Оцените материал

Просмотров: 57124

Письмо из Венеции: русская невеста в ожидании счастья

Екатерина Дёготь · 18/06/2009
Российские инициативы на Венецианской биеннале – это полный и окончательный unconditional love

©  Предоставлено МДФ

Роcсийский павильон

Роcсийский павильон

На открытии Российского павильона на 53-й Венецианской биеннале выступал министр культуры Авдеев. Из вежливости он прочитал свою речь на трех языках — итальянском, почему-то французском и затем русском. Пока он говорил на языке Данте, глаза моих знакомых итальянцев все больше округлялись. Всякий раз, когда министр хотел сказать «русская выставка» (l’esposizione russa), он снова и снова повторял la sposa russa — что вообще-то означает «русская новобрачная».

Итальянцы недоуменно оглядывались в поисках невесты и обнаруживали только Ольгу Свиблову в белом. Министр настаивал. Вся сцена приобретала все более сюрреалистический характер.

На свадьбу меж тем и в самом деле было похоже. Столы ломились от угощения, а гости, как на свадьбах и бывает, в большинстве не имели понятия, кто тут женится. Гости приехали из Москвы на спецэкскурсию в русский павильон (см. об этом здесь), только на месте узнавали, что тут еще есть какая-то большая и совершенно не русская выставка, и не выражали никакого желания идти ее смотреть. Фамилий авторов работ в русском павильоне они часто тоже не знали. Да и зачем? Они были приглашены самим куратором!

©  Предоставлено Мультимедиа Арт Музей, Москва

Ирина Корина. Фонтан. 2009

Ирина Корина. Фонтан. 2009

В выставке в русском павильоне тоже было что-то невестинское, с оттенком стыдливо-эротического ожидания счастья. Как читатель уже знает, семь проектов были разнесены по разным светелкам, для чего главный зал павильона разгородили на три части вдоль, а подвал (с низким потолком) вместил два проекта. Получились очень узкие коридорчики, в которые натолкано много всего — высокий фонтан из пестрой клеенки; фосфоресцирующая многофигурная роспись; лабиринт из досок с шевелящимися картинами, звонящим телефоном, рисующим автоматом и еще чем-то, чего я не доглядела; стеклянная псевдолюстра; три (ТРИ! знай наших!) Ники Самофракийских в натуральную величину с булькающими внутри нефтью и кровью; целая экспозиция точечно подсвеченных в темноте рисунков, да еще под звуки невнятного рэпа. Поролоновый мотоциклист вылетел на улицу просто потому, что не вместился. (О том, кто автор чего, можно прочитать здесь, а увидеть проекты — на нашем видео). Все проекты были нарядные, тем или иным образом яркие, праздничные. Глядя на этот павильон, приходилось признать, что такая вещь, как «русский вкус», действительно существует — остальные павильоны показали в этом году нечто совершенно другое.

©  Предоставлено Мультимедиа Арт Музей, Москва

Андрей Молодкин. Красное и черное. 2009

Андрей Молодкин. Красное и черное. 2009

Надо сказать, те из иностранных гостей, кто приехал высматривать новое мясо для своих выставок, проявили интерес к предложенной ярмарке русских невест; кому-то приглянулась одна, кому-то другая. Так проявляют веселый интерес те, кто в семь утра видит на улицах наших городов девушек в мини, черных кружевных чулках и с ожиданием в глазах.

Но те, чье по-настоящему независимое мнение в арт-мире пользуется безграничным уважением, в один голос говорили bombastic, kitsch и Russian horror. У нас это, конечно, никому не докажешь: портреты этих людей не публикуют на последней странице Vogue. Ну и ладно. Все равно все всё знают. Я в этом глубоко убеждена.

* * *

Может показаться, что всё это есть вопрос личного вкуса. Мы с Ольгой Свибловой на открытии поговорили о том, что у меня клаустрофобия в легкой форме, а она, напротив, не выносит открытого пространства. Окей, вкус — святое дело. Но мне бесконечно обидно, что это решение — не знаю, кто за него ответственен, куратор ли или дизайнер Катя Бочавар, — поразительно глухо к архитектуре Российского павильона постройки архитектора Щусева.

Дело в том, что это очень важная для биеннале тема, целое русло мысли, в направлении которого русский павильон даже не двинулся. Каждый из павильонов Джардини — и не у всех стран они есть, нам повезло — представляет собой кусок истории нового времени. У кого-то это полный надежд послевоенный неомодернизм, как у скандинавов, — датчане Элмгрин и Драгсет показали в этом году его мрачную сюрреалистическую изнанку. У американцев — копия с родного дома Джорджа Вашингтона, и каждый год американский художник вступает в новый диалог с ценностями американской Конституции. У немцев павильон — фашистской архитектуры, что уже породило несколько идеологически острых, критических проектов, в том числе и в этом году. Все это невероятно важные и болезненные вещи, и павильоны биеннале всегда их касаются.

Но мы глухи к этому, и это плохой диагноз. Работы в русском павильоне не были поставлены ни в художественный, ни в интеллектуальный контекст (в политический и социальный уж не требую!). Задача куратора, которая состоит в сравнении произведений друг с другом, в остром их сопоставлении, тут не была исполнена, да и постройка стен сделала это невозможным. Вещи просто, как сейчас говорят, размещены на некоей площадке. Их единственный общий контекст — это представление о произведении как о ценном предмете, навевающее смутные ассоциации с магазинами Картье. Основное впечатление от павильона — очень темно, страшно ненароком включить какой-нибудь аларм, и что-то вдали светится.

Так вот куда проползли черви из уже лопнувшего пузыря перегретого рынка! Они даже не в отдельных работах (среди которых были некоторые мне симпатичные), — они в образе мышления, в философии вещи, в отношении к зрителю. В то время как самое интересное искусство наших дней (да, в общем-то, и наши художники, возьмем хоть Ирину Корину!) подвергает сомнению принцип показа, подрывает его изнутри, — в нашем павильоне эта самая репрезентация простодушно использована фактически в рекламных целях. Здесь не было поставлено ни одного вопроса — зато показано много ответов, с наивным убеждением, что чем больше, тем лучше. Любая из работ сильно выиграла бы от драматического сопоставления с чем-нибудь простым, элементарным, чистым — но нет, выставка буквально колотит кулаком по одной и той же клавише…

©  Предоставлено Мультимедиа Арт Музей, Москва

Георгий Острецов. Жизнь художника, или муки творчества. 2009

Георгий Острецов. Жизнь художника, или муки творчества. 2009

Чтобы глотнуть свежего воздуха, приходилось идти в напротив стоящий павильон Чехии и Словакии, в котором художник Роман Ондак всего-то навсего посадил внутри павильона те же кусты, что и снаружи, и насыпал тот же гравий. Павильон оказывается хрупкой прекрасной скорлупкой, в которой просто и, не побоюсь этого слова, изящно звучит тема внутреннего и внешнего, вымышленного и реального и так силен мотив созидания мира буквально «из ничего», чему и посвящена биеннале в целом… Очень, очень завидно, потому что непохоже, чтобы русский павильон мог себе в ближайшем будущем позволить такое недостаточно дорогое решение.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • d___p· 2009-06-18 23:05:45
    вступлюсь все-таки за Аню Желудь - на своей выставке в Лаборатории она показала работы как раз в духе тех, что сделала для Биеннале
    так что не одними лишь платьицами да вешалками...
  • pananira· 2009-06-19 10:37:04
    Ложка дегтя в бочке мёда.
  • ppsd· 2009-06-19 13:28:31
    согласен почти со всем.
  • CortoMaltese· 2009-06-19 14:40:07
    Согласен с ДП: хороший куратор на пути Ани Желудь встретился сильно раньше, и его (ее) зовут Дарья Пархоменко. Плюс, ВиД не "предлагают сами себя", их проект привез в Венецию Пьер Броше.
  • ya· 2009-06-19 20:03:17
    смешно и в многом метко подмечено. даже обычная катина безапелляционность здесь почти не раздражает.
  • ozero· 2009-06-20 21:35:27
    это правда - CortoMaltese ! Дубоссарский и Виноградов "себя не предлагали"!! им предложили участие и их проект прошел отбор главного куратора. так все параллельные программы можно рассмотреть в некоем ключе " отравленного родника", кем-то проплаченного иск-ва. давайте судить сами работы, а не выяснять кто "отравил".. а проект ВиД - цельный и достойный проект, кстати, абсолютно не уступающий по своим качествам многим работам в центральной выставке, не говоря уже о павильонах. да и для самих художников это новый шаг, от живописи по пути к инсталляции, и проект не-коммерческий - навырезали в собственных картинах дырок)) жаль, что Катя поленилась вставить в статью материал с самой экспозиции, ограничившись имиджем из каталога, кот. абсолютно НЕ отражает сути проекта !
  • collector· 2009-06-21 23:54:13
    интересно, а сама Деготь говорит "на языке Данте"? Злобная бабенка эта роза кранц.
  • pervov_georgy· 2009-06-22 15:10:57
    Во что легко поверилось в том легко и разувериться. Чувство фрустрации и растерянности возникает от размытости своей позиции - её слабости. У всех людей так - не выстрадавших и не переживших глубинные основания её. Иметь свою позицию не каждому, увы, даётся. Верить, опираться, учиться, обогащаться и т. д., от глобалистско-гегемонистского роя деятелей безОбразного совриска - занятие для тощих умов и пустых душ.


    Тезисы тоталреализма к "Устоям тоталреализма"

    Эра фотоискусства наступила. В последующее время идеологически и практически оформятся – направления, стили, методы, понятийный аппарат, терминология, и др. фотоискусства. Наряду с языком, фотоизображения были, есть и будут основным источником получения, сохранения, и передачи информации.

    Реалистическая живописная картина и другие подобные рукотворные изобразительные практики окончательно утратят свою историческую миссию отражения видимого мира, превратившись, по сути, в незначительные изоремёсла, декоративно-прикладные и меновые фетиши. Никогда в истории искусства не было такой возможности, как сейчас, блестящими новыми средствами воплощать вневременной Большой реалистический проект, с центральным произведением - реалистической фотокартиной в технике фотографии. Масштабного системообразующего реалистического проекта не хватает миру. Он должен родится как альтернатива продажным личинам современной культуры.

    Устойчивость и жизнеспособность системы, нуждается в диалектическом единстве двух миров, условно: образно-реалистического и безобразно-формалистического.

    В области искусства предстоит глобальная борьба за пересмотр художественных ценностей и поворот от господства исключительно переоценённых коммерчески - коррумпированных безобразных визуальных промыслов артшоубизнеса, (симулякратии, гламуропатии, кривдарта, туфтарта, бла-бларта…) к образному, реалистическому искусству - правдивости, жизненности, человечности.

    Реалистическое фотоискусство в состоянии возглавить этот жизнеутверждающий гуманистический процесс.

    В вышеозначенном контексте и стоит рассматривать представляемое теоретико-практическое творчество.

    В «манифесте тоталреализма» (март-июнь 2004 г.), несмотря на некоторые несовершенства определений, были в целом продекларированы и донесены главные ценности и цели созданного направления.

    В последующие годы, продолжилось осмысление, дальнейшее создание и претворение нового понятийного аппарата реалистического фотоискусства.

    В декабре 2006 г. была написана программная статья «Рождение Большого проекта».

    Приведу некоторые понятия и определения предмета своего интереса требующие осмысления: В «современном искусстве» обозначена система «реалистическое современное искусство» c областью «реалистического фотоискусства», c направлением «тотального реализма, тоталреализма»,определяемого как «реалистическая фотокартина целой жизни». Произведение реалистического фотоискусства «реалистическая фотокартина» в технике фотографии c предметом содержания в виде «архифакта».

    Сейчас пришло время выражения в ёмком виде идеологии направления, которые названы – «Устои тоталреализма».

    Следом выйдут критерии оценки произведения изобразительного искусства с позиций тоталреализма – «Критерии тоталреализма».



    www.pervov.ru
    Первов Георгий
    Москва, Россия
    14 февраля 2008 г.




    Устои тоталреализма



    1.Зри явь.
    1.1 Искусство - миропознание чувствами.
    1.2 Лик настоящего открывается в «реалистическом фотоискусстве».
    1.3 Отражай архифакты действительности в «реалистической фотокартине».

    2.Ищи суть.
    2.1 Правдовидь.
    2.2 Яви много, яви мало.
    2.3 Иди прямым путём любви, сердца и души в обход рассудочного.
    2.4 Срывай косметические личины с образа Богатства жизни.
    2.5 Восполни нехватку простоты, естественности, здравого смысла, подлинного.
    2.6 Назови вещи своими именами, покажи их в свете первоисточника.
    2.7 Не эстетизируй реальность, постигни эстетику реальности.

    3.Будь свободным:
    3.1 от «моральной невесомости»,
    3.2 «четырёхстенного мышления», умствований, словозрений, усложнённости,
    3.3 «террариумно – тепличного», видимости, красивости, приукрашенности,
    3.4 «продажных промыслов» – прикладных, рекламных, коммерческих;
    3.5 безобразного, субвизуального, субреалистического,
    3.6 “презентаций” реальности в лучшем товарном виде, пустых обличий,
    3.7 «ничтожеств в роскошных одеяниях», искусственности, надуманности,
    3.8 «мнений света», прихоти моды,
    3.9 криводушия подневольного труда,
    3.10 делания попусту…

    4.Удивляй и удивляйся.
    4.1 Жди неожиданного.
    4.2 Внимай подсказкам жизни - 99% гения.
    4.3 Будь открытым, но не легковерным.
    4.4 Учись выражать чувства, отдавая себе отчёт в глубине ощущений.
    4.5 Вовлекайся в жизненные коллизии – выбери полнокровный удел.

    5.Объемли необъятное.
    5.1 Расширяя, углубляй.
    5.2 Будь бесстрашным и осторожным.
    5.3 Различай: большое в малом, малое в большом.
    5.4 Выпестуй и претвори свои меру и чувство реальности.
    5.5 Обнимай мириады и бей в одну точку.

    6.Твори бесценное.
    6.1 Великим искусством рождай великие чувства.
    6.2 Являй синергию и симбиоз: Художника, Творца-человечества, Мира-Хаоса.
    6.3 На твоём произведении искусства белый свет современности сойдётся клином.
    6.4 Внеси эпохальную лепту, по ней время истории будет сверять свой ход.
    6.5 Из тьмы веков воссияет грядущим свет ушедшего мира в твоём искусстве.
    6.6 Виждь «Смысл жизни» и внемли «Вечным вопросам» бытия.
    6.7 Воплощай «реалистическое современное искусство».
    6.8 Увековечь «реалистическую фотокартину целой жизни».
    6.9 Не алчи славы, ищи бессмертия.

    7.Вперёд!



    www.pervov.ru
    Первов Георгий
    Москва, Россия
    9 декабря 2007 г.




  • xanumanov· 2009-06-23 19:07:43
    А кто нибудь понял, почему два часа после открытия Ольга начала собственными ногтями соскребать надписи со стен в комнате с нефтью и кровю? Кому не понравилось?
  • driff· 2009-06-23 20:15:52
    to pervov_georgy: Георгий, просим вас больше не публиковать манифесты или прочие длинние тексты в комментах. Спасибо!
  • pervov_georgy· 2009-06-24 13:03:45
    Не могу принять замечания. Размещённый текст соответствует рассматриваемой области - аспектам современного художественного процесса. Я имею конкретную идеологическую платформу в области современного искусства и её высказываю, а заметим, не предлагаю, к примеру, "холодильники по лучшей цене!". Если у вас проблемы с местом на жёстком диске? - установите программные лимиты на объём сообщений. Тут что, цензура??!
    www.pervov.ru
  • artnasya· 2009-06-25 10:47:44
    ответ пользователю xanumanov - там было написано, если верно помню, чеченская нефть... и Свиблову возмутило, что нефть НЕ чеченская, т.е. надпись НЕ соответствует действительности; см об этом коммерсант:

    http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1184041

    а тем, кто пишет замечания про Желудь и ДВ, удивляюсь: вы ведь взрослые мальчики и девочки. Должны понимать, что ПБ только присоединился к проекту ДВ, и какого куратора к АЖ не приставляй, все равно она вторична и однообразна
  • CortoMaltese· 2009-06-25 14:48:04
    artnasya: Броше не то, что присоединился - он их туда вывез, это нечто большее. Что касается Ани Желудь, то о вкусах не спорят. Мне нравится.
  • dpilikin· 2009-07-03 12:37:30
    Добавлю по поводу Желудь. То что на нее может повлиять куратор, да еще такой как Даша Пархоменко - смешно. Даша - отличный арт- менеджер (и я думаю у ней хорошие перспективы карьеры), но вовсе не куратор.
    А Желудь в процессе подготовки выставки в Лаборатории массу сил затрачивала на то, чтобы противостять не слишком понятной и самому куратору задаче - прямолинейно, в литературно-умозрительном ключе "поженить" науку и искусство. Получалось плохо и все мучались. Поэтому Желудь даже позвонила в ужасе мне в Питер и попросила приехать. Мы провели день в Лаборатории (Даша собиралась, но так и не пришла), обсуждая что получается в проекте и куда надо двигаться. Результатом чего стал и мой текст, который до сих пор висит на gif.ru в анонсе о выставке в в почти незаметной сноске - "дополнительные материалы".
    Надо сказать, что этот текст я посылал и Кате Деготь, предлагая его для openspace, но она ответила что это "дискурсивное оправдание слабого искусства", видимо имея в виду свое отношение к "мебели" Желудь, и не видя что уже началось движение совсем в другую сторону.
  • greenapple· 2009-08-04 00:39:39
    Хороший такой ликбез для new russian кураторов. Спасибо Кате, что поделилась мыслями. Надо чаще плетку брать и никаких пряников в условиях кризиса. Катя, Вы еще напишите какие надо книги прочить перед тем, как объявить себя публично куратором. Это я серьезно, без шуток. Железной рукой к счастью - раз уж стали с этим пузырем бороться.
Все новости ›