Здесь все можно, потому что много пустого места.

Оцените материал

Просмотров: 49094

Письмо из Киева: «Воля, або всі йдуть на х..!»

Екатерина Дёготь · 13/11/2009
Молодые художники на Украине ищут свое место между цивилизованным Виктором Пинчуком и диким арт-рынком

Имена:  Виктор Пинчук

©  OPENSPACE.RU

Рекламная кампания Арсения Яценюка выдает знакомство с современным искусством

Рекламная кампания Арсения Яценюка выдает знакомство с современным искусством

Она работает. Она — это реклама

На выходные широкий поток Крещатика отдается пешеходам, но сейчас холодно и свиной грипп, и по пустому проспекту гуляют только ветер и мусор. Как ни странно, наличие свободного пространства больше, чем толпы людей, указывает на потенциальную возможность демократической общественной жизни. В Киеве у нее есть шанс. В Москве ей быть просто негде.

На Украине скоро выборы, это чувствуется, город политизирован. Таксисты, правда, говорят, что на Украине все время какие-нибудь выборы и всем это надоело. Мы в России знаем, чем это кончается.

Предвыборные плакаты выдают знакомство с современным искусством. Бигборды Арсения Яценюка, с портретом молодого человека в модных очках, напоминают рекламу магазина мужской одежды, в стиле шелкографий Уорхола; к тому же я могу безошибочно назвать имя украинского художника, у которого учились дизайнеры этих плакатов. Один мой друг хотел голосовать за Яценюка как за западника и вроде бы больше своего, чем другие, но у того вдруг исчезли все шансы — как раз из-за этих плакатов. Установку на капитализм украинское население принимает, а вот капиталистическое искусство в лице Уорхола — еще нет.

В плакатах Януковича дизайнеры ограничились тем, что отфотошопили его лицо до состояния обмылка, над чем потешается местная англоязычная газета. Люди, читающие по-английски, за Януковича голосовать не будут. Эстетика у него кондовая. Однако, к моему удивлению, один молодой куратор сказал мне, что в теперешней ситуации предпочел бы Януковича. Действительно, Тимошенко — типичный постсоветский вариант ура-капиталистической националистки, заключившей пакт с Западом. Западу выгодны местные национализмы. Молодому куратору они невыгодны: Тимошенко, он уверен, введет какую-нибудь нравственную или религиозную цензуру, желая уравновесить разнузданность корпоративного капитализма строгой местной моралью.

©  OPENSPACE.RU

Дизайнеры Виктора Януковича из всего современного искусства знают только фотошоп

Дизайнеры Виктора Януковича из всего современного искусства знают только фотошоп

В отличие от другого националиста, Ющенко, у которого есть коллекция западноукраинского народного искусства, Юлия Тимошенко по вопросам культуры пока не высказывалась. Ее плакаты современного дизайна, но чисто текстовые, на белом фоне, без картинок. Впрочем, белый, черный, красный — это явная отсылка к национальному орнаменту вышитых рубашек.

Плакаты заверяют, что «она работает». Предыдущая серия утверждала, что она работает, пока другие болтают, это вызвало критику, поэтому теперь текст заканчивается словами «Она — это Украина!». Протестантская этика капитализма во вполне гармоничном сочетании с националистической и почти тоталитарной риторикой. Отождествление Ее (имя ни к чему, на Украине Она одна) с Родиной и Нацией не обещает художникам ничего хорошего, кроме еще одного витка иронического искусства про оголтелую «национальную идентичность». Над этой идентичностью можно издеваться, с ней можно пробовать критически работать (как это делали в 1990-е годы Олег Тистол и Николай Маценко в своем проекте «Украинские деньги»). На выставке «Новая волна» в Национальном художественном музее, которая представляла цвет местной живописи 1980—1990-х, можно было снова увидеть бурное, абсурдистское и исторически точное мифотворчество художников того вольного времени. «Папа, шлем давит» (1990) только что безвременно ушедшего Александра Гнилицкого или знаменитая «Печаль Клеопатры» (1987) Савадова и Сенченко — пророческие картины, являющие нам соответственно образы милитаристских фантазий лидеров СНГ и триумфальное явление Юлии Тимошенко.

Украинская общественная жизнь по-прежнему чрезвычайно декоративна, орнаментальна, кругом одни символы и идеологемы — скорее политическая реклама, чем политическая реальность. Художники здесь всегда «вышибали миф мифом», но сегодня эта стратегия оказывается не слишком продуктивной. Если художники в плену навязанной им «проблемы идентичности» и способны видеть вокруг только «украинское» и воспроизводить его — это не очень хороший знак, даже если смотрят они саркастически. Сарказм — другое название для бессилия.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:18

  • monika_sosno· 2009-11-11 19:43:27
    сайт ульянова находился по адресу proza.com.ua
  • dvoenas· 2009-11-13 17:40:14
    «Воля, або всі йдуть на х..!» - это "Свобода, или Все идут на х..!" (как "Безумный день, или Женитьба Фигаро").
  • degot· 2009-11-13 18:16:28
    To dvoenas: большое спасибо за перевод. А мы-то гадали, что бы это такое значило?
  • degot· 2009-11-13 19:32:08
    to dvoenas bis: о, прошу прощения, у нас действительно откуда-то взялся не вполне правильный перевод. Убран
  • NLO· 2009-11-14 14:11:14
    Хвалить bullshit чтобы казаться актуальным это данность нашего времени. А презирать неоакадемизм - ок, это не ново. Но мусор не останется в истории.
  • lodek· 2009-11-14 18:16:35
    Совершенно очевидно, что рекламная кампания Арсения - это подражание Шепарду Фейри (с его графическим Обамой), приправленное отсебятиной - придурошным налетом какого-то милитаризма. Где вы там Ворхоловские шелкографии увидели ?? Это, говоря языком графического дизайна, нелепый трейс в Adobe Illustrator, слепленный в композицию криворукими халтурщиками, которые У НИКОГО здесь не учились.
  • helena-23· 2009-11-15 02:20:14
    По-моему, перебор - и город, и политика, и ярмарка и номинанты в ПинчукАртЦентре в одной статье.
    Хелен
  • helena-23· 2009-11-15 02:23:35
    Батюшки, неужели АРСЕНИЙ так и висит с июля?!
  • kiskra· 2009-11-15 03:23:30
    *наличие Гормли в списке означает, что эта стажировка зарезервирована за скульптором Жанной Кадыровой* да и список молодых художников составлен на 10 лет вперёд)))А та 1000 которая подавала заявки фон для новой картины маслом!!
  • serge· 2009-11-16 22:48:14
    Очень поверхностная заметка, написанная левой ногой. Стиль изложения какой-то самодовольно-мещанский - типа "лауреаты сталинской премии приехали в гости к нарьян-марским колхозникам". Для Венеции, к примеру, у автора есть в запасе другой стиль - романтически-мещанский (см. путеводитель). Но сейчас речь идет о Киеве. Забавно, что автор даже не сделала попытки пообщаться с теми же Савадовым или Ройтбурдом, над которыми пытается иронизировать, и понятно, почему - эти ребята, хорошо известные в нон-конформистском искусстве в СССР, в отличие от автора, еще с 80-х годов, остры на язык, и в очном соревновании с ними критикессе бы ничего не светило. ..
  • serge· 2009-11-16 23:14:54
    Вообще-то, меня всегда поражало с какой легкостью так называемые "арт-критики" (то есть, по определению люди, ничего сами не умеющие делать, и потому интересные только редакторам глянцевых журналам как потенциальные ведущие колонок) пишут о художниках. Да в одном мазке того же Ройтбурда больше смыслов, чем во всей этой заметке. Зачем она написана? Разве что потому, что, как написал сам автор заметки "Пустое место зовет выступать и говорить". Это да, боязнь чистого листа бумаги, знакомая каждому хорошему писателю (да и художнику), арт-критикам не свойственна
  • serge· 2009-11-16 23:26:32
    Что движет этими людьми? Неужели только "пустое место зовет выступать?" Нет, тут причины другие. Помню, как один известный московский арт-критик отозвался о немецком павильоне на позапрошлой биеннале - "цветная помоечка". При этом он, конечно, не упомянул, что в день, когда биеннале бал открыта для профессионалов, именнов в этот павильон стояла очередь где-то на сорок минут, что на каждое произведение художницы, творчество которой представлял этот павильон, мгновенно находятся покупатели во всем мире - короче говоря, что ее знают профессионалы во всем мире, а его - пара-тройка десятков московских коллег. Наверное, именно за это он ее и пнул.
  • sinenkij· 2009-11-23 04:46:38
    To degot
    Катя, а как интерпритация сочетается с потреблением? Насколько мне известно интерпритация подразумевает переосмысление и трансляцию этого самого переосмысления, то есть это явление исходящее. Напротив потребление или усвоение подразумевает поглощение и ассимеляцию, то есть вхождение. Это противоположные явления. Потом, термин "мелкобуржуазное" не очень понятен, применительно к стилю или стилям(хотя речь идет об одном,- академическом), ведь это социоэкономическая сфера. Но если предметно, то скорее надо говорить о стилевой игре и цитации, когда на выходе мы наблюдаем само художественное высказывание, о котором - ни слова. Потом уместно ли говорить о китче в чистом виде, когда опять же налицо игра в китч и симуляция онного.
  • strng· 2009-11-27 15:38:00
    не статья, а поплёвывание в сторону Украины. Кто там сказал, "русский интеллигент заканчивается там, где начинается украинский вопрос"
  • fuckel· 2009-12-24 19:26:27
    чтобы не рассказывал толик ульянов, он свалил из украины не из-за проблем с комиссией по морали, а из-за занятий черным пиаром против людей, которых на украине трогать в целом не принято.
  • theUkrainian· 2010-01-27 10:50:26
    Для начала давайте научимся писать не "на Украине", а "в Украине".

    И вопрос к Екатерине: что значит "навязанная" идентичность?
  • BLUEMOLOKO· 2010-02-10 20:57:19
    UKRLINE - это только малая часть зала BLUEMOLOKO...
    Жаль, что вы не отметили вовсе не"украинский" бренд "ART GO OUT"...
    Я лично очень доволен результатом - несмотря на сопротивление Pinchuk Art Centre мы таки получили главный приз - приз общественности )))
    http://filipishe.livejournal.com/51959.html
  • Andrey_Madekin· 2010-10-17 21:57:48
    Скучно жить на этом свете, господа...
Все новости ›