Мы поднимаемся в этот гигантский дом по черному пандусу и входим в квадратный проем египетских масштабов, абсолютно не видя, что ждет впереди, и так и продолжаем не видеть – до самого конца.

Оцените материал

Просмотров: 21759

Дневник VIP на ярмарке Frieze 2009. Выпуск второй

Екатерина Дёготь · 22/10/2009
Четверг. Завтрак в Tate, туры по инсталляциям и кино как рецепт выхода из кризиса

Имена:  Ева Ротшильд · Мирослав Балка · Омер Фаст

©  Getty Images / Fotobank

На выставке номинантов премии Тернера

На выставке номинантов премии Тернера

Утром я отправилась на традиционный VIP-завтрак в Tate Britain. Они привлекают гостей не плохим кофе и неизменными бубликами с семгой, но возможностью посмотреть выставку номинантов на премию Тернера в относительно спокойной обстановке, до открытия этого очень посещаемого музея. На сей раз выставка показалась мне бесцветной. Она была, конечно, лучше, чем вчерашний «квартирник», но все же это было то же самое предсказуемое «современное искусство» в форме больших инсталляций, которое в последние годы стало очень популярно (в основном из-за популярности музеев как объекта туризма; скоро, я уверена, будут предлагать туры «по инсталляциям»). Огромный (настоящий) череп кита; золотая роспись стены; длинная инсталляция из неких неприятных тряпично-картонных кукол; биологического вида объекты, сделанные, как гласит аннотация, частично из перетертых в крошку мозгов (чьих?); большая лужа на полу, изображающая крушение самолета. Смотреть на такое уже просто невыносимо, тем не менее именно на такие выставки обычно стоят очереди. У снобов бывают свои очереди.

Тут надо объяснить, что я имею в виду под словом «такое». Не то чтобы все эти объекты были как-то особенно гламурны или излишне красивы. Красота давно дискредитирована. Вместо нее пришла некая хорошо кристаллизованная, умеренная ужасность, при взгляде на которую просвещенный зритель быстро прокручивает у себя в голове примерно следующее: так, понятно, узнаю, ты — очень современный художник, я — очень современный зритель, мы оба супер-о-кей, лучше остальных, как это приятно, пошли дальше.

На выставке номинантов премии Тернера

На выставке номинантов премии Тернера

Арт-среда во всем мире, и особенно в России, где она все еще ощущает себя в опасности, защищает такое искусство как последний бастион буржуазной демократии, противостоящий массовому вкусу. Так уж арт-мир понимает демократию, и относительно демократии буржуазной он совершенно прав, она как раз таки против массы. Возможно, современное искусство единственное оправдание этой буржуазной демократии — и уж точно украшение. Но не есть ли это, уже давно, тот самый массовый вкус? В такой ситуации так называемое современное искусство еще не бывало, и сейчас многие художники, я думаю, очень остро ощущают, что зашли куда-то не туда, куда хотели. Но проблема в том, что путь уже выбран, образование получено, и менять свою жизнь неохота. Искусство превратилось в рутинную профессию, что, разумеется, несовместимо с претензией на то, что якобы оно еще несет знамя авангарда.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • dorfmeister· 2009-10-25 14:55:12
    Балку все так хвалят, хоть билет в Лондон покупай.
  • panasenko-art· 2009-10-29 21:47:25
    Я тут ссылку на вашу статью разместил к себе в блог. На тему реализма такая полемика ))) посмотрите при случае если интерестно.
  • Mikhail_Maltsev· 2009-11-05 08:43:08
    Почему самолетная лужа - это модернизм, а Омер Фаст реализм?
    По формальным признакам и то и другое модернизм.
    Выглядит так, что для Вас есть плохой модернизм и хороший модернизм.
    Хороший модернизм вы называете реализмом.
    И в этом таится ложь грядущего переворота в искусстве.
    Переход к реализму готовятся совершить художники-модернисты, как Пепперштейн уже несколько лет твердящий о новом чистом искусстве или Гутов, пропагандирующий идеи Мих. Лифшица.
    Вы говорите не о перевороте, а повороте. Моды внутри самого контемпорари арта. Т.е. реализм будет всего лишь разыгран.
    Это способ удержать модернизм от распада.
    Сохранить ему рейтинги.
    В русском шоу-бизнесе есть такая плохая привычка - невозможность остановиться. Поставить точку. Сколько лет звезды катаются по льду?
    Авангардистам не дали закончить в 20-х, не дали договорить. Малевич предлагал перестать писать, только говорить - это уже был концептуализм. Оставалось немного - перестаь говорить. Малевич не успел. Поэтому весь двадцатый век доили изнуренную жабу-авангард - искусственно продлевая ему жизнь.
    Дайте авангарду умереть! Замолчите!
Все новости ›