Цены на этом Салоне участники называли неохотно, что как-то лишает смысла все мероприятие: в конце концов, это не музейная выставка работ из частных собраний, а ярмарка.
Результаты прошедшего в Москве 27-го Антикварного салона обнадеживают: у предстоящих нью-йоркских и лондонских торгов русского искусства есть все шансы пройти удачно
Борис Григорьев. Лики России. Около 1923. Бумага на картоне, гуашь, акварель. 50,5х56,5 см Sotheby’s, Нью-Йорк, 2 ноября 2009
Судя по предаукционной выставке Sotheby’s, уровень вещей заметно вырос по сравнению с летними русскими торгами, на которых глазу было буквально не за что зацепиться, кроме разве что поздней «ярмарки» Бориса Кустодиева и необычной ранней работы Исаака Бродского. Однако эстимейты, напротив, выставлены довольно консервативно. Например, эстимейт «Подсолнухов» французского периода Натальи Гончаровой — всего $600—800 тыс. (напомним, что аукционный рекорд для ранней работы художницы составляет £5,5 млн, именно столько коллекционер заплатил за натюрморт «Цветы» в июне 2008-го на торгах импрессионистов и модернистов Christie’s). В случае с графикой Гончаровой речь идет уже не о сотнях, а о десятках тысяч долларов — две абстракции художницы, лот 30 и 36 оценены в $ $20—30 тыс. каждая. Между тем, по мнению коллекционера Валерия Дудакова, это очень интересные, хотя и поздние рисунки Гончаровой и цена более чем адекватная. Не превышают отметки в миллион долларов и эстимейты на живописную работу Константина Коровина 1923 года «У окна» ($600—800 тыс.) и гуашь Бориса Григорьева «Лики России» ($400—600 тыс.) на торгах в Нью-Йорке 2 ноября.
Зато московские антиквары не могут похвастаться «кризисными» ценами: те суммы, которые называли галеристы, участвовавшие в Антикварном салоне, явно не подверглись корректировке, о необходимости которой аналитики арт-рынка говорят уже год. Так, среди топ-лотов лондонского аукциона Sotheby’s две работы Айвазовского — необычный ранний пейзаж с бушующим морем и совсем классический, написанный в Ялте; оба они оценены менее чем в £1 млн. Между тем галеристы из Петербурга предлагали на своем стенде работу знаменитого мариниста за $1,5 млн.
На стенде галереи Alexander Art Group половина работ вообще не продавалась — в частности, два полотна Бориса Григорьева. Одно из них, «Мужчина с трубкой», было на нью-йоркском аукционе Sotheby’s в ноябре прошлого года и ушло за $1,1 млн. Вообще, цены на этом Салоне участники называли неохотно, что как-то лишает смысла все мероприятие: в конце концов, это не музейная выставка работ из частных собраний, а ярмарка. Однако в кулуарах поговаривали, что владелец все же готов расстаться со своим Григорьевым за некую шестизначную сумму (около $1,6 млн). Понятно, что он рассчитывает получить больше, чем заплатил год назад, однако российским коллекционерам выгоднее попытать счастья на аукционе Sotheby’s в ноябре — на этот раз произведения Григорьева 1920-х годов оценены скромнее, в $400—600 тыс. («Лики России») и в $300—400 тыс. («Понт-Авен. Вечерний вид»). Еще один пример нежелания расставаться с вещами — стенд «Антикварной галереи» из Петербурга. Уже в первые часы работы Салона, во время VIP-превью, многие работы были отмечены красными метками как проданные, в том числе и «Богоматерь» Кузьмы Петрова-Водкина — та самая, которая выставлялась на выставке «Время собирать» в Царицыно летом 2008 года. На стенде пояснили, что картина не продается, так как еще не определена ее стоимость; так она и провисела до конца с красной точкой.
Были среди участников Антикварного салона и те, кто не скрывал стоимости выставленных на стенде вещей. Например, галерея «Альбион», представившая тематическую экспозицию «Кто видел в море корабли…», традиционно указывала цены на этикетках. Диапазон — от нескольких десятков тысяч рублей за неплохую западную живопись XIX века до нескольких миллионов (например, «Лунная ночь» Ивана Вельца 1906 года — 3,3 млн рублей). Не скрывали цен и в Maricevic Fine Art & Antiques: «Избу» Николая Фешина можно было приобрести за $250 тыс., «Обнаженную» Виталия Тихова — за $200 тыс. Впрочем, главным козырем галереи была коллекция работ Сергея Виноградова, за которую в Maricevic Fine Art & Antiques рассчитывали получить чуть больше $2 млн. На Салоне была выставлена лишь одна работа из коллекции — «Девушка на берегу», которая заинтересовала многих коллекционеров и дилеров.
Сергей Виноградов. У моря. Стенд галереи Maricevic Fine Arts&Antiques на 27-м Антикварном салоне в ЦДХ
Стенд галереи «Элизиум» Antiques на 27-м Антикварном салоне в ЦДХ. На мольберте – Борис Григорьев. Фавны. 1913
Художники русского зарубежья по-прежнему в почете у антикваров: многочисленный Андре Ланской (средняя цена на его живопись $200 тыс.), поздние пейзажи Константина Коровина и очень узнаваемые вещи Тархова. Однако в ряду галерей, традиционно занимающихся эмигрантами — «'Эритаж», «Галерея Владимира Каплунова», — появился новичок. Парижская галерея «Аргос» принимала участие в Салоне впервые и представила все поколения русской художественной эмиграции во Франции — и Николая Синезубова (€70 тыс.), и Надю Ходасевич-Леже (€40 тыс.), и Эдуарда Зеленина (€40—50 тыс.). Цены для этих художников вполне адекватные, хотя, конечно, на французских аукционах их работы можно приобрести и дешевле. Директор галереи Александр Белоус поделился впечатлениями от Салона, по его словам, организация мероприятия и уровень представленных работ вполне соответствуют европейским стандартам. Коллекционеры и эксперты особо отметили бронзовую скульптуру первой половины ХХ века на стенде галереи «АРГОС-Антик» — работы русского художника-анималиста Георгия Лаврова, очень востребованного в Париже в период между двумя войнами. Стоимость самой дорогой вещи — €25 тыс.
По мнению большинства участников и экспертов, 27-й Антикварный салон в ЦДХ был очень удачным. «Рынок ожил», — сказал галерист Михаил Гаджикасимов. По его мнению, этот Салон — один из самых интересных с точки зрения качества выставленных работ. С ним согласна и Марина Молчанова, которая отметила хорошие продажи, интерес со стороны коллекционеров и в то же время достаточно высокие цены, особенно по сравнению с аукционными эстимейтами Sotheby’s. Впрочем, главное, что постепенно восстанавливается спрос, а галеристы, в свою очередь, готовы несколько снизить цены, если появляется конкретное предложение о покупке. О том, сколько готовы потратить на искусство российские коллекционеры, можно будет судить по результатам русского аукциона Sotheby’s, который состоится в Нью-Йорке уже сегодня.
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3453486
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2344437
- 3. Норильск. Май 1271558
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898351
- 5. Закоротило 823270
- 6. Не может прожить без ирисок 788214
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 764189
- 8. Коблы и малолетки 743397
- 9. Затворник. Но пятипалый 476145
- 10. ЖП и крепостное право 438138
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 406174
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373085