Сначала были веселые хулиганы-анархисты, потом все это залили «глянцем», а потом все закончилось.

Оцените материал

Просмотров: 27588

Арсений Жиляев: комментарии к портрету поколения

Елена Яичникова · 02/11/2010
Куратор выставок программы «Старт» – о современных молодых, о застое, о посиделках на кухне и о том, надо ли учиться за границей

Имена:  Арсений Жиляев

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Арсений Жиляев

Арсений Жиляев

В чем ты видишь свою задачу как куратор площадки «Старт»? Пытаешься ли ты выстроить программу, которая передавала бы твое индивидуальное видение?

Нет, мне кажется, что быть куратором начинающих художников — значит быть максимально деликатным. Ни о какой выстроенной программе речь идти не может, и дело даже не в том, что я отбираю работы из предложенных на конкурс проектов. Делать персональную выставку с молодыми и делать групповое высказывание с уже знакомыми художниками — это чрезвычайно разные вещи. Если во втором случае я могу более открыто вступать в диалог и спорить, то здесь я пытаюсь максимально устраниться и свести свою роль до технической поддержки. Безусловно, я присутствую как выборщик и отчасти экспозиционер, но не более того. С другой стороны, я чувствую, что в присылаемых материалах есть своя логика, есть общие черты, но за ними скорее интересно наблюдать с точки зрения диагностики.

Какие общие черты ты видишь в работах молодых художников сегодня?

На мой взгляд, это поколение по своему духу представляет почти полную противоположность эйфории образца 2000 года, когда все говорили о «гламуре». По присланным на «Старт» заявкам я вижу, что общее настроение и общая эстетика во многом возникает и создается «от противного», от нехватки. Из-за отсутствия адекватного художественного образования в искусство пошли гуманитарии, стали возникать самообразовательные инициативы. Из-за отсутствия финансирования многие обратились к использованию редимейдов и, более широко, апроприации. Сегодня редимейд — это не «пощечина общественному вкусу», а повседневность. Это экология или экономия средств художественного высказывания, что, на мой взгляд, перекликается с семидесятыми. Из-за отсутствия мастерских вернулся в том или ином виде ручной труд как неотчуждаемая способность художника. Я вижу в этом реакцию на раздутые бюджеты художников-кооператоров, на которых работал свой небольшой «завод», а также попытку переизобретения приватного пространства. Если у тебя нет денег, ты будешь изобретать велосипед сам, делать это на коленке, но зато из этого вырастает своя эстетика — бедная не бедная, но, как мне кажется, более приватная и интимная. Я думаю, что сегодня инновационные практики связаны с обнажением собственного труда и рефлексией на это, но не в качестве постмодернистской игры — таковы условия жизни. В этом есть начало новой зарождающейся эстетики и естественное следствие ситуации, а слепой героизм мне кажется очень попсовым.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:12

  • kustokusto· 2010-11-02 21:49:50
    Прекрасная речь свободного человека! Однако по поводу русского искусства - картинки которого "на визуальном уровне выглядели так же, как западные, но если всмотреться, то понимаешь, что они совсем о другом, хотя «картинка» такая же". Не такая же! Вот Ларионов , например, - "доехал до своего Парижа" - а Кончаловский - нет. Сарьян доехал - а Бакст - нет.Лентулов доехал - а Машков и Осмёркин ( при всём моём почтении) - нет.Это при том , что все они гении мастерства. И "Париж" этот не обязательно в той , всем нам известной географической точке. В 1970 большинство сидели в сундуке и только некоторые - например Зверев - свой "Париж" открыли . Я о свободе. Именно ей и надо учиться.
  • cyrus_matsumori· 2010-11-03 02:32:46
    Отличная и полезная информация
  • romanprudnov· 2010-11-03 10:57:48
    хорошая статья, вот только на площадке "старт" Арсений выставляет исключительно своих друзей, как воронежский так и московских. Площадка "старт" с приходом Жиляева давно не является той, которая была до него. Понятно, что продвижение своих друзей и формирование своей команды это исключительно стратегический интерес его как лидера "скучных", но почему Винзавод на это закрывает глаза, почему допускает решение своих интересов - не понятно. Ведь то количество заявок, которое присылается на участие в этом проекте игнорируются полностью. Площадка "Старт" превратилась в инструмент продвижения "своих" и это кумовство как тотальная российская коррупция.
    Винзавод, оставьте уголок не коррумпированного молодого искусства или переименуйте площадку "кураторы двигают своих" и жирным шрифтом напишите в миссии проекта "присылайте заявки - их никто не рассматривает"
Читать все комментарии ›
Все новости ›