Результаты прошедшего в Москве 27-го Антикварного салона обнадеживают: у предстоящих нью-йоркских и лондонских торгов русского искусства есть все шансы пройти удачно
© Sotheby’s
Борис Григорьев. Лики России. Около 1923. Бумага на картоне, гуашь, акварель. 50,5х56,5 см Sotheby’s, Нью-Йорк, 2 ноября 2009
Осенний сезон на московском антикварном рынке в разгаре. 25 октября завершил свою работу очередной, 27-й Антикварный салон в ЦДХ. На этот раз с главной московской ярмаркой антиквариата совпала по времени ставшая уже традиционной двухдневная выставка топ-лотов
Sotheby’s в Историческом музее. Аукционный дом привез в Москву лучшие работы, которые появятся на торгах отечественного искусства в Нью-Йорке 2 ноября и в Лондоне на аукционах русской недели с 30 ноября по 1 декабря. Главы русских отделов
Sotheby’s Соня Беккерман и Джоанна Викери сделали все, чтобы заполучить на свои аукционы первые имена русского искусства — Александру Экстер, Наталью Гончарову, Петра Кончаловского, Бориса Григорьева, Константина Коровина и, разумеется, Ивана Айвазовского. Не обошлось и без дорогих «безделушек» Фаберже, причем из коллекции великой княгини Марии Павловны, кузины последнего русского императора. Считавшиеся утерянными сокровища Романовых, почти сто лет пролежавшие в сейфе шведского МИДа в Стокгольме, продадут на лондонских торгах 30 ноября.
© Sotheby’s
Наталья Гончарова. Подсолнухи. Холст, масло. 93х65 см Sotheby’s, Нью-Йорк, 2 ноября 2009
Судя по предаукционной выставке
Sotheby’s, уровень вещей заметно вырос по сравнению с летними русскими торгами, на которых глазу было буквально не за что зацепиться, кроме разве что поздней «ярмарки» Бориса Кустодиева и необычной ранней работы Исаака Бродского. Однако эстимейты, напротив, выставлены довольно консервативно. Например, эстимейт «Подсолнухов» французского периода Натальи Гончаровой — всего $600—800 тыс. (напомним, что аукционный рекорд для ранней работы художницы составляет £5,5 млн, именно столько коллекционер заплатил за натюрморт «Цветы» в июне 2008-го на торгах импрессионистов и модернистов
Christie’s). В случае с графикой Гончаровой речь идет уже не о сотнях, а о десятках тысяч долларов — две абстракции художницы, лот 30 и 36 оценены в $ $20—30 тыс. каждая.
© Евгений Гурко
Константин Коровин. У окна. 1923. Холст, масло. 110,5х76 см. Sotheby’s, Нью-Йорк, 2 ноября 2009
Между тем, по мнению коллекционера Валерия Дудакова, это очень интересные, хотя и поздние рисунки Гончаровой и цена более чем адекватная. Не превышают отметки в миллион долларов и эстимейты на живописную работу Константина Коровина 1923 года «У окна» ($600—800 тыс.) и гуашь Бориса Григорьева «Лики России» ($400—600 тыс.) на торгах в Нью-Йорке 2 ноября.
Зато московские антиквары не могут похвастаться «кризисными» ценами: те суммы, которые называли галеристы, участвовавшие в Антикварном салоне, явно не подверглись корректировке, о необходимости которой аналитики арт-рынка говорят уже год. Так, среди топ-лотов лондонского аукциона
Sotheby’s две работы Айвазовского — необычный ранний пейзаж с бушующим морем и совсем классический, написанный в Ялте; оба они оценены менее чем в £1 млн. Между тем галеристы из Петербурга предлагали на своем стенде работу знаменитого мариниста за $1,5 млн.
Читать текст полностью
© Sotheby’s
Борис Григорьев. Мужчина с трубкой. 1920-е годы. Холст, масло. 65,5х54 см
На стенде галереи Alexander Art Group половина работ вообще не продавалась — в частности, два полотна Бориса Григорьева. Одно из них, «Мужчина с трубкой», было на нью-йоркском аукционе Sotheby’s в ноябре прошлого года и ушло за $1,1 млн. Вообще, цены на этом Салоне участники называли неохотно, что как-то лишает смысла все мероприятие: в конце концов, это не музейная выставка работ из частных собраний, а ярмарка. Однако в кулуарах поговаривали, что владелец все же готов расстаться со своим Григорьевым за некую шестизначную сумму (около $1,6 млн). Понятно, что он рассчитывает получить больше, чем заплатил год назад, однако российским коллекционерам выгоднее попытать счастья на аукционе Sotheby’s в ноябре — на этот раз произведения Григорьева 1920-х годов оценены скромнее, в $400—600 тыс. («Лики России») и в $300—400 тыс. («Понт-Авен. Вечерний вид»). Еще один пример нежелания расставаться с вещами — стенд «Антикварной галереи» из Петербурга. Уже в первые часы работы Салона, во время VIP-превью, многие работы были отмечены красными метками как проданные, в том числе и «Богоматерь» Кузьмы Петрова-Водкина — та самая, которая выставлялась на выставке «Время собирать» в Царицыно летом 2008 года. На стенде пояснили, что картина не продается, так как еще не определена ее стоимость; так она и провисела до конца с красной точкой.
© Евгений Гурко
Стенд галереи «Альбион» на 27-м Антикварном салоне в ЦДХ
Были среди участников Антикварного салона и те, кто не скрывал стоимости выставленных на стенде вещей. Например, галерея «Альбион», представившая тематическую экспозицию «Кто видел в море корабли…», традиционно указывала цены на этикетках. Диапазон — от нескольких десятков тысяч рублей за неплохую западную живопись XIX века до нескольких миллионов (например, «Лунная ночь» Ивана Вельца 1906 года — 3,3 млн рублей). Не скрывали цен и в Maricevic Fine Art & Antiques: «Избу» Николая Фешина можно было приобрести за $250 тыс., «Обнаженную» Виталия Тихова — за $200 тыс. Впрочем, главным козырем галереи была коллекция работ Сергея Виноградова, за которую в Maricevic Fine Art & Antiques рассчитывали получить чуть больше $2 млн. На Салоне была выставлена лишь одна работа из коллекции — «Девушка на берегу», которая заинтересовала многих коллекционеров и дилеров.
© Евгений Гурко
Сергей Виноградов. У моря. Стенд галереи Maricevic Fine Arts&Antiques на 27-м Антикварном салоне в ЦДХ
Большинство галеристов остались довольны результатами 27-го Антикварного салона. Продажи были и у Maricevic, и в галерее «Акварель» (особенным спросом пользовались парижские виды Александра Серебрякова), и у «Элизиума», на стенде которого была представлена тематическая экспозиция «Россия. 1910—1950. Первые имена». Как объяснила директор галереи Марина Молчанова, в последнее время участники Салона все чаще показывают на своих стендах работы русских художников-эмигрантов, а вот творчество тех, кто остался в России, оказалось в тени. Поэтому в галерее на этот раз решили показать работы Надежды Удальцовой ($40 тыс.), Давида Штеренберга ($180 тыс.) и Роберта Фалька. Однако наибольший интерес вызвал необычный, ранний Борис Григорьев, приобретенный практически сразу после VIP-превью Салона. Сумма сделки, как всегда, не разглашается, однако ранее фигурировала цифра $240 тыс.
© Евгений Гурко
Стенд галереи «Элизиум» Antiques на 27-м Антикварном салоне в ЦДХ. На мольберте – Борис Григорьев. Фавны. 1913
Искусство советского периода, как всегда, показали галерея Ильдара Галеева и «Ковчег». В «Галеев-галерее» был очень эффектно представлен Николай Тырса, который вырастил несколько поколений ленинградских художников. Пару лет назад галерея уже делала его персональную выставку и каталог, а в этот раз привезла несколько работ в ценовом диапазоне от $80 до $250 тыс. К концу недели на нескольких работах красовались "красные точки". На стенде «Ковчега» можно было найти графику Ростислава Барто стоимостью несколько тысяч долларов.
© Евгений Гурко
Стенд «Галеев-галереи» на 27-м Антикварном салоне в ЦДХ. Экспозиция работ Николая Тырсы
Художники русского зарубежья по-прежнему в почете у антикваров: многочисленный Андре Ланской (средняя цена на его живопись $200 тыс.), поздние пейзажи Константина Коровина и очень узнаваемые вещи Тархова. Однако в ряду галерей, традиционно занимающихся эмигрантами — «'Эритаж», «Галерея Владимира Каплунова», — появился новичок. Парижская галерея «Аргос» принимала участие в Салоне впервые и представила все поколения русской художественной эмиграции во Франции — и Николая Синезубова (€70 тыс.), и Надю Ходасевич-Леже (€40 тыс.), и Эдуарда Зеленина (€40—50 тыс.). Цены для этих художников вполне адекватные, хотя, конечно, на французских аукционах их работы можно приобрести и дешевле. Директор галереи Александр Белоус поделился впечатлениями от Салона, по его словам, организация мероприятия и уровень представленных работ вполне соответствуют европейским стандартам. Коллекционеры и эксперты особо отметили бронзовую скульптуру первой половины ХХ века на стенде галереи «АРГОС-Антик» — работы русского художника-анималиста Георгия Лаврова, очень востребованного в Париже в период между двумя войнами. Стоимость самой дорогой вещи — €25 тыс.
© Galerie Argoss, Paris
Георгий Лавров. Девушка с оленями. 1920-е годы
По мнению большинства участников и экспертов, 27-й Антикварный салон в ЦДХ был очень удачным. «Рынок ожил», — сказал галерист Михаил Гаджикасимов. По его мнению, этот Салон — один из самых интересных с точки зрения качества выставленных работ. С ним согласна и Марина Молчанова, которая отметила хорошие продажи, интерес со стороны коллекционеров и в то же время достаточно высокие цены, особенно по сравнению с аукционными эстимейтами Sotheby’s. Впрочем, главное, что постепенно восстанавливается спрос, а галеристы, в свою очередь, готовы несколько снизить цены, если появляется конкретное предложение о покупке. О том, сколько готовы потратить на искусство российские коллекционеры, можно будет судить по результатам русского аукциона Sotheby’s, который состоится в Нью-Йорке уже сегодня.