В нулевые было очень много по-хорошему странного кино, эскапизм героев которого выражался в экстравагантном поведении: они могли спонтанно кидаться в странные танцы под гаражную музыку 60-х или организовывать некое подобие военизированной секты».
Просмотров: 264188
Топ-15: лучшие фильмы нулевых, которые вы не видели
Кинообозреватели OPENSPACE.RU выбрали пятнадцать фильмов десятилетия, которые вы (возможно, скорее всего) не видели, но должны посмотреть
Читать!
«Ритуал» (Shiki-Jitsu). Режиссер Хидэаки Анно. Япония, 2000
«Завтра мой день рождения», — говорит странная девушка незнакомцу. На следующий день он приходит с цветами и подарком, но она их отвергает, говорит: «Завтра мой день рождения». Незнакомец решает снять про чудачку фильм и заодно влюбляется в нее.
Аяко Фудзитани (ее в «Токио!» Мишель Гондри недавно превратил в стул) — дочка дуболома Стивена Сигала, написала грустную повесть «Ритуал» по мотивам своего детства в Лос-Анджелесе. Экранизировать повесть взялся известнейший японский режиссер-аниматор Хидэаки Анно (после успеха сериала «Евангелион нового поколения» он пробовал себя в обычном кино). Анно подредактировал сценарий и заменил герою профессию на собственную: тот стал фрустрированным режиссером-аниматором, который думает снять фильм с живыми актерами. Главную мужскую роль сыграл другой японский режиссер, Сюндзи Иваи — тоже гений и поэт. Главную женскую — сама Аяко Фудзитани. Анно старался сделать фильм похожим на живописное полотно. Делал абстрактные картины из игрушечных дорог и машинок, красных зонтов или тел актеров. Здесь шлагбаумы на железной дороге вальсируют, а обычный дым из трубы завода так вписан в кадр, что хоть сейчас на выставку. В токийском музее фотографии фильм и показывали, а больше почти нигде. — В.З.
«Ночь за ночью» (Toutes les nuits). Режиссер Эжен Грин. Франция, 2001
Эжен Грин — радикальный последователь Брессона, создавший собственную узнаваемую эстетику уже в своем первом и лучшем фильме, «Ночь за ночью» (на момент дебюта ему было пятьдесят четыре года). Это экранизация «Первого “Воспитания чувств”» Флобера, действие которого перенесено в 1960—1970-е (разумеется, в кадр попадают и майские восстания шестьдесят восьмого); история двух выросших вместе друзей, дороги которых резко расходятся. Грину, как никому, удается возвратить ощущение большого киноромана, при том что это сугубо камерный кинематограф. Герои Грина отстраненно произносят, глядя прямо в камеру, пылкие монологи, перемежаемые барочной музыкой. В его фильмах друг друга любят в течение многих лет по переписке, принимают решения, увидев вспышку света на фасаде собора, и отдаются незнакомцу с ранами от распятия на руках. Ему минимальными средствами и при самых ничтожных бюджетах поддаются любые сюжеты и темы. Например, следующий его фильм, «Живущий мир», — сказка о рыцаре, бросающем вызов огру, который держит взаперти прекрасную даму и питается окрестными детьми. Не всем придется по вкусу высокопарность и утонченная, преувеличенная французскость Грина, который вообще-то Юджин и происходит из Нью-Йорка, от чего всячески открещивается и даже отказывается давать интервью по-английски. Свою жизнь во Франции он начал с открытия в Париже собственного театра в конце 70-х. Как поход в любимый театр и следует воспринимать его кино: театральный теоретик и специалист по барочной культуре, Грин разыгрывает со своей труппой в узнаваемых декорациях самые разные сюжеты, и вкус его никогда не подводит. — Б.Н.
«Возвращение Калиостро» (In ritorno di Cagliostro). Режиссер Даниеле Чипри и Франко Мареско. Италия, 2003
Чипри и Мареско — могильщики, весело кидающие кости на могиле давно покойного итальянского кино. Они живут в Палермо, когда-то снимали на деньги телеканала «РАИ-3» похабные черно-белые ролики про местных идиотов в ожидании Апокалипсиса, а также документальные фильмы вроде «Пидорас» (воспоминания очевидцев о визите Пазолини на Сицилию) или «Энцо, завтра в Палермо!» (про крестного отца, помешанного на кинематографе). Их самая радикальная картина — постпазолиниевский гротеск «Тото, который жил дважды» — спровоцировал несколько цензурных скандалов в разных странах мира. «Возвращение Калиостро» по сравнению с ним — почти народная комедия, черно-белое «кино о кино», в котором два сумасшедших сицилийца из 40-х затевают постановку крупнобюджетного фильма про графа Калиостро и приглашают на главную роль избалованного голливудского актера (Роберт Инглунд). Здесь Чипри и Мареско, любимцы венецианской «Мостры», издеваются над всем, без чего невозможно современное фестивальное движение, от национального колорита до неприкосновенной классики (в «Калиостро» пародируются, в частности, и некоторые феллиниевские приемы). В снятом ими через год документальном фильме «Как мы изгадили итальянское кино: правдивая история Франко и Чиччо» главными героями cinema italiano провозглашаются два комика, которых в 60-е люто ненавидели интеллектуалы. — М.К.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:21
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451708
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343349
- 3. Норильск. Май 1268539
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897664
- 5. Закоротило 822089
- 6. Не может прожить без ирисок 782126
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758637
- 8. Коблы и малолетки 740830
- 9. Затворник. Но пятипалый 471158
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402987
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370416
- 12. ЖП и крепостное право 352107
(вы любите кино или полны греха? в любом случае, садитесь, двойка)
http://www.youtube.com/watch?v=uw3lweCknRM
Низачот
Критерии очень простые. Фильм не выходил в российский прокат/на двд (изначально мы хотели избегать и показов на фестивалях, но это слишком уж радикальное требование) и кажется нам не заслуживающим отсутствия такого внимания. За свой список я могу ответить конкретно, по персоналиям и фильмам - почему именно эти фильмы так важны для нулевых, потому что каждый режиссер здесь представляет определенную тенденцию - будь то новый регионализм филиппинского кинематографа, радикальная актуализация брессоновских идей у Грина, цифровая революция Кошты, новое религиозное кино Серры, странность Гомеша и тд. Про Веерасетакула я не говорю даже - недавно по всем информ.агентствам проскочила новость, что кураторы фестиваля в Торонто объявили указанный мной фильм этого тайского режиссера главным фильмом десятилетия. А у нас он ходит в неизвестных - соответственно, нужно было о нём рассказать. Разумеется, вы не должны, но странно, что у вас вызывает такое неприятие упоминание каких-то неизвестных все-таки широкому кругу зрителей имен (про ряд авторов, например, про Гомеша - в этом тексте написано на русском языке впервые, хотя ведущая иностранная критика и киноведение ему уделяет пристальное внимание).
Но я, наверное, уже очень сильно расписался.
С уважением,
Борис.
Принято. Но вот какая штука - не хватает(мне лично) обоснований, почему надо посмотреть именно эти фильмы, а не, например, в пятый раз поймать кайф от "Персоны", "Блоу ап", "Гибели богов", "Крестного отца". Только потому, что названные вами фильмы сняты относительно недавно? Но для меня, например, явный кризис киноикусства начался уже в начале 80-х, и со мной согласны многие, просто стесняются об этом сказать, чтобы не прослыть старомодными. А кураторы фестиваля в Торонто для меня не авторитет - ведь им надо что-то говорить, чтобы продвигать фестиваль. По тем же причинам мужские бритвы обазводятся вторым, третьим и т.п. лезвием. Это обычные маркетинговые заморочки.
И потом у вас много чисто киноведческого сленга. Ну что значит, например, выражение "радикальная актуализация брессоновских идей"? Каких именно? В чем конкретно этот радикализм и актуализация выражаются? Представьте себе, например, выражение, что у автор прозы имярек "радикально актуализирует достоевские (толстовские) идеи" и вы поймете, насколько странно это звучит.
С уважением, Сергей.
ПС Слова о регрессе критики по отношению к вам беру обратно
Невидимые волны, кажется, тж. выходили)
жаль, что не стали включать Сержа Бозона, несмотря на ваши объяснения в комментариях, его явно не хватает: Франция и Моды - картины великолепные
Workingman's Death - хороший фильм с саундтреком Джона Зорна
вообще документалистика последних лет хороша
включая China Blue, Lavorare con lentezza и т.д.
то, что не видел, будет исправлено, - клятвенно обещаю))
прошу прощения, что отвечаю с опозданием. Мне кажется, что написание обоснований - почему нужно смотреть сейчас эти фильмы, а не пересматривать классику - не входило в задачи этого материала. Материал - о картинах нулевых, потому все-таки предполагается, что потенциального читателя должен в той или иной мере интересовать современный кинопроцесс.
Если уж на то пошло, то я, конечно, не могу поддержать ваш тезис о кризисе кинематографа. Понятно, что это очень старый спор, но, рискну предположить, что можно добровольно лишить себя изрядного удовольствия от просмотра современного кино. И признаюсь, я не считаю, что кино стало хуже. Мне кажется, что это надуманное противопоставление - классика/современность; в идеальной ситуации можно и пересматривать любимые классические фильмы, и отслеживать новые картины - не очень понятно, почему одно должно ущемлять другое. В скобках еще замечу, что многие классики до сих пор, слава богу, здравствуют и продолжают снимать самое удивительное и тонкое кино (вообще говоря, в этот список могли войти и работы нулевых Годара, Оливейры или, скажем, Риветта - все они вдруг тоже в момент стали вдруг "неизвестными", а Годар в 2001-м снял один из самых лучших своих фильмов). Как это ни банально, все-таки мир немного меняется, с ним изменяется и кино, появляются новые режиссеры - это абсолютно живой пласт искусства, без которого, как мне кажется, никуда.
Про брессоновские идеи поясню. Действительно, именно в нулевые вдруг появился целый ряд режиссеров, наследующих в значительной мере Брессону, их даже прозвали пост-брессоновцами (назову, например, Рейгадаса, Кошту, Грина и Дюмона). Грин мне из них наиболее интересен - и он как раз самый радикальный. Пока Дюмон и (ранний) Рейгадас исследовали трансгрессию, Грин вдруг обратился к излюбленной им барочной эстетике, которая для него, насколько можно судить, является самым живым и современным стилем (это видно и по тому, как у него в одной из короткометражек появляется современность - его герои могут вести роман по переписке или знакомиться в интернете по электронной почте, суть не меняется). Он один из самых камерных сейчас режиссеров, актеры которого просто глядя в камеру произносят чувственные монологи - и, как по мне, это самое живое и интересное кино сегодня. И вот именно у него интересно, как вдруг преломляются и развиваются идеи Брессона.
"Аура" - великолепный фильм! Красивый и интересный.
"Смерть рабочего" Главоггера - несколько документальных новелл; некоторые из них действительно показывают то, чего раньше многие из нас не видели.
"Нортфорк" - завораживающая, очаровывающая красота!
"Йоганна", "Невидимые волны", "Молодость на марше" - интересно; имхо, стоит посмотреть.
"Лицо, которое ты заслуживаешь" - очень сложно понять, о чём же этот фильм :) что всё это значит. Надо много думать :) но, в общем, тоже интересно.
Чипри и Мареско ("Возвращение Калиостро") снимают очень провокационные, шокирующие фильмы. Не для семейного просмотра. Смотреть осторожно.
"Ритуал" - не очень понравился.
Остальные пока что не смотрел.
Смотрите хорошее кино :)