Просмотров: 57124
Письмо из Венеции: русская невеста в ожидании счастья
Российские инициативы на Венецианской биеннале – это полный и окончательный unconditional love
На открытии Российского павильона на 53-й Венецианской биеннале выступал министр культуры Авдеев. Из вежливости он прочитал свою речь на трех языках — итальянском, почему-то французском и затем русском. Пока он говорил на языке Данте, глаза моих знакомых итальянцев все больше округлялись. Всякий раз, когда министр хотел сказать «русская выставка» (l’esposizione russa), он снова и снова повторял la sposa russa — что вообще-то означает «русская новобрачная».Итальянцы недоуменно оглядывались в поисках невесты и обнаруживали только Ольгу Свиблову в белом. Министр настаивал. Вся сцена приобретала все более сюрреалистический характер.
На свадьбу меж тем и в самом деле было похоже. Столы ломились от угощения, а гости, как на свадьбах и бывает, в большинстве не имели понятия, кто тут женится. Гости приехали из Москвы на спецэкскурсию в русский павильон (см. об этом здесь), только на месте узнавали, что тут еще есть какая-то большая и совершенно не русская выставка, и не выражали никакого желания идти ее смотреть. Фамилий авторов работ в русском павильоне они часто тоже не знали. Да и зачем? Они были приглашены самим куратором!
В выставке в русском павильоне тоже было что-то невестинское, с оттенком стыдливо-эротического ожидания счастья. Как читатель уже знает, семь проектов были разнесены по разным светелкам, для чего главный зал павильона разгородили на три части вдоль, а подвал (с низким потолком) вместил два проекта. Получились очень узкие коридорчики, в которые натолкано много всего — высокий фонтан из пестрой клеенки; фосфоресцирующая многофигурная роспись; лабиринт из досок с шевелящимися картинами, звонящим телефоном, рисующим автоматом и еще чем-то, чего я не доглядела; стеклянная псевдолюстра; три (ТРИ! знай наших!) Ники Самофракийских в натуральную величину с булькающими внутри нефтью и кровью; целая экспозиция точечно подсвеченных в темноте рисунков, да еще под звуки невнятного рэпа. Поролоновый мотоциклист вылетел на улицу просто потому, что не вместился. (О том, кто автор чего, можно прочитать здесь, а увидеть проекты — на нашем видео). Все проекты были нарядные, тем или иным образом яркие, праздничные. Глядя на этот павильон, приходилось признать, что такая вещь, как «русский вкус», действительно существует — остальные павильоны показали в этом году нечто совершенно другое.
Надо сказать, те из иностранных гостей, кто приехал высматривать новое мясо для своих выставок, проявили интерес к предложенной ярмарке русских невест; кому-то приглянулась одна, кому-то другая. Так проявляют веселый интерес те, кто в семь утра видит на улицах наших городов девушек в мини, черных кружевных чулках и с ожиданием в глазах.
Но те, чье по-настоящему независимое мнение в арт-мире пользуется безграничным уважением, в один голос говорили bombastic, kitsch и Russian horror. У нас это, конечно, никому не докажешь: портреты этих людей не публикуют на последней странице Vogue. Ну и ладно. Все равно все всё знают. Я в этом глубоко убеждена.
* * *
Может показаться, что всё это есть вопрос личного вкуса. Мы с Ольгой Свибловой на открытии поговорили о том, что у меня клаустрофобия в легкой форме, а она, напротив, не выносит открытого пространства. Окей, вкус — святое дело. Но мне бесконечно обидно, что это решение — не знаю, кто за него ответственен, куратор ли или дизайнер Катя Бочавар, — поразительно глухо к архитектуре Российского павильона постройки архитектора Щусева.
Дело в том, что это очень важная для биеннале тема, целое русло мысли, в направлении которого русский павильон даже не двинулся. Каждый из павильонов Джардини — и не у всех стран они есть, нам повезло — представляет собой кусок истории нового времени. У кого-то это полный надежд послевоенный неомодернизм, как у скандинавов, — датчане Элмгрин и Драгсет показали в этом году его мрачную сюрреалистическую изнанку. У американцев — копия с родного дома Джорджа Вашингтона, и каждый год американский художник вступает в новый диалог с ценностями американской Конституции. У немцев павильон — фашистской архитектуры, что уже породило несколько идеологически острых, критических проектов, в том числе и в этом году. Все это невероятно важные и болезненные вещи, и павильоны биеннале всегда их касаются.
Но мы глухи к этому, и это плохой диагноз. Работы в русском павильоне не были поставлены ни в художественный, ни в интеллектуальный контекст (в политический и социальный уж не требую!). Задача куратора, которая состоит в сравнении произведений друг с другом, в остром их сопоставлении, тут не была исполнена, да и постройка стен сделала это невозможным. Вещи просто, как сейчас говорят, размещены на некоей площадке. Их единственный общий контекст — это представление о произведении как о ценном предмете, навевающее смутные ассоциации с магазинами Картье. Основное впечатление от павильона — очень темно, страшно ненароком включить какой-нибудь аларм, и что-то вдали светится.
Так вот куда проползли черви из уже лопнувшего пузыря перегретого рынка! Они даже не в отдельных работах (среди которых были некоторые мне симпатичные), — они в образе мышления, в философии вещи, в отношении к зрителю. В то время как самое интересное искусство наших дней (да, в общем-то, и наши художники, возьмем хоть Ирину Корину!) подвергает сомнению принцип показа, подрывает его изнутри, — в нашем павильоне эта самая репрезентация простодушно использована фактически в рекламных целях. Здесь не было поставлено ни одного вопроса — зато показано много ответов, с наивным убеждением, что чем больше, тем лучше. Любая из работ сильно выиграла бы от драматического сопоставления с чем-нибудь простым, элементарным, чистым — но нет, выставка буквально колотит кулаком по одной и той же клавише…
Чтобы глотнуть свежего воздуха, приходилось идти в напротив стоящий павильон Чехии и Словакии, в котором художник Роман Ондак всего-то навсего посадил внутри павильона те же кусты, что и снаружи, и насыпал тот же гравий. Павильон оказывается хрупкой прекрасной скорлупкой, в которой просто и, не побоюсь этого слова, изящно звучит тема внутреннего и внешнего, вымышленного и реального и так силен мотив созидания мира буквально «из ничего», чему и посвящена биеннале в целом… Очень, очень завидно, потому что непохоже, чтобы русский павильон мог себе в ближайшем будущем позволить такое недостаточно дорогое решение.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:15
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452136
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343584
- 3. Норильск. Май 1269721
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897908
- 5. Закоротило 822474
- 6. Не может прожить без ирисок 784158
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761282
- 8. Коблы и малолетки 741824
- 9. Затворник. Но пятипалый 472989
- 10. ЖП и крепостное право 408240
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404148
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371399
так что не одними лишь платьицами да вешалками...
Тезисы тоталреализма к "Устоям тоталреализма"
Эра фотоискусства наступила. В последующее время идеологически и практически оформятся – направления, стили, методы, понятийный аппарат, терминология, и др. фотоискусства. Наряду с языком, фотоизображения были, есть и будут основным источником получения, сохранения, и передачи информации.
Реалистическая живописная картина и другие подобные рукотворные изобразительные практики окончательно утратят свою историческую миссию отражения видимого мира, превратившись, по сути, в незначительные изоремёсла, декоративно-прикладные и меновые фетиши. Никогда в истории искусства не было такой возможности, как сейчас, блестящими новыми средствами воплощать вневременной Большой реалистический проект, с центральным произведением - реалистической фотокартиной в технике фотографии. Масштабного системообразующего реалистического проекта не хватает миру. Он должен родится как альтернатива продажным личинам современной культуры.
Устойчивость и жизнеспособность системы, нуждается в диалектическом единстве двух миров, условно: образно-реалистического и безобразно-формалистического.
В области искусства предстоит глобальная борьба за пересмотр художественных ценностей и поворот от господства исключительно переоценённых коммерчески - коррумпированных безобразных визуальных промыслов артшоубизнеса, (симулякратии, гламуропатии, кривдарта, туфтарта, бла-бларта…) к образному, реалистическому искусству - правдивости, жизненности, человечности.
Реалистическое фотоискусство в состоянии возглавить этот жизнеутверждающий гуманистический процесс.
В вышеозначенном контексте и стоит рассматривать представляемое теоретико-практическое творчество.
В «манифесте тоталреализма» (март-июнь 2004 г.), несмотря на некоторые несовершенства определений, были в целом продекларированы и донесены главные ценности и цели созданного направления.
В последующие годы, продолжилось осмысление, дальнейшее создание и претворение нового понятийного аппарата реалистического фотоискусства.
В декабре 2006 г. была написана программная статья «Рождение Большого проекта».
Приведу некоторые понятия и определения предмета своего интереса требующие осмысления: В «современном искусстве» обозначена система «реалистическое современное искусство» c областью «реалистического фотоискусства», c направлением «тотального реализма, тоталреализма»,определяемого как «реалистическая фотокартина целой жизни». Произведение реалистического фотоискусства «реалистическая фотокартина» в технике фотографии c предметом содержания в виде «архифакта».
Сейчас пришло время выражения в ёмком виде идеологии направления, которые названы – «Устои тоталреализма».
Следом выйдут критерии оценки произведения изобразительного искусства с позиций тоталреализма – «Критерии тоталреализма».
www.pervov.ru
Первов Георгий
Москва, Россия
14 февраля 2008 г.
Устои тоталреализма
1.Зри явь.
1.1 Искусство - миропознание чувствами.
1.2 Лик настоящего открывается в «реалистическом фотоискусстве».
1.3 Отражай архифакты действительности в «реалистической фотокартине».
2.Ищи суть.
2.1 Правдовидь.
2.2 Яви много, яви мало.
2.3 Иди прямым путём любви, сердца и души в обход рассудочного.
2.4 Срывай косметические личины с образа Богатства жизни.
2.5 Восполни нехватку простоты, естественности, здравого смысла, подлинного.
2.6 Назови вещи своими именами, покажи их в свете первоисточника.
2.7 Не эстетизируй реальность, постигни эстетику реальности.
3.Будь свободным:
3.1 от «моральной невесомости»,
3.2 «четырёхстенного мышления», умствований, словозрений, усложнённости,
3.3 «террариумно – тепличного», видимости, красивости, приукрашенности,
3.4 «продажных промыслов» – прикладных, рекламных, коммерческих;
3.5 безобразного, субвизуального, субреалистического,
3.6 “презентаций” реальности в лучшем товарном виде, пустых обличий,
3.7 «ничтожеств в роскошных одеяниях», искусственности, надуманности,
3.8 «мнений света», прихоти моды,
3.9 криводушия подневольного труда,
3.10 делания попусту…
4.Удивляй и удивляйся.
4.1 Жди неожиданного.
4.2 Внимай подсказкам жизни - 99% гения.
4.3 Будь открытым, но не легковерным.
4.4 Учись выражать чувства, отдавая себе отчёт в глубине ощущений.
4.5 Вовлекайся в жизненные коллизии – выбери полнокровный удел.
5.Объемли необъятное.
5.1 Расширяя, углубляй.
5.2 Будь бесстрашным и осторожным.
5.3 Различай: большое в малом, малое в большом.
5.4 Выпестуй и претвори свои меру и чувство реальности.
5.5 Обнимай мириады и бей в одну точку.
6.Твори бесценное.
6.1 Великим искусством рождай великие чувства.
6.2 Являй синергию и симбиоз: Художника, Творца-человечества, Мира-Хаоса.
6.3 На твоём произведении искусства белый свет современности сойдётся клином.
6.4 Внеси эпохальную лепту, по ней время истории будет сверять свой ход.
6.5 Из тьмы веков воссияет грядущим свет ушедшего мира в твоём искусстве.
6.6 Виждь «Смысл жизни» и внемли «Вечным вопросам» бытия.
6.7 Воплощай «реалистическое современное искусство».
6.8 Увековечь «реалистическую фотокартину целой жизни».
6.9 Не алчи славы, ищи бессмертия.
7.Вперёд!
www.pervov.ru
Первов Георгий
Москва, Россия
9 декабря 2007 г.
www.pervov.ru
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1184041
а тем, кто пишет замечания про Желудь и ДВ, удивляюсь: вы ведь взрослые мальчики и девочки. Должны понимать, что ПБ только присоединился к проекту ДВ, и какого куратора к АЖ не приставляй, все равно она вторична и однообразна
А Желудь в процессе подготовки выставки в Лаборатории массу сил затрачивала на то, чтобы противостять не слишком понятной и самому куратору задаче - прямолинейно, в литературно-умозрительном ключе "поженить" науку и искусство. Получалось плохо и все мучались. Поэтому Желудь даже позвонила в ужасе мне в Питер и попросила приехать. Мы провели день в Лаборатории (Даша собиралась, но так и не пришла), обсуждая что получается в проекте и куда надо двигаться. Результатом чего стал и мой текст, который до сих пор висит на gif.ru в анонсе о выставке в в почти незаметной сноске - "дополнительные материалы".
Надо сказать, что этот текст я посылал и Кате Деготь, предлагая его для openspace, но она ответила что это "дискурсивное оправдание слабого искусства", видимо имея в виду свое отношение к "мебели" Желудь, и не видя что уже началось движение совсем в другую сторону.