Просмотров: 113246
Сантьяго Сьерра и его «эксплуатации человека человеком»
Страницы:
Нанесение полиуретана на 18 человек (Spraying Of Polyurethane Over 18 People). 2002. Лукка, Италия
Не менее важна формальная составляющая и в этой акции, для участия в которой были приглашены восемнадцать проституток восточноевропейского происхождения. Акция проходила в недействующей средневековой церкви. Интимные места девушек, обернутых целлофаном, «опенивали» из баллонов, когда те принимали позы «сверху» и «снизу». Намеки на знаменитый художественный акт Ива Кляйна, в ходе которого он рисовал телами девушек свои знаменитые синие абстракции, здесь вполне очевидны. Однако никому и в голову не пришло прихватить с собой пару уродливых полиуретановых слепков, оставшихся после художественной акции Сьерры. Пена, целлофан, остатки пищи и другой мусор так и остались лежать в заброшенном храме, а проститутки вернулись к своему привычному занятию.
Документацию этой акции показывали на Первой Московской биеннале в рамках главного выставочного проекта в Музее Ленина.
9 форм 100 х 100 х 600, сконструированных перпендикулярно стене (9 Forms Of 100 x 100 x 600 cm Each, Constructed Perpendicular To A Wall). 2002. Нью-Йорк
В качестве материала для своих работ Сьерра все же охотнее использует мужчин, так как их участие в выставках часто предполагает немалые физические усилия. В этом проекте приняли участие восемнадцать рабочих. Пока длилась выставка (2 недели), рабочие ежедневно выполняли роль кронштейнов, фиксирующих на своих плечах массивные деревянные блоки, получая за это по двенадцать долларов в час.
Скрытое слово (Covered Word). 2003. Венеция
В 2003 году Сантьяго Сьерра представлял Испанию в ее национальном павильоне на биеннале в Венеции. По его решению внутрь павильона, название которого художник заклеил скотчем, могли попасть только обладатели испанского гражданства. У каждого желающего осмотреть экспозицию охранник перед входом проверял наличие испанского паспорта, внутри же павильона была пустота. Ситуацию Сьерра прокомментировал следующими словами: «Национальность — это политическая конструкция, внутри которой пустота».
Рука рабочего, просунутая в потолочное отверстие арт-пространства из жилого помещения (A Worker’s Arm Passing Through The Ceiling Of An Art Space From A Dwelling). 2004. Мехико
Часто художник, используя тела людей, намеренно прячет или выставляет только их части, как это было в этом перформансе, сделанном в галерее «Оризаба» в Мехико. Сьерра нанял рабочего, который, находясь в пространстве жилого помещения над галереей, просунул свою руку через специально сделанное отверстие в полу. Таким образом, зрителей, пришедших на вернисаж, встречала пустота галерейного пространства и рука, одиноко свисающая с потолка. Акция длилась три часа.
Первые строки «Марсельезы», исполненные беспрерывно в течение одного часа (The First Verse Of The Marsellaise Played Without Interruption For One Hour). 2004. Бретиньи, Франция
В своей практике Сьерра часто использует стратегию непрерывности и повторения.
В Центре современного искусства Бретиньи художник устроил акцию-концерт. По сценарию художника симфонический оркестр без перерыва играл «Марсельезу» в течение часа, полностью избавив это патетическое музыкальное произведение от пассионарных интонаций. Эмоциональный революционный призыв словно «заело» на испорченной временем пластинке. Попав в дурную бесконечность, «Марсельеза» вдруг превратилась в нудный марш, который обычно играют на мероприятиях официального характера.
Прослушать концерт можно здесь.
Коридор Дома народа в Бухаресте (The Corridor Of People’s House). Бухарест. 2005
Дом народа в Бухаресте — один из главных памятников тоталитарной эпохи в Румынии. Построенный в 1984 году по приказу Чаушеску, он поражает своими масштабами и роскошью внутреннего убранства. Дворец, в котором располагались штаб-квартира государственных институтов и личные апартаменты диктатора, долгое время занимал второе место в мире по площади после Пентагона. Стоимость строительства была существенной статьей расхода государства, ради него была частично уничтожена историческая часть города, так как памятнику новой эпохи требовалось много мрамора.
В настоящее время в здании располагаются различные государственные и общественные организации, в том числе и Музей современного искусства (на месте личных апартаментов Чаушеску).
Проект, который Сантьяго Сьерра реализовал в пространстве Дома народа, состоял в следующем. Художник пригласил 396 румынских женщин, которые, встав вдоль черного коридора длинной в 240 м, хором произносили фразу «Дай мне денег». Пришедшие на вернисаж зрители должны были проходить этот коридор по очереди, в одиночестве преодолевая тесноту толпы и моральный дискомфорт ситуации.
Анархисты (The Anarchists). 2006. Рим
В акции «Анархисты» дискомфорту — прежде всего идеологическому — подверглись не зрители, а сами участники акции. На этот раз жертвами этической манипуляции стали итальянские анархисты. Надев капироте (закрывающие лица черные колпаки, которые используют во время католических церемоний представители некоторых религиозных братств), они согласились прослушать мессу Папы. Стоимость идейных принципов этих молодых стяжателей свободы, презирающих деньги, догмы и принуждение, оказалась не очень высока. Каждый из участников получил по сотне евро.
245 м3 (245 m3). 2006. Пулхейм, Германия
Большинство акций Сьерры ситуативны, то есть идейно связаны с историческими, социальными и пространственными условиями того места, в котором они совершаются. В 2006 году в Пулхейме Сьерра совершил акцию, которая, как заявляет сам художник, являлась протестом против банализации холокоста. Припарковав шесть грузовых машин возле синагоги, художник через специальные шланги присоединил их выхлопные трубы к зданию. После того как помещение синагоги полностью заполнилось газом, зрителям предлагалось войти внутрь, надев перед этим защитные маски.
Надо сказать, что сама еврейская община крайне негативно отнеслась к проекту, заявив, что это акт оскорбления художественной свободы и самого еврейского сообщества.
Не менее важна формальная составляющая и в этой акции, для участия в которой были приглашены восемнадцать проституток восточноевропейского происхождения. Акция проходила в недействующей средневековой церкви. Интимные места девушек, обернутых целлофаном, «опенивали» из баллонов, когда те принимали позы «сверху» и «снизу». Намеки на знаменитый художественный акт Ива Кляйна, в ходе которого он рисовал телами девушек свои знаменитые синие абстракции, здесь вполне очевидны. Однако никому и в голову не пришло прихватить с собой пару уродливых полиуретановых слепков, оставшихся после художественной акции Сьерры. Пена, целлофан, остатки пищи и другой мусор так и остались лежать в заброшенном храме, а проститутки вернулись к своему привычному занятию.
Документацию этой акции показывали на Первой Московской биеннале в рамках главного выставочного проекта в Музее Ленина.
9 форм 100 х 100 х 600, сконструированных перпендикулярно стене (9 Forms Of 100 x 100 x 600 cm Each, Constructed Perpendicular To A Wall). 2002. Нью-Йорк
В качестве материала для своих работ Сьерра все же охотнее использует мужчин, так как их участие в выставках часто предполагает немалые физические усилия. В этом проекте приняли участие восемнадцать рабочих. Пока длилась выставка (2 недели), рабочие ежедневно выполняли роль кронштейнов, фиксирующих на своих плечах массивные деревянные блоки, получая за это по двенадцать долларов в час.
Скрытое слово (Covered Word). 2003. Венеция
В 2003 году Сантьяго Сьерра представлял Испанию в ее национальном павильоне на биеннале в Венеции. По его решению внутрь павильона, название которого художник заклеил скотчем, могли попасть только обладатели испанского гражданства. У каждого желающего осмотреть экспозицию охранник перед входом проверял наличие испанского паспорта, внутри же павильона была пустота. Ситуацию Сьерра прокомментировал следующими словами: «Национальность — это политическая конструкция, внутри которой пустота».
Рука рабочего, просунутая в потолочное отверстие арт-пространства из жилого помещения (A Worker’s Arm Passing Through The Ceiling Of An Art Space From A Dwelling). 2004. Мехико
Сантьяго Сьерра. Рука рабочего, просунутая в потолочное отверстие арт-пространства из жилого помещения. 2004
Первые строки «Марсельезы», исполненные беспрерывно в течение одного часа (The First Verse Of The Marsellaise Played Without Interruption For One Hour). 2004. Бретиньи, Франция
В своей практике Сьерра часто использует стратегию непрерывности и повторения.
В Центре современного искусства Бретиньи художник устроил акцию-концерт. По сценарию художника симфонический оркестр без перерыва играл «Марсельезу» в течение часа, полностью избавив это патетическое музыкальное произведение от пассионарных интонаций. Эмоциональный революционный призыв словно «заело» на испорченной временем пластинке. Попав в дурную бесконечность, «Марсельеза» вдруг превратилась в нудный марш, который обычно играют на мероприятиях официального характера.
Прослушать концерт можно здесь.
Коридор Дома народа в Бухаресте (The Corridor Of People’s House). Бухарест. 2005
Дом народа в Бухаресте — один из главных памятников тоталитарной эпохи в Румынии. Построенный в 1984 году по приказу Чаушеску, он поражает своими масштабами и роскошью внутреннего убранства. Дворец, в котором располагались штаб-квартира государственных институтов и личные апартаменты диктатора, долгое время занимал второе место в мире по площади после Пентагона. Стоимость строительства была существенной статьей расхода государства, ради него была частично уничтожена историческая часть города, так как памятнику новой эпохи требовалось много мрамора.
В настоящее время в здании располагаются различные государственные и общественные организации, в том числе и Музей современного искусства (на месте личных апартаментов Чаушеску).
Проект, который Сантьяго Сьерра реализовал в пространстве Дома народа, состоял в следующем. Художник пригласил 396 румынских женщин, которые, встав вдоль черного коридора длинной в 240 м, хором произносили фразу «Дай мне денег». Пришедшие на вернисаж зрители должны были проходить этот коридор по очереди, в одиночестве преодолевая тесноту толпы и моральный дискомфорт ситуации.
Анархисты (The Anarchists). 2006. Рим
В акции «Анархисты» дискомфорту — прежде всего идеологическому — подверглись не зрители, а сами участники акции. На этот раз жертвами этической манипуляции стали итальянские анархисты. Надев капироте (закрывающие лица черные колпаки, которые используют во время католических церемоний представители некоторых религиозных братств), они согласились прослушать мессу Папы. Стоимость идейных принципов этих молодых стяжателей свободы, презирающих деньги, догмы и принуждение, оказалась не очень высока. Каждый из участников получил по сотне евро.
245 м3 (245 m3). 2006. Пулхейм, Германия
Большинство акций Сьерры ситуативны, то есть идейно связаны с историческими, социальными и пространственными условиями того места, в котором они совершаются. В 2006 году в Пулхейме Сьерра совершил акцию, которая, как заявляет сам художник, являлась протестом против банализации холокоста. Припарковав шесть грузовых машин возле синагоги, художник через специальные шланги присоединил их выхлопные трубы к зданию. После того как помещение синагоги полностью заполнилось газом, зрителям предлагалось войти внутрь, надев перед этим защитные маски.
Надо сказать, что сама еврейская община крайне негативно отнеслась к проекту, заявив, что это акт оскорбления художественной свободы и самого еврейского сообщества.
Страницы:
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451115
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340551
- 3. Норильск. Май 1268474
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897657
- 5. Закоротило 822071
- 6. Не может прожить без ирисок 781980
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758548
- 8. Коблы и малолетки 740809
- 9. Затворник. Но пятипалый 471062
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402958
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370384
- 12. ЖП и крепостное право 345039
Был на его выставке в Мадриде с трахающимися парами, это какой-то запредельный цинизм и эксплуатация. И никакие отсылки к смыслам, политике и экономике его не спасают.
Хорошо это или плохо в эстетическом плане вопрос второстепенный, кстати это касается собственно всего современного искусства по сравнению с традиционным и классическим.