Оцените материал

Просмотров: 42043

Искусство и рецессия

Василий Расторгуев · 17/09/2009
Арт-рынок был подвержен кризисам с самого момента своего возникновения. Однако его взлеты и падения далеко не всегда совпадали с потрясениями в сфере финансов

©  Алина Ковалёва

Искусство и рецессия
Год назад, 15 сентября 2008 года, крупнейший в мире инвестиционный банк Lehman Brothers в одночасье оказался банкротом, что вызвало панику на фондовых биржах всего мира. С этого начался мировой финансовый кризис, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. «Великая рецессия» не могла не сказаться и на рынке искусства: первой ласточкой стал провал осенних торгов contemporary art. Впрочем, результаты аукционов в других категориях также были неутешительны. Крупнейшим аукционным домам пришлось задуматься над оптимизацией расходов и сократить часть сотрудников. По всему миру были отменены несколько ярмарок искусства, в том числе Московский салон изящных искусств (MWFAF).

Пока трудно судить о том, позади ли самые тяжелые времена для арт-рынка. Придется дождаться результатов хотя бы первых крупных торгов нового сезона, например аукционов современного искусства в Лондоне в середине октября. Ну а пока, вместо того чтобы теряться в догадках, стоит обратиться к истории мирового арт-рынка, пережившего за свою четырехсотлетнюю историю не один кризис. Возможно, опыт прошлого позволит верно спрогнозировать, как будут развиваться события дальше.

Истоки

Искусство стало частью экономики сравнительно недавно, в XVII веке, в Голландии. Избавившись от наместников испанского короля и римского папы, местные художники внезапно остались и без богатых меценатов. Так они оказались в ситуации свободного рынка и были вынуждены тиражировать свои пейзажи и натюрморты до тех пор, пока на них был спрос. В то время Голландия была крупнейшей морской державой, и сеть торговых агентов быстро наводнила Европу картинами «малых голландцев». Тогда-то и произошло главное — предметы искусства превратились в товар.

Новая система отношений между художником и заказчиком или покупателем принесла множество опасностей: цены на искусство отныне регулировались лишь соотношением спроса и предложения. Известен пример Рембрандта — великий художник в конце жизни не избежал банкротства и был вынужден распродать имущество, чтобы оплатить дом. Прообраз современного ипотечного кредита погубил его карьеру, хотя картины Рембрандта еще при жизни ценились очень высоко.

Однако экономические трудности коснулись не только художников — к концу XVII века Голландия потеряла свое морское превосходство, уступив место англичанам. Настало время Англии стать мировым центром тогда еще небольшого арт-рынка — неслучайно именно там были основаны старейшие аукционные дома Sotheby’s и Christie’s и собраны великолепные музейные коллекции. Французская революция, приведшая к хаосу и оттоку искусства из самой Франции, только подтвердила этот статус Лондона.

Конец XIX века

Настоящую революцию на рынке искусства совершили импрессионисты. Сначала их работы были отвергнуты большинством критиков, так как явно не вписывались в предшествующую традицию. Однако вслед за осуждением к художникам пришла неожиданная популярность. Не последнюю роль в этом сыграли торговцы искусством, или маршаны, как их тогда называли, — Поль Дюран-Рюэль и Амбруаз Воллар. Им удалось быстро «раскрутить» импрессионистов, так что цены на работы Сезанна, например, выросли за 10 лет (с1895 по 1905) с 30 до 30 тыс. франков. Свою лепту в необычайный рыночный успех современной французской живописи внесли и русские коллекционеры Щукин и Морозов, активно скупавшие это искусство.

Тогда же, на рубеже XIX—XX века менялся и сам рынок: резко выросло число независимых галеристов, дилеров и критиков — всевозможных посредников между художником и покупателем. С началом XX века арт-рынок вступил в фазу долгосрочного подъема. Даже такие события, как революция в России и Первая мировая война, лишь на время приостановили его рост.
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›