Просмотров: 34677
Иосиф Бакштейн: «Общественное признание уже произошло, но его надо как-то осмыслить»
Страницы:
Дёготь: Скажи, пожалуйста, верна ли информация о том, что в этом году вам пришлось уменьшить бюджет биеннале, потому что у вас появился конкурент в тендере, у которого был бюджет меньше?
Бакштейн: Нет, это была другая история. В какой-то момент, когда уже была выделена основная сумма, было решено немного добавить денег. Был объявлен аукцион. Есть две формы: конкурс и аукцион. Конкурс — более понятная по своей логике процедура, когда организация, которая в нем участвует, оценивается по профессиональным достоинствам. А аукцион — это процедура, которая сейчас подвергается справедливой критике. В аукционе может принять участие любая организация, даже строительная. Само министерство этим недовольно. И сейчас есть попытка это переформатировать. Была большая дискуссия, и аукцион многие признали неэффективно работающей моделью. Потому что единственным критерием оценки тут является рыночный, а профессиональные качества во внимание не принимаются. В области культуры это неприемлемо. Очень жаловалась Третьяковка на это.
Дёготь: Можно ли сказать, что в целом ты считаешь свои позиции и позиции фонда биеннале прочными, потому что министерство тебе после стольких лет доверяет?
Бакштейн: Надеюсь, что да.
Дёготь: Можно ли также сказать, что и в художественном сообществе существует консенсус относительно того, что именно такая профессиональная организация, как ваша, должна делать биеннале?
Бакштейн: Во-первых, именно мы были инициаторами этого проекта. Во-вторых, у нас в профессиональном сообществе роли распределены, мы все как большая семья, все занимаются своим важным делом и уважают, что делают другие. И ГЦСИ, и ММСИ, и Мультимедиа Арт Музей, и другие институции. У всех уже свои роли, есть баланс сил и интересов, который не имеет смысла нарушать. И Министерство культуры, безусловно, разумная организация.
Дёготь: Когда вы представляли преимущества того, что Москва будет столицей мира, вы — я думаю, не специально, но так получается — напирали на то, что Россия выступит богатой импортирующей организацией, которая может и должна себе позволить престижное зарубежное искусство. Ведь в чем сейчас упрекают биеннале? В том, что она не стимулирует местное производство (ни кураторское, ни художественное, ни производство идей), а стимулирует импорт.
Бакштейн: Это такой формат.
Дёготь: Ты считаешь, что так строятся все биеннале?
Бакштейн: Я помню прекрасно, когда мы в очередной раз обсуждали формат биеннале с этой выдающейся группой людей (кураторами певой биеннале. — OS) и говорили, сколько будет художников из России, Роза Мартинес сразу сказала: «Имей в виду, в биеннале должно участвовать не больше 15 процентов художников из страны, которая это биеннале организует».
Дёготь: Потому что она предвидела, что наша страна, как слаборазвитая в этом отношении и имеющая мало доступа к западным рынкам символического сбыта, захочет продвинуть больше своих художников?
Бакштейн: Нет, она это совершенно не имела в виду. Она просто сказала, что так принято.
Дёготь: Не более 15 процентов или не менее?
Бакштейн: Не более.
Дёготь: Возникает ощущение, что люди хотят «более».
Бакштейн: Она объяснила, что то, чего хотят люди, никого не… Главное — в такой пропорции это остается международным художественным событием и не превращается в междусобойчик.
Дёготь: Но создается впечатление, что импортный характер с годами усиливается.
Бакштейн: Процент выдерживается.
Дёготь: Мы сейчас с тобой сидим в «Гараже», где одновременно проходят две крупные выставки, прямо импортированные из-за границы. Россия вообще огромный ненасытный рынок, в этом ее мировая роль сейчас, и искусство не исключение. Я сейчас даже говорю не столько про количество русских художников, сколько про установку на привоз готовых работ. Как правило, на Московской биеннале мы имеем дело уже с готовыми произведениями искусства, откуда-то привезенными.
Бакштейн: Готовые произведения или новые, это зависит исключительно от бюджета. На третьей биеннале у нас было немножко больше денег, был отдельный бюджет на продакшн. Мы давали художникам некоторое количество денег, чтобы они создавали свои произведения. В этот раз денег было меньше, поэтому мы только в исключительных случаях финансировали производство работ.
Дёготь: Это Петер Вайбель решал, кому давать денег?
Бакштейн: Это было совместное решение. Мы обсуждали вместе.
Деготь: При составлении списка художников биеннале кто-то следит за тем, чтобы все регионы мира были представлены: Китай, Азия, СНГ?
Бакштейн: Зависит от концепции. Это ответственность куратора. У кураторов определенного уровня, насколько я могу судить, представлено большинство континентов.
Дёготь: У Московской биеннале есть travel budget для куратора? Я имею в виду не поездки в Москву и обратно, а исследовательские поездки в другие регионы?
Бакштейн: Есть, но небольшой. Обычно поэтому мы приглашаем кураторов, у которых уже есть база данных и опыт.
Дёготь: Всех очень интересует, каким образом выбирается или назначается фигура куратора следующей биеннале. Это выглядит совершенно непрозрачным.
Бакштейн: У биеннале есть экспертный совет, advisory board. В него входят кураторы прошлых биеннале. Я обсуждаю это с ними, мы останавливаемся на одной кандидатуре и потом утверждаем ее в министерстве. Как правило, оно соглашается.
Дёготь: Я всю эту процедуру понимаю, я сама являюсь или являлась частью такого рода совета для других биеннале. Мы обсуждаем кандидатуры, пытаясь учесть не только чисто художественные интересы, но иногда даже и интересы генерального спонсора, если такой есть (имею в виду не одного человека, а нечто вроде «отцов города»), которые хотят то более зрелищную, то более политизированную биеннале, то женщину, то новые медиа, то очень критичную биеннале — представь себе, и такое бывает… У них свои представления о том, что нужно городу и что сейчас будет считаться актуальным. Нужно между всем этим и между финансовыми обстоятельствами тоже лавировать. Но разница в том, что в моем случае все эти борды были совершенно прозрачны. У нас даже интервью брало местное телевидение, мы были публичными фигурами. Правда, что очень важно, мы никогда не озвучивали кандидатуры, которые были отвергнуты: это строго запрещено везде. Но вы не пошли по пути публичности…
Бакштейн: Мы пошли своим путем (смеется).
Дёготь: Сознательно?
Бакштейн: Так исторически сложилось. Я сторонник логики оформлять уже сложившиеся, оправдавшие себя механизмы. Консультирование с людьми, которые уже участвовали в московском проекте, себя оправдало. Это все уважаемые люди, мы выбираем людей, которые являются лидерами нашей профессии, и если плюс к этому люди бывали в России, знают местную ситуацию, то, конечно, есть смысл с ними консультироваться.
Дёготь: Как скоро сейчас вы начнете обсуждать фигуру следующего куратора? Или уже начали?
Бакштейн: После Нового года, я думаю.
Дёготь: От этого зависит, успеет ли он сделать приличную биеннале. Но до Нового года вы, видимо, еще не поймете, есть ли вообще финансирование?
Бакштейн: Мы получаем в 2012 году финансирование на подготовку биеннале. А на проведение ее мы получаем деньги в основном из бюджета 2013 года.
Дёготь: Что такое попечительский совет биеннале, список которого у вас как раз публичный?
Бакштейн: Попечительский совет о нас печется. Помогает. Уважаемые люди, и им большое спасибо.
Дёготь: То есть это спонсоры?
Бакштейн: Они вносят определенный взнос, по крайней мере мы просим их об этом. Просим регулярно нам помогать, морально и материально. В меру своих возможностей. Большинство из них, большое им за это спасибо, вносят определенные суммы.
Дёготь: Попечительский совет представляет новый имущий класс современной России, который в последнее время проявляет интерес к искусству на всех уровнях — и как спонсор, и как коллекционер, и как просто зритель, иногда даже мыслящий, и порой даже как соавтор художника. Что, по твоему ощущению, привлекает этих людей?
Бакштейн: Они уже готовы поддерживать искусство, потому что чувствуют свою причастность.
Дёготь: Потому что у них уже висит дома картина современного художника?
Бакштейн: Иногда да. Эти люди либо коллекционеры, либо начинают осуществлять свой художественный проект. Другое дело, когда у кого-то из них есть свой фонд, тогда они другим уже меньше помогают — у них свой проект. Они считают, что их вклад уже достаточно весом, что, в общем-то, правда.
Дёготь: Смотря какой проект.
Бакштейн: Но тем не менее находятся и те, кто готов помогать. Им нравится иметь причастность к какому-то большому проекту… И потом, обычно это просто знакомые.
Дёготь: Есть ли у попечительского совета влияние на какие-то решения? По выбору куратора? По выбору художников основного проекта?
Бакштейн: Нет. Но они могут, например, поддержать какой-то проект и предложить включить его в число специальных проектов или в параллельную программу.
Дёготь: Но не в число работ основного проекта биеннале? То есть коллекционерские предпочтения не могут оказать влияния?
Бакштейн: Все-таки мы соблюдаем уровень цивилизованности.
Деготь: Кстати, на других биеннале (Венеция, Марокко) за участие в программе спецпроектов делается взнос в кассу биеннале, от 2 до 30 тысяч долларов или евро. В Москве такого нет? Планируется ли?
Бакштейн: Да, планируется.
Дёготь: Следите ли вы за тем, чтобы в выборе художников не было сильным влияние коммерческих галерей — как русских, так и западных?
Бакштейн: Это зависит от куратора. У каждого куратора с большим опытом есть отношения с теми или иными галереями. Так мир устроен. Другое дело, что куратор с репутацией, с авторитетом, естественно, имея дело с галереями, приглашает только тех художников (даже если они работают с некой галереей), чьи произведения, чье художественное мышление соответствует его концепции.
Дёготь: И потом вы пользуетесь какой-то материальной поддержкой со стороны галерей, чьи художники участвуют?
Бакштейн: Да, либо галереи оплачивают создание нового произведения, либо даже финансируют доставку произведения.
Дёготь: Но наличие финансирования не влияет, мы надеемся, на выбор произведения?
Бакштейн: Нет.
Дёготь: В том числе в России тоже? Галереи не присылают вам досье на своих художников?
Бакштейн: Нет. До такой степени у нас уже ситуация цивилизовалась. И это все понимают.
Страницы:
Ссылки
КомментарииВсего:4
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451838
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343433
- 3. Норильск. Май 1268749
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897718
- 5. Закоротило 822179
- 6. Не может прожить без ирисок 782659
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759460
- 8. Коблы и малолетки 741026
- 9. Затворник. Но пятипалый 471607
- 10. ЖП и крепостное право 407978
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403247
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370637
1. благодаря Суркову;
2. денег мало;
3. но мы смогли;
4. лед тронулся;
5. денег мало, надо осмыслить.
2. 3 топора
3. из горла
4. сгоняли за второй
5. настреляем у маркета
Дёготь понаписала.
Такой вот хайку.
Бак: Мы планировали большую конференцию с приглашением нобелевских лауреатов в области науки и медиа, там была целая программа написана, но я не нашел денег. Я думаю, упрек обоснован... может быть, база данных, которой мы снабжали Вайбеля, была недостаточно полной.
Вот дадут денег побольше в следующий раз, Нобелевских лауреатов привезет Бак, снабдит полными базами данных (старый агент спецслужб проговорился) - и станет биеннале всем родной и близкой и дадут Баку Нобелевскую премию и будут все песни петь да хороводы водить от радости.