Розмарин и петрушка молча смотрели на людей и ужасались им.

Оцените материал

Просмотров: 49402

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев

Екатерина Дёготь · 07/06/2012
Страницы:
 

Далее рассказ в картинках.

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
Весь фронт Фридерицианума отдан эфемерной работе Райана Гандера, который пустил сквозь анфиладу довольно сильный и свежий бриз. Помимо него в пустых белых залах стоит только витрина с письмом (написанным от руки) одного из художников, который сообщает, почему в силу своего творческого кризиса, припадков пессимизма и т.д. он так и не смог придумать работу для Документы.

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
С другой стороны фасадной анфилады стоит небольшая витрина со скульптурами испанского ученика Пикассо Хулио Гонсалеса 1930-х годов, которые демонстрировались на исторической второй Документе в 1959 году, и висит фотография той выставки, где женщина в широкой юбке рассматривает эти скульптуры, а мужчина в костюме — то ли скульптуры, то ли женщину. Еще четыре года назад ККБ рассказывала, что эта странно неопределенная фотография вызывает у нее бартовский «пунктум». Далее следует коллективно созданная история (в виде фильма) про то, как недавно в Палестине на изолированной территории Рамаллы впервые была выставлена подлинная картина Пикассо — под вооруженной охраной. И еще рисунок, сделанный об этой картине палестинским художником, который на тот момент сидел в тюрьме и картины не видел.

После этого красивого начала про искусство и ветер истории следует Ротонда, которая представляет, по признанию куратора, ее мозг, где смешалось все. Все это артефакты, так или иначе связанные с различными войнами и (трагическим) местом искусства в них. Рисунок вьетнамского художника, сделанный во время войны; фото Ли Миллер, купающейся в ванне Гитлера; объекты из бейрутских музеев, пострадавшие во время войны; живопись Моранди; шкаф с реальными вазами, такими же, как у Моранди, а также книгами про Шардена и Сезанна и кукольной фигуркой крестоносца в шлеме. И так далее. Вся эта кунсткамера работает довольно хорошо. Самое интересное — рассказ про афганского реставратора, который во время фундаменталистского иконоборчества в конце 1990-х спас от уничтожения множество картин с изображениями людей и животных тем, что ловко закрасил их, прикрыв листвой.

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
Это ливанские музейные объекты

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
Рисунок Ву Джан Хуонг (1967)

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
Моранди…

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
…и его прототип

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
Социально-политическое искусство в традиционном смысле на выставке довольно неожиданно представлено монументальными гобеленами 1930-х годов норвежской художницы Ханны Ригген (1894—1970) с их антифашизмом, антикапитализмом и социалистической эстетикой. В целом антикапитализм у ККБ, безусловно, имеет место, но как элегический (и часто экологический) вздох, а не как боевой клич.

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
Пять из нескольких сот яблочных картинок Айгнера (остальные покрывают все стены соседнего зала)

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
Демонстрация научных проектов в качестве художественных

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
И еще в том же духе

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
Здесь представлены исследования эпигенетика русского происхождения Александра Тараховского, живущего в Нью Йорке. На большом экране — генетический код человека, пережившего сильный стресс. На маленьком (здесь не видно) — рисунки самого ученого. Рядом, в порядке разъясняющей рифмы, представлены две работы Сальвадора Дали, например, эта:

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев


©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
Одна из принципиальных работ — недавно обнаруженный рисованный дневник 1930-х годов Шарлотты Саломон, погибшей в Освенциме в возрасте 26 лет. Дневник очень сильный, очень психоаналитически маркированный и одновременно — документ прихода нацистов к власти.

Еще один лист оттуда:

©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев


©  Екатерина Дёготь

Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
Многосложная и впечатляющая инсталляция французско-алжирского художника Кадера Аттиа сравнивает африканские сломанные и починенные бытовые предметы (несовершенные, с точки зрения европейцев, и даже недостаточно «подлинные», недостаточно африканские) со «сломанными» лицами европейцев, раненных на фронте Первой мировой войны, — скульптуры сделаны сегодня в Африке по старым фотографиям. Вся инсталляция в целом (которая включает в себя помимо скульптур и полок с книгами коллекцию бытовых артефактов и несколько видеопроекций) воссоздает многоуровневую историю колониализма и насилия, в том числе насилия интерпретации. Это как раз тот случай, когда шизофреническая сложность и далекие цепи ассоциаций работают.

Продолжение следует — в ближайшие дни надеюсь увидеть другие из двадцати (!) площадок Документы.​
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • zAdorno· 2012-06-07 16:46:29
    А вот другие немцы-европейцы:
    http://www.youtube.com/watch?v=NVI7Rc9MCp0&NR=1&feature=fvwp
  • Aleks Tarn· 2012-06-07 17:35:22
    Что Вы, Теодор, этим Вашим "другим" явно недостает шизофреничности. Да и Дмитрий Дмитриевич на шизофреника никак не наработал. Неврастеник, что возьмешь...
  • Alexandr Butskikh· 2012-06-08 12:39:33
    Уверен, что Е. Деготь и не догадывается о том, что такое шизофрения. Если бы хотя бы догадывалась, то не стала бы это понятие для обозначения самых разных явлений, общее для которых одно - хаос.
    Любопытно при этом, что статья написана как раз в том стиле, который сама автор именует "шизофреническим".
    Особенно выразительны первые два абзаца. "Неолиберальные трансформации", "креативные индустрии", кофе одновременно улучшающийся и ухудшающийся...
    Особенно хорошо удалось "обилие антикварных магазинов с нацистской атрибутикой".
    Понятно, что всем этим (азиатским) шиком-блеском-красотой (в представлении Е. Деготь и "OS") можно лишь любоваться. Задавать вопросы, ждать ответы, пытаться узнать, что же действительно было в славном городе Касселе, не имеет смысла. С таким же успехом можно пытаться узнать (читая эту статью), есть ли жизнь на Марсе.
    Статья, как и многие другие из этой же серии, лишь о Е. Деготь ("Е. Деготь как зеркало современного искусства", часть -дцатая, "Шизофреническая").
Все новости ›