Просмотров: 41280
Дневник Документы – 3: скромное обаяние буржуазии
Страницы:
А Документа у ККБ полна каких-то таборов. В Ауэ-парке в урочные часы сидит один африканский ряженый табор (правда, с включенным телевизором, тут также есть, типа, видеоинсталляция), другой, из Западной Сахары, раздает кускус, тайская художница тоже демонстрирует свою инаковость прямо на природе.
Читать!
Вероятно, правы те, кто говорит, что нынешняя Документа демонстрирует буржуазное сознание, сознание коллекционера, и не обязательно прямого покупателя. Коммерческого налета в выставке нет, но это не снимает других проблем, потому что она сделана глазами коллекционера виртуального. В этом смысле Жорж Диди-Юберман, критикуя «Воображаемый музей» Мальро как имплицитно расистский, попал прямо в точку.
Документа очень напоминает на сей раз международную промышленную выставку XIX века — с достижениями белых людей и контролируемым присутствием красивых небелых. Может, и права была моя хорошая знакомая, художница Сьюзен Хиллер, которая сказала мне, что она не так уж и рада приглашению на Документу, потому что сам тип большой международной выставки находится в явном кризисе.
Правда, есть и еще один аспект: несовершенство сегодня нравится. Выставка ККБ нелогичная, путаная, шизофреническая, во многом просто вздорная, но многие ощущают эти характеристики как симпатичные, человечные, доступные. Может, даже женские или, например, детские. Одним из хитов дней вернисажа явилась хореографическая постановка Жерома Беля Disabled Theater, в которой танцуют актеры с синдромом Дауна. Абсолютно все, кто ее видел, были в полном восторге (были, правда, те, кто не пошел, и я в том числе, так как я в свое время видела постановку Бориса Юхананова и много чего аналогичного). И восторг этот был связан, безусловно, с тем, как несовершенное и даже не осознающее себя исполнение (танцоры, как мне сказали, танцуют как в первый раз, потому что не помнят свои партии) находит прямой путь к сердцу зрителя, минуя разум.
В заключение еще несколько картинок.
Как бы ни было искусство независимо от теории, оно по-прежнему требует внимательного чтения путеводителя. Но и тогда не все ясно. Инсталляция Хариса Эпаминонда и Даниэля Густава Крамера. Это целый дом, где около десятка вот таких вот комнат.
Скульптуры Марии Мартинс (Бразилия, 1940-е годы). Такого в выставке очень много. Давид Рифф с изумлением обнаружил, что Документа полна, как он выразился, «Вадима Сидура», то есть модернистской скульптуры про военные страдания — крайне немодной, как ему казалось. Не тут-то было.
Еще один кусок раннего модернизма — ученические работы престарелого заслуженного активиста Густава Метцгера, их тут очень много, несколько рядов витрин. Некая цитата из легендарной Документы-2, где такого не было, но могло быть. Сегодня выглядит странновато. Мне напомнило художников советской Прибалтики.
Весь огромный зал Документа-халле отдан на сей раз немецкому поп-артисту Томасу Байрле, чьи работы следует рассматривать как издали, так и вблизи, а именно:
Очень эффектная (хоть и не особенно глубокая) многометровая композиция канадского художника Джоффри Фармера состоит из фрагментов старых журналов «Лайф». Не сфотографировать ее просто не представлялось возможным.
Парк Ауэ полон довольно остроумных садово-парковых скульптур, эта, например, — работа художницы Марии Лободы (Лондон): кипарисы в кадках будут на протяжении работы выставки перемещаться, образуя военные стратегические фигуры нападения.
Вертолет над зданием Оранжереи — проект группы Critical Art Ensemble. Мы было подумали, что его мощный рев призван напомнить о военном присутствии и о разгоне политических демонстраций, но по прочтении каталога выяснилось, что это не так: Критический ансамбль покритиковал имущественное расслоение среди зрителей выставки тем, что предложил «привилегированную точку зрения» для богачей, готовых заплатить за билет 150 евро. Сто пятьдесят! Не тысячу! Нет, это не просто буржуазная: это какая-то мелкобуржуазная выставка.
На днях — гид по самым важным произведениям, которые желательно не пропустить на Документе и о которых пока что еще речь не шла.
Страницы:
Ссылки
КомментарииВсего:23
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451915
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343480
- 3. Норильск. Май 1268958
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897771
- 5. Закоротило 822260
- 6. Не может прожить без ирисок 783012
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759954
- 8. Коблы и малолетки 741233
- 9. Затворник. Но пятипалый 472079
- 10. ЖП и крепостное право 408059
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403476
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370787
То есть вся эта гламурная игра в партийную диалектику и голосование красными цитатниками происходит не сама по себе, а на деньги госбюджета и грантодателей-"капиталистов". Честное слово, эти клоуны были бы смешны, когда бы не претендовали на принадлежность к реальным трагедиям. В прошлой своей цидульке г-жа куратор дошла до того, что сравнила сирийскую резню с московскими "протестами" ("Как у нас в Москве"). А вот это уже постыдно и кощунственно. Отождествить с реальными сирийскими жертвами свою зажравшуюся персону, на деньги толстосумов разъезжающую по виртуальному арт-миру с гламурными протестами-де-люкс — для этого надобно потерять всякую связь с действительностью!
Как она сама пишет тут: "Подиум-дискуссия, панель, конференция — ерунда, конгресс — это ответственно, в том числе ответственно политически."
Что ж, панель для г-жи куратора и в самом деле — ерунда.
Есть, деточка, такие хряки и чушки, которые во взрослом своем состоянии питаются исключительно человечиной, причем в количествах огромных, промышленных. Как правило, они именуются коммунистами, но бывают и другие самоназвания (фашисты, нацисты, анархисты, мраксисты и проч.). Г-жа куратор - той же породы. Правда, в силу объективных исторических причин, ее шансы вырасти хотя бы до размеров молочного поросенка в настоящий момент кажутся мне ничтожными. Возможно, я излишне оптимистичен. Но факт - пока что она (и подобные ей) - не более чем маленькие фаянсовые свинки на каминной доске.
Как и в прошлом, их подкармливают тайкуны и власть имущие (всякие Морозовы, Круппы, Зубатовы и Гинденбурги). Есть, знаете ли, такая извращенная черта в пресыщенной душе: получать удовольствие от того, что с твоей ладони не только жрут, но туда же и срут. Левый значит подлый, а некоторые богачи любят время от времени вываляться в грязи и в подлости - просто для того, чтобы затем лучше оценить чудо пенной ванны и шелковых простыней.
Чем эта подлость привлекает г-жу куратора, мне ясно: она с этого живет - и вполне, как я понимаю, недурственно. Другая возможная причина - в последнее время левые навозные кучи снова начинают вырабатывать адреналин, и потому туда слетаются очередные азефы, ильичи-рамиресы-карлосы, мани вильбушевич и ульрики майнхоф. Но тем, кто не заинтересован в особо грязных деньгах и в провокаторстве особо низкого пошиба, делать там решительно нечего. Искренне надеюсь, Валерий, что Вас нельзя причислить ни к первым, ни ко вторым. Впрочем, есть еще и третья категория.
Тарн не любит левых (всех, в том числе и марксистов). Но разве может консерватор плевать на могилы своих дедов? Небось дед этого Тарна в Гражданку по России с маузером шатался и лошадям хвосты крутил. Такой подход к консерватизму в техническую голову Тарна не приходит? Возьмем другой. Русский так сказать. Не было бы революции сидел бы сейчас Тарн в Жмеринке в черте оседлости и сапоги точил. Такой тоже не очень нравится? Тогда может возьмем консерватизм ДО возникновения государства Израиль? Когда не палестинцы слугами были, а евреи? (Этот придурок даже историю своего государства поленился выучить - сам Израиль возник как революционное образование революционерами (левого разлива) созданное в ходе национальной революции).
Не, для Тарна консерватизм - это личный дом на "холмах Самарии" в окружении израильской полиции и желательно с несовершеннолетней палестинкой в качестве прислуги, которую можно время от времени поебывать в промежутках между сидением на Опенспейс. Вот что такое консерватизм Алекса Тарна.
А на деда плевать вместе с Лениным и Голдой Мейер.
Это типичнейшие миазмы брежневского поколения. Тарн - это миазм. Но время его стремительно сокращается. Потому он в блоге и сидит чует что почва из под ног уходит.
Ровно тот же подход г-жа куратор демонстрирует и в своих статьях о Документе. Смотрите, тут налицо продолжение полуторавековой тенденции. Начиналось с предметов искусства, которые не требовали объяснений. Затем произошел переход к артефактам, для понимания которых уже рекомендовалось прочесть несколько сопроводительных абзацев, но лучше - небольшую статейку, а то и манифест. На следующем этапе значение некогда главных элементов (собственно живописи/скульптуры/графики) упало до минимума, освободив место для обильных словоизвержений. Потом и без того уже едва видный артефакт исчез вовсе - остались лишь "концепции" и пустопрожнее напыщенное бла-бла-бла на "панелях, семинарах и конференциях" а то и - страшно сказать! - конгрессах.
Иными словами, как уже подметил тут zAdorno, ТНСИ выродилось в бюрократическую процедуру.
Но и этого, как выясняется, недостаточно! Ведь венцом полного уничтожения (в данном случае - уничтожения Искусства) может быть лишь одно - тотальный Хаос. А потому следующим шагом естественно должна была стать расчлененка всякого и всяческого смысла - в том числе и оставшегося, бюрократического!
Что мы и наблюдаем в отчетах г-жи куратора (прочтите хоть подзаголовок).
Вот это я и комментирую по мере сил. А вот что лично Вам из этого понятно - над тем я, извините, не властен.
Вот и поделись бы своими ощущениями от Документы, высказались бы по существу. На мой взгляд, на Документе ничего нового нет. Всё тот же замусоленный дискурс. Как говорят на финансовых биржах – игроки зафиксировали прибыль, с небольшим падением курса акций. Намного интересней произошло недавно, когда И.Кабаков выставил серию живописных полотен. Причем живопись вполне искренняя, без какого-либо сарказма (правда не без кабаковских совковых лопат). Что это - старческий маразм генерала современного искусства; уловленным чутким носом новый тренд; или закономерный итог творческих поисков честного художника? Так что не спешите закидывать кисти слишком далеко, Юрий.
P.S. Для г.zAdorno: А каким образом вы отличаете живопись "вполне искреннюю", от вполне себе не очень? Кабаков всегда работал с персонажем, как субъектом высказывания, посему ваши домыслы, в лучшем случае неадекватны. И несколько опрометчиво и легкомысленно с вашей стороны предполагать, что будто бы Илья Кабаков озабочен вынюхиванием "нового тренда", он не собака-ищейка. Не важно в конце концов, что показывает художник, совковую лопату или картину, важно почему он это делает и что за этим стоит, неужели до сих пор вам непонятно?
Да, дорогой Юрий, я понимаю, что такое концепция. К примеру, моя концепция заключается в том, что ТНСИ в понимании г-жи Деготь - не более чем пустопрожнее напыщенное бла-бла-бла. А концепция орфографии (опять же, к примеру) включает в себя договоренность о том, что слово "помидоры" пишется через О.
А другая концепция заключается в том, что никого не волнует, ПОЧЕМУ Вы берете в руки кисть (хотя Вам это отчего-то кажется безумно важным). А важно лишь то, ЧТО получается на выходе - то есть художественное качество продукта, уровень исполнительского мастерства и (всего лишь как один из элементов оценки) степень воздействия на зрителя. Вот это мне понятно. А вот вопрос Ваших нутряных позывов и концепций меня как зрителя не интересует абсолютно. Это Ваше личное дело. Может, у Вас понос или, напротив, запор. Или похмелье, или травма... да мало ли ПОЧЕМУ Вы исполнили свой холст так или иначе. Не ПОЧЕМУ важно, дорогой Юрий, а КАК.
Впрочем, прекрасно вписываясь в мою концепцию (формулируемую "важно не ПОЧЕМУ, а КАК"), это прямо противоречит Вашей ("вначале ПОЧЕМУ").
Давайте уж тогда распространим Вашу концепцию "главенства ПОЧЕМУ" и на орфографию. Мол, нивашна правелна ле нпыссына аважна ПАЧИМУ нопысана. А, г-н Щнобелнегофф?
Отчего Вы делаете исключение лишь для себя, любимого? Давайте применим тот же подход ко всем областям человеческого духа. Как Вам такое предложение?
А г.Тактоевкий, это вы про кого написали? Читаете мысли на расстоянии? Видите человека насквозь? Знаете всю его подноготную? Так идите в эксцентрики, по-моему на тв 3 таких отрывают с руками и ногами. И без фамильярности попрошу, я вам не "юрочка" и не "себельников"! Потрудитесь правильно писать мою фамилию.