За Маликом так интересно наблюдать, потому что он человеческий эмбрион, растущий перед нами на ускоренной перемотке.
Выходит «Пророк» Жака Одиара – главный французский фильм года, тюремный роман воспитания, метафора европейского общества и религиозное кино нового типа
Хороший, очень длинный фильм про молодого араба в тюрьме, метафора современной Европы — вот что известно про картину Жака Одиара «Пророк», впервые показанную в конкурсе Каннского фестиваля.Малик (Тахар Рахим), глуповатый парень, которому еще нет двадцати, садится на шесть лет за драку с полицейским. Контролирующий тюрьму пожилой корсиканец Цезарь Лучиани (корсиканец Цезарь, это же надо было такое придумать) немедленно использует его для ликвидации опасного свидетеля. В награду молодой араб получает пакет с сигаретами, гарантию безопасности и должность мелкой шестерки. Он учится письму, счету, корсиканскому языку (тайно), экономической теории и практике наркотрафика. Убитый осведомитель является ему в камере, чтобы приободрить и зажечь свечку в честь очередного пережитого в неволе года. Внезапное пророческое видение спасает жизнь Малика и укрепляет его репутацию в глазах коллег.
Все заметили, что главный герой — араб, и вот она, социально-антропологическая метафора: новые варвары (как в Древнем Риме называли «понаехавших»?) учатся у коренного населения, но поступают по-своему. Всё так, только универсальнее и глубже.
Малик не столько араб, сколько манкурт. Детдомовец без корней. Он не молится, не понимает, как отвечать на вопрос «Едите ли вы свинину?». Не помнит родителей, не знает, какой язык был для него первым — арабский или французский. Ни корсиканцы, ни мусульмане не считают его своим — но нехотя принимают и те и другие. Он — чистая доска, человек per se.
Тюрьма у Одиара выглядит такой дистиллированной формой экзистенции; территорией, парадоксально свободной от обычных обстоятельств, барьеров и уз цивилизации. Чашка Петри, питательная среда для колонии специфических бактерий в трениках и кроссовках.
И «Пророк» — это история зарождения жизни в лабораторных условиях. Не проникновение чужака в лоно Старой Европы — вхождение человека в цивилизацию. Опыт пробуждения индивидуального сознания (вспоминается мелкий мошенник-коллаборационист из «Генерала делла Ровере» Росселлини, которого фашисты в пропагандистских целях выдают за пойманного вождя Сопротивления, но в пробирке комфортного одиночного заключения неожиданно зарождается антифашист).
Читать текст полностью
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451984
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343496
- 3. Норильск. Май 1269092
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897796
- 5. Закоротило 822305
- 6. Не может прожить без ирисок 783224
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760125
- 8. Коблы и малолетки 741343
- 9. Затворник. Но пятипалый 472243
- 10. ЖП и крепостное право 408068
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403575
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370903
История сначала о выживании, весьма успешном приспособленничестве к окружающим обстоятельствам и развитии молодого араба без образования и какого-либо традиционно-культурного фона в условиях тюрьмы. У него нет сдерживающих факторов, таких как вера или честь - он служит и нашим и вашим, а на деле себе.
Действительно, как развитие потенциально доминирующей бактерии в лабораторном опыте.
Притом герой не вызывает симпатии, такая вот больше это - былина.
Кому хочется окунуться в правду чисто конкретной жизни, могут сходить, но имейте ввиду - настроение после просмотра несколько подавленное.