Просмотров: 49368
Дневник Документы – 1: в мозгу у Каролин Кристов-Бакарджиев
ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ о самой главной художественной выставке нынешней пятилетки
Загадочная пресс-конференцияОбычно биеннале современного искусства приносят городу неолиберальные трансформации, видимой частью которых являются рост креативных индустрий, удорожание и одизайнение всего чего можно, хороший эспрессо и бесплатный вай-фай. В этом отношении не устояла даже Венеция с ее новым музеем Пино, который, к несчастью, теперь доминирует в городе, где хороший эспрессо был и безо всякого современного искусства (из-за искусства он там, кстати, ухудшился).
Кассель, как ни странно, не сдвинулся с места, что, вероятно, доказывает, что Документа в самом деле вырывается из общего ряда и служит в большей мере целям познания, нежели целям прагматическим. Город по-прежнему живет своей немодной
Читать!
На сей раз дух времени определяет итальянский куратор Каролин Кристов-Бакарджиев, или ККБ. В период подготовки выставки она уже успела настроить журналистов против себя тотальной иррациональностью своего поведения и веб-сайтом биеннале с разделами «Собаки» и «Камни», где были размещены, кажется, ее любительские фотографии. Она делала банальные и даже реакционные заявления насчет того, что женщиной правит интуиция («эко-феминизм»), и несколько пугающие — о том, что у животных и растений есть свое творчество. Она также постановила, что у Документы будут еще платформы (причем не дискуссионные, а выставочные и производственные) в таких неожиданных местах, как Кабул, Александрия, Каир (чуть менее неожиданно) и канадский центр BANFF, затерянный глубоко в лесах.
Перед началом пресс-конференции толпа получила свой «новогодний подарок» в виде увесистой пачки печатной продукции, на сей раз зеленого цвета (отказ от черной, белой или европейски-синей обложки следует считать концептуальным и политическим жестом). Самая толстая часть под названием «Книга книг» пока никем не распечатана, есть еще традиционный путеводитель с описанием отдельных работ, без которого ничего не поймешь, а также программа биеннале толщиной с железнодорожный справочник какой-нибудь высокоразвитой страны. Согласно этой программе, с начала июня по конец сентября здесь будет ежечасно проходить по несколько перформансов, лекций художников, дискуссий и конгрессов одновременно.
Выступление ККБ на пресс-конференции носило характер перформанса. Сначала она долго и монотонно, в духе списка кораблей, перечисляла многочисленных спонсоров, выделяя каждому отдельную фразу, но не трудясь как-либо разнообразить ее («Я хочу поблагодарить ХХХ за поддержку, оказанную Документе…»). Минут через десять мне это стало даже нравиться — возможно, это была такая форма антикоммерческого протеста. Затем ККБ сказала: «Теперь расслабьтесь, я собираюсь прочесть лекцию». Лекция, в отличие от той, что читалась в «Алисе в Стране чудес», никого не высушила. В ней выставка, искусство вообще и окружающий мир уравнивались с танцем, однако, как считает ККБ, «мы не танцуем в утопии, это вымученная игра движений, которая никогда не сможет быть глобальной» (нет, это не плохой перевод).
Из лекции стало понятно, что в выставке участвуют не только художники, но и писатели, ученые разных специальностей от естественных до гуманитарных, хореографы, политики и так далее. Что искусство тут понимается как исследование, но не сухое, а теория важна, но не доминирует. Выставка была заявлена как «холистическая и нелогоцентрическая», а также «не антропоцентрическая», один из ее сюжетов — «как фотоны танцуют и думают вместе». Задача всего этого — «десимволизация, разоблачение собственности, связывание людей друг с другом».
Внезапно ККБ перескочила на дигитальные технологии, после чего начала выбрасывать из своей речи целые пачки страниц, приговаривая «это я пропускаю… пропускаю… пропускаю…» и провоцируя иронические выкрики из публики. После этого был процитирован Адорно, сказано, что ее, ККБ, выбором было не делать выбора, а концепцией — не выдвигать никакой концепции, было заявлено, что нынешняя Документа не является ни перформативной, ни виртуозной, ни консервативной, ни академической, ни патриархальной; что она является, напротив, пространством отношений, политическим пространством, одновременно ответственным (committed), уязвимым и хрупким (precarious). Что это «гимнастическое упражнение на то, чтобы быть “без” и “c”». Что это — «быть здесь, с этой пищей, этими животными, этими людьми. Быть беднее. Но и богаче». На этом все закончилось, и журналисты, хихикая или матерясь, удалились туда, куда ККБ им велела, — во Фридерицианум (главную выставочную площадку, которых на сей раз много, больше, чем обычно). Она сказала, что Фридерицианум — это «мозг выставки» и ее «концепция-не-концепция». А еще, добавила она, очень важна другая выставочная площадка, она находится в 20 минутах от центра, но что это и где — она не скажет. Про Фридерицианум, по крайней мере, точно известно, что это и где, Документа всегда проходит там, это немного успокаивало.
Фридерицианум
Несмотря на такое, глубоко шизофреническое, начало, выставка, по крайней мере во Фридерициануме, которым я пока ограничилась, оказалась относительно ясной — ну то есть она продолжала оставаться шизофренической, но определенная доля шизофрении искусству никогда не вредила, тем более что в последнее время мы редко с нею встречаемся на выставках. Здесь много поэтических работ, генетически связанных с писательским трудом. Выставлено много разного рода писем, например, — которые могут быть и официальными, но всегда носят несколько безумный характер, как переписка о передвижении колоссального метеорита или объявлении атмосферы Земли мировым достоянием и т.п. (все это не увенчалось официальным успехом). Много научных проектов, которые представлены специально (надеюсь, специально) наивно, в духе — «вот какие красивые пробирочки». Ученые стоят рядом и разъясняют собравшимся, что произойдет, если нажать на кнопку, и что видно в микроскоп. Также много обсессивных проектов художников, которые реализуют что-то такое сугубо свое всю жизнь (выстраивают политическую связь всего со всем в виде схемы, например, или производят странные объемные картины). Мне нравится, что куратор отказывается репрезентировать «лучшее» — ради «странного». По одному помещению делать выводы о выставке, впрочем, рано, пока могу поделиться просто информацией о том, что здесь есть.
С историко-художественной стороны очень сильно присутствие сюрреалистической традиции и в меньшей степени — arte povera, как все полагали вначале (по крайней мере, из того, что я видела). Из итальянцев особый оммаж выдан концептуалисту Алигьеро Боэтти — художник Марио Гарсиа Торрес отправился в Кабул на поиски следов мастерской Боэтти под названием One Hotel, которую тот держал там в 1970-е годы, и снял об этом два фильма. С содержательной стороны сквозь всю выставку во Фридерициануме проходит травма войны, фашизма, концлагеря, уничтожения. В «сценарии выставки» (который тут, безусловно, есть, в отличие от концепции) есть работы про нацистское прошлое и трагедию полпотовской Камбоджи, про войну во Вьетнаме и в Ливане, про итальянские «Красные бригады», про колониализм в Африке, Первую мировую войну и войну афганскую. Здесь также имеются две настоящие (дохлые) мухи цеце, что, по-моему, уже лишнее.
Все это довольно мрачно, но безо всякого нравоучительства, в отличие от Берлинской биеннале Жмиевского. Например, в то время как в берлинскую почву пересаживаются березки, выросшие в Освенциме (в качестве довольно пустого и очень пафосного символического жеста),
Читать!
Далее рассказ в картинках
{-page-}
Далее рассказ в картинках.
Весь фронт Фридерицианума отдан эфемерной работе Райана Гандера, который пустил сквозь анфиладу довольно сильный и свежий бриз. Помимо него в пустых белых залах стоит только витрина с письмом (написанным от руки) одного из художников, который сообщает, почему в силу своего творческого кризиса, припадков пессимизма и т.д. он так и не смог придумать работу для Документы.
С другой стороны фасадной анфилады стоит небольшая витрина со скульптурами испанского ученика Пикассо Хулио Гонсалеса 1930-х годов, которые демонстрировались на исторической второй Документе в 1959 году, и висит фотография той выставки, где женщина в широкой юбке рассматривает эти скульптуры, а мужчина в костюме — то ли скульптуры, то ли женщину. Еще четыре года назад ККБ рассказывала, что эта странно неопределенная фотография вызывает у нее бартовский «пунктум». Далее следует коллективно созданная история (в виде фильма) про то, как недавно в Палестине на изолированной территории Рамаллы впервые была выставлена подлинная картина Пикассо — под вооруженной охраной. И еще рисунок, сделанный об этой картине палестинским художником, который на тот момент сидел в тюрьме и картины не видел.
После этого красивого начала про искусство и ветер истории следует Ротонда, которая представляет, по признанию куратора, ее мозг, где смешалось все. Все это артефакты, так или иначе связанные с различными войнами и (трагическим) местом искусства в них. Рисунок вьетнамского художника, сделанный во время войны; фото Ли Миллер, купающейся в ванне Гитлера; объекты из бейрутских музеев, пострадавшие во время войны; живопись Моранди; шкаф с реальными вазами, такими же, как у Моранди, а также книгами про Шардена и Сезанна и кукольной фигуркой крестоносца в шлеме. И так далее. Вся эта кунсткамера работает довольно хорошо. Самое интересное — рассказ про афганского реставратора, который во время фундаменталистского иконоборчества в конце 1990-х спас от уничтожения множество картин с изображениями людей и животных тем, что ловко закрасил их, прикрыв листвой.
Это ливанские музейные объекты
Рисунок Ву Джан Хуонг (1967)
Моранди…
…и его прототип
Социально-политическое искусство в традиционном смысле на выставке довольно неожиданно представлено монументальными гобеленами 1930-х годов норвежской художницы Ханны Ригген (1894—1970) с их антифашизмом, антикапитализмом и социалистической эстетикой. В целом антикапитализм у ККБ, безусловно, имеет место, но как элегический (и часто экологический) вздох, а не как боевой клич.
Пять из нескольких сот яблочных картинок Айгнера (остальные покрывают все стены соседнего зала)
Демонстрация научных проектов в качестве художественных
И еще в том же духе
Здесь представлены исследования эпигенетика русского происхождения Александра Тараховского, живущего в Нью Йорке. На большом экране — генетический код человека, пережившего сильный стресс. На маленьком (здесь не видно) — рисунки самого ученого. Рядом, в порядке разъясняющей рифмы, представлены две работы Сальвадора Дали, например, эта:
Одна из принципиальных работ — недавно обнаруженный рисованный дневник 1930-х годов Шарлотты Саломон, погибшей в Освенциме в возрасте 26 лет. Дневник очень сильный, очень психоаналитически маркированный и одновременно — документ прихода нацистов к власти.
Еще один лист оттуда:
Многосложная и впечатляющая инсталляция французско-алжирского художника Кадера Аттиа сравнивает африканские сломанные и починенные бытовые предметы (несовершенные, с точки зрения европейцев, и даже недостаточно «подлинные»,
Читать!
Продолжение следует — в ближайшие дни надеюсь увидеть другие из двадцати (!) площадок Документы.
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451776
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343387
- 3. Норильск. Май 1268678
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897698
- 5. Закоротило 822151
- 6. Не может прожить без ирисок 782470
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759138
- 8. Коблы и малолетки 740945
- 9. Затворник. Но пятипалый 471395
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403167
- 11. ЖП и крепостное право 397970
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370549
http://www.youtube.com/watch?v=NVI7Rc9MCp0&NR=1&feature=fvwp
Любопытно при этом, что статья написана как раз в том стиле, который сама автор именует "шизофреническим".
Особенно выразительны первые два абзаца. "Неолиберальные трансформации", "креативные индустрии", кофе одновременно улучшающийся и ухудшающийся...
Особенно хорошо удалось "обилие антикварных магазинов с нацистской атрибутикой".
Понятно, что всем этим (азиатским) шиком-блеском-красотой (в представлении Е. Деготь и "OS") можно лишь любоваться. Задавать вопросы, ждать ответы, пытаться узнать, что же действительно было в славном городе Касселе, не имеет смысла. С таким же успехом можно пытаться узнать (читая эту статью), есть ли жизнь на Марсе.
Статья, как и многие другие из этой же серии, лишь о Е. Деготь ("Е. Деготь как зеркало современного искусства", часть -дцатая, "Шизофреническая").