Сначала были веселые хулиганы-анархисты, потом все это залили «глянцем», а потом все закончилось.

Оцените материал

Просмотров: 27605

Арсений Жиляев: комментарии к портрету поколения

Елена Яичникова · 02/11/2010
Куратор выставок программы «Старт» – о современных молодых, о застое, о посиделках на кухне и о том, надо ли учиться за границей

Имена:  Арсений Жиляев

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Арсений Жиляев

Арсений Жиляев

В чем ты видишь свою задачу как куратор площадки «Старт»? Пытаешься ли ты выстроить программу, которая передавала бы твое индивидуальное видение?

Нет, мне кажется, что быть куратором начинающих художников — значит быть максимально деликатным. Ни о какой выстроенной программе речь идти не может, и дело даже не в том, что я отбираю работы из предложенных на конкурс проектов. Делать персональную выставку с молодыми и делать групповое высказывание с уже знакомыми художниками — это чрезвычайно разные вещи. Если во втором случае я могу более открыто вступать в диалог и спорить, то здесь я пытаюсь максимально устраниться и свести свою роль до технической поддержки. Безусловно, я присутствую как выборщик и отчасти экспозиционер, но не более того. С другой стороны, я чувствую, что в присылаемых материалах есть своя логика, есть общие черты, но за ними скорее интересно наблюдать с точки зрения диагностики.

Какие общие черты ты видишь в работах молодых художников сегодня?

На мой взгляд, это поколение по своему духу представляет почти полную противоположность эйфории образца 2000 года, когда все говорили о «гламуре». По присланным на «Старт» заявкам я вижу, что общее настроение и общая эстетика во многом возникает и создается «от противного», от нехватки. Из-за отсутствия адекватного художественного образования в искусство пошли гуманитарии, стали возникать самообразовательные инициативы. Из-за отсутствия финансирования многие обратились к использованию редимейдов и, более широко, апроприации. Сегодня редимейд — это не «пощечина общественному вкусу», а повседневность. Это экология или экономия средств художественного высказывания, что, на мой взгляд, перекликается с семидесятыми. Из-за отсутствия мастерских вернулся в том или ином виде ручной труд как неотчуждаемая способность художника. Я вижу в этом реакцию на раздутые бюджеты художников-кооператоров, на которых работал свой небольшой «завод», а также попытку переизобретения приватного пространства. Если у тебя нет денег, ты будешь изобретать велосипед сам, делать это на коленке, но зато из этого вырастает своя эстетика — бедная не бедная, но, как мне кажется, более приватная и интимная. Я думаю, что сегодня инновационные практики связаны с обнажением собственного труда и рефлексией на это, но не в качестве постмодернистской игры — таковы условия жизни. В этом есть начало новой зарождающейся эстетики и естественное следствие ситуации, а слепой героизм мне кажется очень попсовым.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:12

  • kustokusto· 2010-11-02 21:49:50
    Прекрасная речь свободного человека! Однако по поводу русского искусства - картинки которого "на визуальном уровне выглядели так же, как западные, но если всмотреться, то понимаешь, что они совсем о другом, хотя «картинка» такая же". Не такая же! Вот Ларионов , например, - "доехал до своего Парижа" - а Кончаловский - нет. Сарьян доехал - а Бакст - нет.Лентулов доехал - а Машков и Осмёркин ( при всём моём почтении) - нет.Это при том , что все они гении мастерства. И "Париж" этот не обязательно в той , всем нам известной географической точке. В 1970 большинство сидели в сундуке и только некоторые - например Зверев - свой "Париж" открыли . Я о свободе. Именно ей и надо учиться.
  • cyrus_matsumori· 2010-11-03 02:32:46
    Отличная и полезная информация
  • romanprudnov· 2010-11-03 10:57:48
    хорошая статья, вот только на площадке "старт" Арсений выставляет исключительно своих друзей, как воронежский так и московских. Площадка "старт" с приходом Жиляева давно не является той, которая была до него. Понятно, что продвижение своих друзей и формирование своей команды это исключительно стратегический интерес его как лидера "скучных", но почему Винзавод на это закрывает глаза, почему допускает решение своих интересов - не понятно. Ведь то количество заявок, которое присылается на участие в этом проекте игнорируются полностью. Площадка "Старт" превратилась в инструмент продвижения "своих" и это кумовство как тотальная российская коррупция.
    Винзавод, оставьте уголок не коррумпированного молодого искусства или переименуйте площадку "кураторы двигают своих" и жирным шрифтом напишите в миссии проекта "присылайте заявки - их никто не рассматривает"
  • HollyAge· 2010-11-04 17:32:56
    правда очень многое можно взять на заметку! и по поводу Жиляева. никакая это не кумовство. он очень талантливый. с его явлением на старте наконец-то начали показывать настоящее и новое. и не очень понятно, что такое не коррумпированное молодое искусство? война?
  • atomniy· 2010-11-04 19:19:44
    Арсений отлично переформулировал многие дискуссионные темы - поколение, тип работ и т.д. Не в бинарных оппозициях, а как многомерные точки роста и ретроспекции.
    В выставках же хорошая кураторская работа (а для чего еще нужны кураторы), и проекты отличные.
    romanprudnov, если ваш проект не взяли - это не повод обвинять весь мир в коррупции, лучше поработайте над собой. Хорошее искусство всегда себя пробьет.
  • zhilyaev· 2010-11-04 21:57:29
    решил зарегистрироваться по случаю столь серьезных обвинений.
    по поводу стартовых выставок - могу сказать, что у меня нет ни малейших сомнений ни в одной из них. мой взгляд, прошедшие 5 проектов - это лучшее из того поля, которое можно обозначить как "молодое искусство". по крайней мере по состоянию на конец десятилетия. не могу сказать, что являюсь суперпоклонником творчества всех выставленных авторов, но это не отменяет сказанного выше.
    что касается заявок, то все решения принимаются коллегиально и утверждаются руководством винзавода. причем присланные заявки просматриваются тоже коллегиально! так что скорее речь идет о духе времени нравится нам это или нет. поверьте хороших художников оч. оч. мало. особенно при нашем ритме по 1 выставке в месяц. в ближайшее время мы планируем создать сетевой портал, где все желающие смогут вывешивать свои работы и проектные предложения. так что процесс просмотра заявок станет окончательно прозрачным.
    мне кажется здесь действительно скорее имеет место что-то личное. кураторство, всегда связано с выбором и властью. и всегда есть обиженные. блог винзавода, да и я сам время от времени подвергаеся нападкам со стороны обиженных художников. от питерских пиаршиков с обложек глянцевых журналов до сибирских правоверных членов союза художников. это нормальный рабочий процесс. так что, romanprudnov, если у вас есть что показать и вы считаете, что вас притесняют - присылайте мне на почту (она есть в фейсбуке) или на мейл старта долгожданные гениальные заявки. поверьте, я буду счастлив не меньше вашего!
  • romanprudnov· 2010-11-07 13:25:27
    Арсений, я не художник и заявок никогда не отправлял, но по поводу ситуации, связанной с "стартом" кое что знаю. Например, Валентин Ткач - молодой художник, 36 лет человеку - просто мОлодец!!! интересный выбор, ничего не скажешь.
    Сильно сомневаюсь по поводу просмотра всех заявок, хотя это возможно с точки зрения формального соблюдения регламента, тем не менее, все участники "старта" с вашим приходом как куратора исключительно ваши "кореша" и это ни для кого не секрет.
    Повесьте все-таки табличку см. выше

    а по поводу "могу сказать, что у меня нет ни малейших сомнений ни в одной из них. мой взгляд, прошедшие 5 проектов - это лучшее из того поля, которое можно обозначить как "молодое искусство" - еще бы)))))) было бы мужественней сказать "да, это все мои приятели и я их приглашаю на "старт" по дружбе особенно Ткача"



    atomniy хорошее искусство всегда себя пробьет это так, согласен :)

  • zhilyaev· 2010-11-07 14:25:30
    Роман, ценю вашу заинтересованность в проекте. но в вашем голосе слышится травма, поэтому дальше продолжать в том же духе беседу бессмысленно. не знаю, чем вам не угодил "особенно Ткач". ваши слова больше похожи на сопли по поводу личных неудач. поэтому повторюсь, обратитесь к питерским пиаршикам - они помогут вам овладеть технологиями взаимодействия с властью и быстрым способом попадания на обложки местных газет. если же вы верите в мою магическую силу и в то, что знакомство со мной дает возможность делать выставки - приходите на вернисаж, можем познакомиться.
    у нас нет возрастных ограничений. Ткач стал одним из открытий старта по мнению московской прессы. и это дикость упрекать художника в его возрасте. молодость определяется моментом, когда человек начинает претендовать на звание современного художника и в этом смысле Ткач подходил нам по формату.
    по поводу дружбы и заявок, см. выше мой исчерпывающий комментарий по поводу. даже больше вам скажу, порой мне приходится специально заводить дружбу, чтобы найти нового художника. расспрашивать знакомых в регионах и т.д. это часть работы. у нас редко получается сделать с ходу выставку по одной заявке. требуется время и притирка.
  • romanprudnov· 2010-11-07 15:36:01
    Арсений, тему закрываем, - я сказал свою позицию по поводу того, что знаю и, к вашему сожалению, остаюсь на своем. По поводу московской прессы приятно рассмешили.

    отмечу, ни одного вашего возражения по поводу того, что все участники "старта" не ваши приятели, собственно, что и требовалось доказать

    ps к вам, как к художнику, отношусь очень положительно


    удачи
  • zhilyaev· 2010-11-07 16:07:04
    ок, спасибо за критику и позицию! надеюсь ответить делом.
    о приятелям см. выше. если все будет успешно мы сможем наблюдать процесс подачи и рассмотрения заявок непосредственно он-лайн
  • abbatisa· 2010-11-16 16:05:33
    арсений, так давайте же скорее знакомиться :)
  • NikShall· 2010-11-17 22:25:21
    Зачем копировать, быть похожим визуально на западное или европейское иск-во.? Нужно быть собой, что за уничижительная позиция вечно кого то копировать. Нас никто не копирует, мы никому не нужны такие...
Все новости ›