Мир «Аквариума» – это мир разрушенных женских судеб, передающихся по наследству.

Оцените материал

Просмотров: 20078

«Аквариум»

Мария Кувшинова · 28/01/2010
Британский реализм в российском ограниченном прокате

Имена:  Андреа Арнольд · Валерия Гай Германика · Кен Лоуч · Михаэль Фассбендер

©  Кино без границ

«Аквариум»
И вот первый случай проверить, приживается ли у нас привитый Валерией Гай Германикой пресловутый европейский кинореализм: в ограниченный прокат выходит «Аквариум» Андреа Арнольд, британской женщины-режиссера, у которой гуманистическая традиция Кена Лоуча сосуществует с отчаянием постиндустриального распада.

Под «аквариумом» (в оригинале fish tank) подразумевается мутноватый искусственный пруд для разведения рыбы, к которому на воскресную прогулку отправляется семья — девочка пятнадцати лет (дебютантка Кэти Джарвис), ее младшая сестра, их совсем еще молодая пергидрольная мать (Кирстон Уэринг, предательница рабочего класса из лоучевского «Свободного мира») и новый мамин бойфренд двухнедельной свежести (Майкл Фассбендер из «Ангела», «Голода» и «Бесславных ублюдков»).

Андреа Арнольд — не из тех женщин, что в режиссерской профессии стараются сравняться с мужчинами на их территории (как, скажем, успешно конкурирующая Кэтрин Бигелоу). Взгляд ее остается женским, и мир «Аквариума» — это мир разрушенных женских судеб, передающихся по наследству. Это мир отсутствующих мужчин — и единственный из них, сыгранный Фассбендером, появляется здесь как загадочный, ослепительный посол маскулинности (ближе к финалу он лишится своих верительных грамот).

©  Кино без границ

«Аквариум»
«Женский» в случае Арнольд не является уничижительным определением: из той самой художественной простоты, из деталей и реплик у нее возникает картина, которая — изнутри — убедительнее любого социального исследования описывает текущую общественно-гендерную ситуацию.

«Аквариум» с документальной бесстрастностью вскрывает чудовищное противоречие между тем, с чем героиням по-прежнему предлагается себя идентифицировать (розовое, округлое, плюшевые зайчики, котики, телепередачи про стилистов и визажистов), и реальностью, с которой им приходится иметь дело. Мать называет дочь «п...й» на регулярной основе и воспринимает ее сначала как помеху, а потом — небезосновательно — как соперницу в борьбе за случайно забредшего мужчину. Младшая девочка явно идет по стопам старшей — исключенной из школы и обнаружившей, что почерпнутое из телевизора увлечение r'n'b не уведет ее дальше местного стриптиз-клуба.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • rogerdodger· 2010-02-18 09:01:29
    потрясающий фильм
Все новости ›