Оцените материал

Просмотров: 41360

Икона стиля ар-деко

Анна Савицкая · 07/05/2009
Результаты последних аукционов импрессионизма и модернизма подтверждают: в моде снова фигуративная живопись и женщины из старого голливудского кино

©  artinthepicture.com

Тамара де Лемпицка. Автопортрет в зеленом «бугатти». 1929. Дерево, масло. 35х27 см

Тамара де Лемпицка. Автопортрет в зеленом «бугатти». 1929. Дерево, масло. 35х27 см

Тамара де Лемпицка (1898—1980) стала самой успешной художницей майских торгов импрессионистов и модернистов. На вечерних торгах Sotheby’s 5 мая ее работы возглавляют список самых дорогих проданных лотов. Покупателей нашли все четыре выставленные работы, а «Портрет Марджори Ферри» (эстимейт $4—6 млн) 1932 года стал вторым по стоимости произведением, достигнув отметки $4,9 млн. Первенство де Лемпицка уступила Питу Мондриану, чья «Черно-белая композиция с двойными линиями» ушла за $9,3 млн, почти в два раза превысив предварительную оценку в $3—5 млн. На вечернем аукционе Christie’s произведениям Пикассо и Джакометти повезло больше: «Мушкетер с трубкой» основоположника кубизма ушел за $14,6 млн, а «Бюст Диего» итальянского скульптора был продан за $7,7 млн. Зато там же был установлен очередной рекорд на произведение Тамары де Лемпицка: 6 мая «Портрет мадам М.» приобретен неизвестным покупателем за $6,1 млн.

©  Sotheby’s

Тамара де Лемпицка. Портрет Марджори Ферри. 1932. Холст, масло. 100х65 см

Тамара де Лемпицка. Портрет Марджори Ферри. 1932. Холст, масло. 100х65 см

В чем секрет коммерческого успеха живописи Тамары де Лемпицка? Почему ее портреты запросто уходят за $4—6 млн — дороже, чем некоторые работы Моне и Ренуара? Заметим, что никакой кризис произведениям де Лемпицка, в отличие от работ классиков искусства ХХ века, не страшен. Так, на Sotheby’s «Портрет дочери художника» Пабло Пикассо и «Кот» Альберто Джакометти, оцененные в $16 млн каждый, вообще остаются непроданными. Зато по-прежнему остались покупатели, готовые заплатить от $1,5 до почти 6 млн за стильную, но вторичную живопись Де Лемпицка.

Спрос на искусство Тамары де Лемпицка столь велик, что коллекционеры готовы бороться за ее работы любыми, даже противозаконными методами. 1 мая, незадолго до последних аукционов, из музея супругов Шеринга в небольшом голландском городе Спанбруке было украдено полотно де Лемпицка «Музыкантша» (1929). Возможно, нынешний ажиотаж вокруг художницы напрямую связан с ошеломительным успехом мебели ар-деко, продававшейся на аукционах коллекции Ива Сен-Лорана. Тогда украшенное драконами кресло дизайнера и архитектора Эйлин Грей — еще одной легендарной женщины той эпохи — было продано за $21,9 млн.

©  Christie’s

Тамара де Лемпицка. Портрет мадам М. 1932. Холст, масло. 100х65 см

Тамара де Лемпицка. Портрет мадам М. 1932. Холст, масло. 100х65 см

В 1920—1930-е годы Тамара де Лемпицка — художница русского происхождения (она родилась не в Варшаве, как считалось раньше, а в Москве), учившаяся в Париже у Мориса Дени и Андре Лота, — создала собственный стиль декоративной живописи, идеально отражавший эстетику эпохи. В ее работах соединились черты кубизма, неоклассицизма и специфической реалистической манеры, близкой в чем-то немецкой «новой вещественности». Изысканные, несколько плакатные ее портреты (преимущественно женские) сродни современным фотографиям из светской хроники. Они, по сути, и выполняли ту же функцию, что и зарождавшийся тогда глянец, — изображали успешных и богатых людей: идеально прекрасных женщин, неуловимо похожих одна на другую, и мужчин — всех как на подбор с трагической печатью на челе. Узнаваемость ее манеры порой граничит с однообразием. Зато именно ей, как никому другому, удалось воплотить в живопись стиль «рокочущих 20-х».

©  Sotheby’s

Тамара де Лемпицка. Портрет герцогини де Ла Саль. 1925. Холст, масло. 162х97 см

Тамара де Лемпицка. Портрет герцогини де Ла Саль. 1925. Холст, масло. 162х97 см

Впрочем, Тамара де Лемпицка так бы и осталась востребованным светским портретистом своего времени, если бы не ее талант в той области, которую позже назовут «пиаром». Она в буквальном смысле творила свою биографию — сначала «подправила» прошлое (опасное в 1930-е годы еврейское происхождение сменилось аристократическим польским), а затем прославилась романом с писателем Габриеле Д’Аннунцио. Кроме того, она постоянно вращалась в кругу своих знаменитых заказчиков и моделей (среди них футурист Маринетти и Коко Шанель, князь Юсупов и великий князь Гавриил Константинович, представители европейской аристократии и американские кинозвезды). Все это обеспечило ей, может, и не очень массовый, зато вполне кассовый успех.

Блестящая карьера Тамары де Лемпицка завершилась в конце 1930-х. Конец всему положила война. Прежним клиентам художницы было не до портретов, а в современной живописи погоду давно уже делали другие имена и стили. Де Лемпицка пыталась уловить дух нового времени — во время войны писала абстрактные композиции. Однако прежней славы они ей не принесли. В 1940—1950-е годы художница начинает работать в совершенно неожиданном стиле: создает спокойные, классические, живописные работы — натюрморты, жанровые сцены, даже религиозные сюжеты в духе испанских художников XVII века. Они и тогда не очень хорошо продавались. В наше время вещи этого периода редко появляются на аукционах и чаще всего остаются непроданными. Еще недавно, в июне 2008-го, на парижском аукционе Aguttes был выставлен со смешным эстимейтом (€40—50 тыс.), но так и не нашел покупателя «Святой Антоний» — послевоенная вещь де Лемпицка.

На этот раз Sotheby’s продавал поздние работы художницы в рамках дневного аукциона импрессионистов и модернистов и оценил эти стилизации под живопись старых мастеров в среднем в $80—150 тыс., а ушли они ближе к верхней границе эстимейта. Все же самым интересным и дорогим в ее творчестве остается межвоенный период.

©  Sotheby’s

Тамара де Лемпицка. Ключ. Около 1946. Холст, масло. 48,3х35,6 см

Тамара де Лемпицка. Ключ. Около 1946. Холст, масло. 48,3х35,6 см

В 1960-е к художнице возвращается былая слава, уже как к живому классику. С этого момента ее работы становятся объектом бесконечных перепродаж — сначала в галереях, а потом и на аукционах в Европе и Америке. Портреты некогда известных людей воспринимаются как образец стиля ушедшей эпохи, они переходят из коллекции в коллекцию. В случае с де Лемпицка не действует общее правило, согласно которому портреты относятся к наименее востребованным жанрам арт-рынка. Портретная живопись этой художницы особенно дорого ценится на аукционах, тогда как ее натюрморты тех же 30-х годов не получают столь высоких оценок. На последнем аукционе Sotheby’s, к примеру, «Натюрморт с каллами и фотографией Арлетт Букар» ушел за $1,5 млн, то есть намного дешевле портретов.

©  Сhristie’s

Тамара де Лемпицка. Портрет мадам Буш. 1929. Холст, масло. 122х66 см

Тамара де Лемпицка. Портрет мадам Буш. 1929. Холст, масло. 122х66 см

История аукционных продаж Тамары де Лемпицка на первый взгляд загадочна: в 1998 году цены на ее вещи превышают $1 млн, а в следующие несколько лет они не поднимаются выше $200 тыс. и большинство работ остаются не проданными. Начиная с 2002-го интерес возвращается и наблюдается новый подъем. Ставки неуклонно растут: $2 млн, затем $4 млн, а в мае 2004-го достигнут рекорд, продержавшийся до последних торгов: «Портрет мадам Буш» ушел на Christie’s за $4,1 млн. Цены на произведения де Лемпицка различаются на порядки в зависимости от времени создания работы, а также от моды. Хочется верить, что коллекционеры приобретают ее портреты за баснословные суммы из-за ностальгии по черно-белым голливудским фильмам 30-х, джазу и стилю ар-деко. В противном случае придется признать, что на престижных вечерних торгах импрессионизма и модернизма во время кризиса побеждает салонная живопись.


Другие материалы раздела:
Елизавета Романова. Лондонские галереи русского искусства, 04.05.2009
Анна Савицкая. Шезлонг за полмиллиона, 29.04.2009
Катя Кибовская. Русские коллекционеры в нирване, 28.04.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Conservateur· 2009-08-13 08:41:23
    Почему-то ни среди причин, ни среди следствий новой волны популярности Тамары Лемпицкой не упомянута крупная, ключевая выставка 2004-2005 годов в Лондоне (Royal Academy) и Вене (Kunstforum), у которой в заметке позаимствовано даже название ("Art Deco Icon")...
  • arttimes· 2009-09-11 19:07:25
    Вы правы, эту выставка - безусловно, одна из причин ее успеха на рынке.
Все новости ›