информационных продуктов в интернете. И это проблема правообладателей, как в таких условиях зарабатывать деньги. Запрещать уже сформировавшиеся практики - абсурдно.
"Бессмертная" - 27 марта 1963 года
"Транс-европейский экспресс" - 25 января 1967 года
"Человек, который лжёт" - 27 марта 1968 года
"Рай и после" - 20 апреля 1970 года
"Постепенные скольжения удовольствия" - 7 марта 1974 года
"Игра с огнём" - 19 февраля 1975 года
"Прекрасная пленница" - 16 февраля 1983 года
"Звук, издаваемый безумцем" - 1 ноября 1995 года
"Градива" - 9 мая 2007 года
речь идет (что следует из контекста) о выпуске картин на dvd. Какое отношение к этому имеют даты кинотеатральных премьер не очень понятно, потому мне искренне жаль те полчаса, которые вы потратили на выяснение этой информации.
По поводу книг Волчека. Прочла и сразу пошла смотреть книжки в продаже в сети. На озоне они стоят вовсе не 160, а скорее 320. Это раз. Во-вторых, книжку с таким оформлением я не возьму даже бесплатно, в библиотеке. Сравните с французским аналогом. Пусть сначала оформлять научатся, а потом и продавать можно.
относительно книг "Колонны": Вы бы ещё стали смотреть не на озоне, а у букинистов. Как известно, у Озона очень простой механизм ценообразования - берется издательская цена и умножается в два, а то и в три раза. http://kolonna.mitin.com/books.php?bookid=152 - вот Витткоп на сайте издательства за те самые 160 рублей, книги рассылаются по всей стране оттуда. Относительно оформления - ну это дело вашего вкуса. Я позволю себе с вами не согласиться - как по мне, книги этого издательства - одни из наиболее изящно оформленных, и потому я очень рад, что они украшают мою библиотеку.
Вообще-то вы знаете, мы живем в как-будто бы гуманитарном мире и, если у кого-нибудь нет денег на еду, то общество должно бить в набат, ужасаться и стараться накормить. А с доступностью культурных ценностей в нашей стране именно такая ситуация. Даже в Москве голод, а уж вне Москвы вообще - голодомор.
увы
Сходив по той самой ссылке, ещё не успев узнать, что закрыли не совсем, вдруг постигла смысл выражения "гуманитарная катастрофа".
А Вы что, в самом деле кино от булки хлеба не отличаете? Ну тада ладна...
Похоже, вы не совсем поняли главную мысль текста. Представьте себе,что вы приходите в магазин за хлебом, потому что вам очень хочется есть. И вы готовы купить его. И деньги у вас припасены на покупку. Но вместо продуктов во всех магазинах почему-то продают шмотки, стиральный порошок, еще что-то несъедобное. Вы готовы купить хлеб втридорога, но его нигде нет. Чтобы украсть, нужно иметь возможность украсть. Качать из интернета заснятую кем-то на мобильный копию фильма, который показывают в кинотеатре за сто метров от вашего дома, скачивать ДВД, который был выпущен на лицензии, продается везде и стоит не дороже денег, - вот это воровство. А статья не об этом.
чем быстрее "правообладатели" с этим смирятся, тем для них лучше.
мораль о том, что пиратство зло — фальшивка.
цифровые копии должны обесцениться и их копирование законом запрещаться не должно.
но это все-равно, что запретить сигареты по всему миру — табачные компании этого сделать не позволят.
каждому пользователю в обязательном порядке добавляется например 100 р к счету за интернет и скачивай сколько влезет. эти 100 идут в фонд "держателей авторских прав". откуда они уже получают бабло согласно, скажем рейтингам скачивания.
вот такая нехитрая модель )
Я понимаю большие компании, которые лоббируют законы об авторских правах. Я понимаю государство, которое идет у этих компаний на поводу... но я совершенно не понимаю фанатичной законопослушности, просыпающейся вдруг у граждан РФ, которые вдруг с пафосом начинают говорить о моральных аспектах авторского права. Мне, со своей стороны, кажется, что искусство должно быть максимально доступно. Тот закон, который препятствует... это плохой закон. Понятно, какие-то финансовые нормативы нужны (поскольку это и бизнес тоже). То есть негоже, чтобы я покупала диск, допустим, в полтора раза дешевле, но не у производителя, а у пирата, даже не понимая, лицензия это или нет...
Но торренты - это другое. Это как... ну, не знаю, люди же дают друг другу книжки почитать... понятно, издательству выгоднее, чтобы каждый купил себе по экземпляру... но не все же должно происходить в угоду издательствам или кинокомпаниям.