Оцените материал

Просмотров: 115761

Сантьяго Сьерра и его «эксплуатации человека человеком»

Юлия Аксенова · 12/05/2009
Страницы:
Западня (The Trap). 2007. Сантьяго-де-Чили

©  Santiago Sierra www.santiago-sierra.com

Сантьяго Сьерра. Западня. 2007

Сантьяго Сьерра. Западня. 2007

Обычно в перформансах Сьерры участвуют люди из социальных низов, однако в акции «Западня» к участию была привлечена настоящая элита перуанского общества. Всего было задействовано тринадцать человек, среди которых были президент конгресса, министр обороны, несколько директоров высших учебных и культурных институций, ведущие представители массмедиа. Акция заключалась в следующем. Каждый VIP-гость входил в длинный деревянный коридор и шел по нему, не зная конечной точки своего направления. Неожиданно в конце коридора участник акции оказывался в центре театральной сцены, окруженной зрителями, в качестве которых выступали 186 суровых представителей перуанского рабочего класса (перуанцы — главная дешевая рабочая сила в Чили. — OS). Благодаря видео на YouTube можно ощутить всю пикантность этой ситуации. Посмотрев в глаза народу, участник акции разворачивался и шел обратно. Однако конструкция коридора в это время изменялась, и путь вел только на улицу, где ему отдавали ключи от машины и благодарили за участие в акции.

В этой акции удивляет не только изменение привычной социальной диспозиции: хотя элита и оказывается в привычном для нее месте — на сцене, она лишена возможности играть хорошо известную ей роль. Удивляет и то, как скандально известному художнику удалось привлечь к участию в акции столь высокопоставленных персонажей.

1549 государственных преступлений (1549 States Crimes). 2007. Мехико

©  Santiago Sierra www.santiago-sierra.com

Сантьяго Сьерра. 1549 государственных преступлений. 2007

Сантьяго Сьерра. 1549 государственных преступлений. 2007

22 октября 2007 года в здании бывшего Секретариата по международным отношениям Сьерра организовал чтение имен людей, которые были убиты или исчезли по политическим причинам в период между октябрем 1968-го и октябрем 2007 года. Имена этих людей были собраны Независимым национальным университетом Мехико. Чтения продолжались 72 часа.

Счетчик смерти (Death Counter). 2009. Лондон


На входе в лондонскую страховую компанию Hiscox Сьерра повесил светодиодный счетчик, который отсчитывает количество умерших людей во всем мире с начала открытия выставки. По замыслу Сьерры, в случае его смерти во время работы экспозиции художник должен получить от компании Hiscox сумму страховки в размере 150 тысяч фунтов. В страховке также указано, что «данный проект исследует понятие стоимости по отношению к человеческой жизни и искусству. Проект помогает понять, как определяется эта стоимость, как она соотносится с концептом труда и потребления, как смерть художника влияет на стоимость его работы и как мы рассматриваем отношения между жизнью и работой в нашем мире».

Человек, преграждающий путь контейнерам (Person Obstructing A Line Of Containers). 2009. Стокгольм

©  Santiago Sierra www.santiago-sierra.com

Сантьяго Сьерра. Человек, преграждающий путь контейнерам. 2009

Сантьяго Сьерра. Человек, преграждающий путь контейнерам. 2009

Одна из последних по времени акций Сьерры была осуществлена в Стокгольме, где в настоящее время проходит его персональная выставка в Magasin 3.

На видео, представленном здесь, можно увидеть, как в портовой части города на дорожной трассе стоит одинокая мужская фигура, которая препятствует проезду нескольких огромных грузовых машин с контейнерами.

Тексты о Сантьяго Сьерре

Как уже отмечалось, Сьерра один из самых провокативных художников нашего времени, поэтому критики оценивают его искусство весьма неоднозначно. Одни воспринимают аморальные действия художника как жест сознательного издевательства над угнетенными слоями общества. «Художники, которые работают за счет других, подобно Сьерре, мизантропы и человеконенавистники, хотят не просто видеть другого униженным и подчиненным, но и сами участвовать в этом процессе. Они вовлекают в это и публику, которая приходит, смотрит и покупает, упиваясь всеобщим унижением» — так считает французский критик Жером Дебуа.

Другие, напротив, считают, что Сьерра выбрал один из самых жестких, но верных путей критики системы капитализма. Как пишет куратор Роза Мартинес, «в практике Сьерры лежит жесткий политический критицизм… Хотя Сьерра и утверждает, что он не верит в спасительную силу искусства, его работы обладают тревожащей красотой, грандиозным катарсическим эффектом и, безусловно, дают мощный импульс к социальным переменам».

Однако стоит отметить продуктивность именно художественной стратегии, которую использует Сьерра. Дуэт голландских критиков «БаВо» говорит, что «Сьерра саботирует привычку общества перекладывать ответственность за сопротивление на плечи искусства. Художник просто не оставляет обществу места, куда можно было бы сбежать от своих чудовищных законов, разве что начать ниспровергать самого себя».

Сантьяго Сьерра в интернете:
Персональный сайт Сьерры
Сантьяго Сьерра в «Википедии»
Ссылки на статьи о Сантьяго Сьерре на сайте Artcyclopedia
Интервью Сантьяго Сьерры Терезе Марголес


Другие материалы рубрики:
Ксения Гурштейн. Марсель Бротарс и десять его музейных проделок, 17.04.2009
Феликс Гонзалес-Торрес и десять его «подарков», 02.04.2009
Ксения Гурштейн. Гордон Матта-Кларк и десять его интервенций, 17.03.2009
Страницы:

КомментарииВсего:9

  • atomniy· 2009-05-12 18:07:26
    бох
  • antosha· 2009-05-13 18:50:21
    отвратительный художник
  • mrbspb· 2009-05-14 00:19:32
    великолепно
Читать все комментарии ›
Все новости ›