Он только что получил премию как лучший молодой художник 2008 года. Но кто он, собственно, такой?
Мастерская Андрея Кузькина скромна. Находится она вроде бы на первом этаже, но ощущение такое, будто ты в полуподвале. Казалось бы, художническая мастерская — там должны быть работы. Но лишь несколько картонок с надписями, черточками и циферками да пара бедных изображениями холстов висят по стенам. В кладовке под потолком рулоны холстов, но это холсты отца Андрея, его уже нет в живых. Большая часть мебели сохранилась с конца семидесятых — начала восьмидесятых. Она поскрипывает. Иногда кажется, что стул сейчас развалится, а что вот этот стол не надломился под скульптурками — чудо.Для среднестатистического арт-москвича около тридцати лет подобное существование в ретроэстетике не очень типично. Впрочем, мебель перешла Андрею по наследству от отца. Вместе с мастерской.
Над столом — рабочим и обеденным одновременно — обертка от шоколадки «Аленка». Прямо в Аленкин рот воткнут бычок. Еще над столом вырезка из газеты: известие о смерти Алена Роб-Грийе. Это из того немногого нового, что внес в обстановку сам Андрей.
Закончил Кузькин нынешний Университет печати по специальности «ХТОПП» («Художественное и техническое оформление печатной продукции») в 2002 году. Печатную продукцию оформлял да и продолжает оформлять скорее технически, чем художественно. Макеты, реже обложки. Пару лет после института еще работал на энтузиазме — за идею. Теперь скорее за деньги. За идею теперь — искусством.
«Вот сейчас вроде премию дали, можно немножко позаниматься, наконец, чем хочу. Успех какой-то условный... Жена перестала думать, что ерундой какой-то занимаюсь. С выставки неожиданно совершенно купили что-то. Хотя я какую-то часть денег уже роздал — друзьям надо помочь. Может, вернут, конечно, не знаю. Сын еще маленький растет, ему тоже что-то нужно...».
Андрею Кузькину дали «Инновацию». Рассчитывал Андрей на это? Похоже, нет. Похоже, и не думал об этом особо.
Поехал как-то Андрей Кузькин в Израиль с женой. Пару лет назад. Или, скорее, жена поехала в Израиль с Андреем Кузькиным. Так как сам Андрей человек не очень подъемный. Познакомился там Андрей с Хаимом Соколом. А потом Хаим Сокол приехал в Москву — добывать славу художника. И предложил Хаим Сокол Андрею тоже стать художником. То есть начать, наконец, выставляться. Потому что, как известно, художник, который не выставляется, не художник в полной мере.
Таковым «нехудожником» Андрей к тому моменту уже некоторое время был. Рисовал гуашки — для себя. Андрей достает их показать из довольно большой папки и раскладывает на полу. Гуашек несколько десятков. Может, и за сотню. Поначалу Андрей несколько смущается, но минут через пять пол мастерской устлан старыми работами. Портреты, пейзажи. В таком «наивном» ключе. На портретах — круглые лица родных и друзей. На пейзажах — много неба. Есть целая серия — «Окна». Просто окна. За которыми в основном небо. Сильного впечатления не производят. Гуашки себе и гуашки. Рисует себе человек, и хорошо.
Постепенно взгляд его переходил от того, что дальше, к тому, что ближе. Вместо неба на картинках появилась земля. Та, что под ногами. С комочками грязи, жвачками... Только земля. Ничего больше.
В 2004 году Андрей сделал серию «скульптурных пейзажей». Название, впрочем, довольно условно. В сущности, это такие странные скульптуры: алюминий, свинец, камень, сено. Из этого всего, отлитого в формы, обработанного, спрессованного, складываются лишенные повествовательности (пусть автор и говорит о некой «своей алхимии», приписывая разным материалам те или иные свойства), но при этом — внутренне цельные, самодостаточные композиции, обладающие какой-то внешней бесхитростностью и простотой, но в то же время чем-то притягивающие. Работы, по которым видно: да, это художник. Он обладает эстетическим вкусом. Чувствует материал. Умеет работать с ним.
«Это мы летом уехали с женой в деревню, там я буквально за несколько месяцев все и сделал. Купил на заводе кучу алюминия, потом мы его плавили, в печке или на костре, не помню... На костре все-таки. Чуть дом не сожгли, правда. С третьего раза только форму удержать получилось. Треугольную такую как бы. А потом кусок алюминия на пласт сена поставили просто. Я сено пропитал ПВА, такой получился брусок... Тема, в сущности, природная. Я природу люблю. О какой-то слитости с природой тут, наверное, речь идет. Я эти работы нигде не показывал — ну, кроме одной довольно случайной выставки в Костроме — и не буду, наверное».
Самих работ я не видел — только фотографии в портфолио, ласково именуемом Андреем «каталожком». И, даже несмотря на это, зря не выставлял. Определенно стоило бы.
Среди прочих скульптур — ботинки, утопленные в цементе, стилизованном под землю. Слитость с природой. Но тот, кому эти ботинки принадлежали, из них вышел. «Я в какой-то момент понял, что это для меня совсем уже пройденный этап». — «А потом?» — «А потом стал рисовать рисуночки со всякими проектиками. Я нарисовал пару десятков рисуночков со всякими идеями и просто, не зная никого, ходил по всяким галереям и спрашивал, что мне с этим делать. Вообще — как? Потом подошел к Даше Пыркиной, просто с улицы, и говорю: вот скажите, художник я или не художник?»
Эти же «проектики» оценил и Хаим Сокол. И позвал Хаим Сокол Андрея Кузькина выставляться в типографию «Оригинал».
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:23
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3588835
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2382267
- 3. Норильск. Май 1276967
- 4. ЖП и крепостное право 1111051
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 900246
- 6. Закоротило 825768
- 7. Не может прожить без ирисок 799321
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 769724
- 9. Коблы и малолетки 748422
- 10. Затворник. Но пятипалый 484741
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 416745
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 378224
И гуаши его отличные, экспрессивные, живые, и их у него сотни!
И жена его не баба с коромыслом, чтоб только после вручения ему премии понять, что ее муж - художник, а не занимается всякой ерундой..!
хотя выставка на арт стрелке была приятная
И далее почти везде - поздравляю, гражданин, соврамши! Вот сразу что это - "для среднестатистического арт-москвича около тридцати лет подобное существование в ретроэстетике не очень типично". Мои знакомые художники около 30 лет как раз в такой обстановке почти все живут - но несмотря на повальную страсть к ретро, их совершенно не стоит называть среднестатистическими.
Впрочем, на среднестатистического читателя текст неприятного впечатления не произведет - интонаций он не улавливает. А про Кузькина ничего не знает. Такому читателю как: длинную статью опубликовали, не очень понятную - значит, хороший, важный художник.
Год окончания института - да, кажется, тут напутал. Принимаю.
О мастерской, дизайне и проч. - непосредственно со слов Андрея. Не принимаю.
О гуашах - это вопрос вкуса. Не принимаю.
Уважаемый Хаим!
Прошу обосновать критику и указать на "много фактологических неточностей, отсебятину, невежество на грани хамства", чтобы Ваши комментарии не были похожи на пустословные письма оскорбленных читателей в "Комсомолку". Давайте общаться конструктивно.
Уж чего-чего, а неуважения по отношению к Андрею и его работе автор не испытывает. И Андрея, и его работу я уважаю и считаю достойными всяческого внимания.
"Для среднестатистического арт-москвича около тридцати лет подобное существование в ретроэстетике не очень типично." Кто такой среднестатистический арт-москвич? Впрочем, об этом уже писали.
"Это из того немногого нового, что внес в обстановку сам Андрей." Незадлго до вашего визита Андрей сделал ремонт в мастерской и многое изменил. Хотя атмосфера осталась, наверное, из-за того , что Андрей все делал из старой мебели и досточек и ничего не выбрасывал.
"Закончил Кузькин нынешний Университет печати по специальности «ХТОПП» («Художественное и техническое оформление печатной продукции»)" По-русски это называется Полиграф, важно упомянуть хотя бы в контексте концептуалистской традиции.
"Печатную продукцию оформлял да и продолжает оформлять скорее технически, чем художественно." Именно художественно, вы хотя бы посмотрели интереса ради.
"Поехал как-то Андрей Кузькин в Израиль с женой. Пару лет назад. Или, скорее, жена поехала в Израиль с Андреем Кузькиным." До этого они вместе объехали с рюкзаками всю Европу.
"А потом Хаим Сокол приехал в Москву — добывать славу художника. И предложил Хаим Сокол Андрею тоже стать художником. " Да Вам былины писать, а не статьи.
"За которыми в основном небо. Сильного впечатления не производят. Гуашки себе и гуашки. Рисует себе человек, и хорошо" . Личное мнение правильно высказывать как личное, а не вообще "гуашки себе и гуашки".
Скромнее надо быть.
И так далее в каждом абзаце. Думаю, не стоит продолжать. Я за свои слова отвечаю в отличие от вас. А насчет "Комсомолки" серьезно подумайте.
- Не обязательно, да. Принимаю. О том, что это работы отчима, Андрей ничего не говорил. Сказал, что отца. Не принимаю.
"Для среднестатистического арт-москвича около тридцати лет подобное существование в ретроэстетике не очень типично." Кто такой среднестатистический арт-москвич? Впрочем, об этом уже писали.
- Принимаю.
"Это из того немногого нового, что внес в обстановку сам Андрей." Незадлго до вашего визита Андрей сделал ремонт в мастерской и многое изменил. Хотя атмосфера осталась, наверное, из-за того , что Андрей все делал из старой мебели и досточек и ничего не выбрасывал.
- Со слов Андрея. Не принимаю.
"Закончил Кузькин нынешний Университет печати по специальности «ХТОПП» («Художественное и техническое оформление печатной продукции»)" По-русски это называется Полиграф, важно упомянуть хотя бы в контексте концептуалистской традиции.
- Допустим, но лишь из уважения к Вам.
"Печатную продукцию оформлял да и продолжает оформлять скорее технически, чем художественно." Именно художественно, вы хотя бы посмотрели интереса ради.
- Со слов Андрея: "В основном макеты, книжки редко очень". "Интереса ради" в мастерской их не было.
"Поехал как-то Андрей Кузькин в Израиль с женой. Пару лет назад. Или, скорее, жена поехала в Израиль с Андреем Кузькиным." До этого они вместе объехали с рюкзаками всю Европу.
- Со слов художника. Не принимаю.
"А потом Хаим Сокол приехал в Москву — добывать славу художника. И предложил Хаим Сокол Андрею тоже стать художником. " Да Вам былины писать, а не статьи.
- Не аргумент.
"За которыми в основном небо. Сильного впечатления не производят. Гуашки себе и гуашки. Рисует себе человек, и хорошо" . Личное мнение правильно высказывать как личное, а не вообще "гуашки себе и гуашки".
Скромнее надо быть.
- Хм... То есть, "по моему личному мнению, гуашки себе и гуашки". Так? Ведь это даже не монография "Значение Андрея Кузькина в искусстве первой половины XXI века". Это авторская статья в издании. И никакого "вообще" в ней быть не может. Личное мнение априори.
И так далее в каждом абзаце. Думаю, не стоит продолжать. Я за свои слова отвечаю в отличие от вас.
- Я не ставлю себе задачей никого оскорбить, в отличие от Вас. Допустим, есть пара фактических ошибок и пара стилистических косяков. Но "вопиющего неуважения", по поводу которого Вы вопиюще возмущались, как-то из Вашей аргументации не очень видно. Понимаю, что Вас, как человека, пристрастного к личности художника, что-то могло покоробить. Но причём здесь "советский фельетон"? Если уж Вы так отвечаете за свои слова, ответьте и за это. В чём задача фельетона? Высмеять порок. Если задача этого текста, по-Вашему, - высмеять Андрея, то Вы - мастер интерпретаций, сиречь - вчитывания в текст своих смыслов. Если Вы отпускаете такую критику "для красного словца" - не говорите о том, что автор "не отвечает за свои слова". Отвечать за слова - не значит доказывать свою правоту аргументами типа "Вам бы былины писать". Я готов признать свои недочёты, но не намерен признавать фантомы о "вопиющем неуважении" сколь бы то ни было близкими реальности.
О фактах - я не биограф, я лишь процитировал или пересказал поведанное Андреем.
О жанре текста - "путевая заметка" - не комплимент этой статье, а её определение. Об искусстве, которым занимается человек, здесь сказано куда меньше, чем о непростой ситуации, в которой он оказался. Критиковать его за то, что это - "не критический анализ" - всё равно, что критиковать камень за то, что он - не бумага.
"Допустим, его возьмет под свою опеку какой-нибудь куратор (галерист) и скажет: «Андрюша, я знаю, как тебе быть. Делай то, то и то — и всё у тебя будет отлично, поедем туда, туда и туда...»" - к тому же выдает в авторе не человека со стороны, а человека, подпавшего под влияние странных стереотипов. Если вашей задачей стал поиск "естественного человека" Руссо, который должен ходить по художникам и реагировать непосредственно, уж позаботьтесь о том, чтобы не забивать ему голову своими представлениями о мироустройстве.
Никто мне голову "своими представлениями" не забивал. Могу назвать Вам пяток художников (не только молодых), находящихся (или находившихся) в зависимости от куратора-галериста. Это не стереотипы, а, увы, иногда (не очень часто, к счастью) реальность.
Все тексты того же автора могут казаться или не казаться удачными. Это дело вкуса.
Вы понимаете, ничего личного - кому поп, кому попадья. Но если Вы знаете "пяток" молодых художников, то Вы уже точно, стопроцентно не "со стороны", как пытается нас уверить degot.
А в Ваших статьях лично меня раздражает именно интонация, есть в ней что-то - возможно, несознательно - снисходительное. Вот Кузькин, например, у Вас получается зайчик такой, скакал, скакал по лесу, а на него, глядишь, большие дяди капканы уже ставят. А зайчик глупенький, чу! и уже ножки лишился, дядя-капиталист отъел.
Здесь возможно разное понимание Вами и редактором определения "со стороны".
Спасибо за критику. Если и есть в интонации что-то "снисходительное", то оно уж точно несознательное. Постараюсь быть внимательнее.
Спасибо за корректную дискуссию.
во-первых, выставок в "оригинале" было две. первая, "про верю", на которую андрея действительно позвал хаим - в свою мастерскую
вторая - в рамках цикла "молодым везде", которую устраивал уже не хаим, а я (упомянутая в статье даша пыркина). кроме андрея, там был хаим в качестве участника и даша буюн. и пространство было другое. и именно там и были, в числе прочего, выставлены тапочки
и второе. совершенно не ясно почему, как справедливо отмечено в первом же комментарии, оставленном автором без реакции, из повествования выпали все веретьевские работы андрея. за одну из них он и получил "инновацию", за все вместе в комплексе - звание наследника концептуалистской традиции
эти вещи наряду с арт-стрелковской выставкой представляются мне наиболее яркими в биографии кузькина. и уж точно без них его биография выглядит очень и очень скудно
и еще. по поводу ремонта в мастерской, дизайнерских работ и проч. - а что, автора не учили, что художникам не всегда можно верить? т.е. основывать такие вот "путевые заметки" только лишь на словах художника - не совсем верный ход?
а то какая-то куцая статья получается. непонятно, почему именно этому художнику дали премию, и почему все вдруг чего-то от него "ждут"...
Ну а что непонятно, почему премию дали, так это как раз и понятно: потому что никому не понятно. А ты пляши давай, автор. И наш автор, уже потихоньку подпрыгивая, поглядывает краем глаза на своего героя - ну а он-то чего, как неродной? Ща мы его...
"Обвинения" - звучит, как в суде.
За замечания спасибо. К сожалению, текста уже не изменишь. Если что-то задело Вас лично - примите мои извинения.
Уважаемые доброжелатели!
Зачем же скрываться под псевдонимами? Это совсем несерьёзно.