Оцените материал

Просмотров: 113360

Сантьяго Сьерра и его «эксплуатации человека человеком»

Юлия Аксенова · 12/05/2009
Он унижает людей, чтобы у других людей — зрителей — пробежал мороз по коже

Имена:  Сантьяго Сьерра

©  Santiago Sierra www.santiago-sierra.com

Сантьяго Сьерра. Анархисты. 2006

Сантьяго Сьерра. Анархисты. 2006

Кто он такой

В биографиях художника часто указывают его социальное происхождение — для него это важно. Сьерра из рабочих. Он знает жизнь социальных низов не понаслышке. Но как ни странно, свой самый яркий опыт тесного общения с «отверженными» он получил уже не в Испании, где родился в 1966 году, а в Гамбурге, где учился. Живя в квартале красных фонарей, Сьерра погрузился в жизнь классовой периферии — люмпенов, беженцев, нелегальных иммигрантов. Там он понял, что именно эта жизнь волнует его и как человека, и как художника.

Переехав в 1991 году в Мехико, Сьерра, к своему сожалению, уже не мог позволить себе жить в городских трущобах: для испанца это может быть опасно. Как говорит художник, «быть испанцем в Мехико — значит быть частью истории, которую никто не хочет помнить». Однако желание быть со «своими», интегрироваться в родную среду осталось. Ему удалось это сделать посредством искусства.

Что он делает

На протяжении девяностых Сьерра в своем искусстве продолжал традиции минимализма, ленд-арта и институциональной критики. Он делал масштабные объекты из бетона и картона, инсталляции из контейнеров и частей старых машин, осуществлял акции художественного «вандализма» в стерильных пространствах галерей. Но сегодня Сьерра известен прежде всего как художник, который использует в качестве материала для своих работ людей.

Сьерра — один из самых провокативных художников нашего времени. Он делает проекты, в которых намеренно унижает достоинство человека, вынуждая его совершать бессмысленные, постыдные действия за небольшую плату. Участниками его акций становятся люди из социальных низов, выполняющие самые низкооплачиваемые и грязные виды работ, бесправные эмигранты и беженцы, падшие женщины и наркоманы. Одним словом — «чернь» с окраин современной цивилизации, жертвы глобального капитализма из второго и третьего мира.

©  Santiago Sierra www.santiago-sierra.com

Сантьяго Сьерра. Объект 600x57x52, сконструированный для поддерживания в горизонтальном положении, прикрепленным к стене. 2001

Сантьяго Сьерра. Объект 600x57x52, сконструированный для поддерживания в горизонтальном положении, прикрепленным к стене. 2001

Благодаря художнику все эти «исключенные» попадают в самый центр элитарной буржуазной культуры — в пространства галерей и прогрессивных художественных институций, где они готовы за мизерную плату делать все, что попросит художник. Они готовы просто стоять в галерее, выполняя функции «живой скульптуры»; красить свои головы в выбранный художником цвет; заниматься мастурбацией перед видеокамерой; сидеть внутри коробок по нескольку часов в день; выступать в качестве кронштейнов, держа на своих плечах тяжеленные деревянные блоки.

По мнению художника, личность в современном обществе — это просто объект, который принадлежит государству и капиталу. Это такой же материал, как бетон или металл, поэтому ты можешь обращаться с ним подобным же образом — формировать, красить, размещать в пространстве. Сьерра не верит в возможность искусства изменить мир. «Я производитель роскошных вещей», — говорит он о себе, кивая в сторону видео- и фотодокументации, в которой запечатлевает действия, проделанные с объектами своего искусства.

О чем это всё

«Капитализм как солнце — он появляется каждый день, и его невозможно остановить», — говорит Сьерра. Свое искусство художник полностью посвятил исследованию этого светила и тем его процессам, благодаря которым одним достается свет и тепло, а другим — нестерпимый жар и ожоги.

По мнению Сьерры, все зависит от географии — геополитической, экономической, культурной. В глобальном мире противоречия между различными общественными классами и социальными группами крайне обострены. Мир делится на первый, второй, третий, и капитализм выгодно использует это деление в своих целях. Первый мир эксплуатирует второй для своего обогащения, второй ненавидит первый, но рабски ему подчиняется из необходимости выжить.

Главный вопрос, который волнует Сьерру: что такое труд в современной капиталистической системе? В интерпретации художника труд — это то, что навязано репрессивными законами капитала; то, что полностью отчуждено от личности человека; то, что лишает его смысла существования, превращая из активного субъекта в зомби, готового совершать любые действия из страха смерти.

В своем стремлении обнажить все эти несправедливости Сьерра не прибегает к стратегиям «критического искусства», которое предпочитает с позиции отстраненного наблюдателя высказать свою неудовлетворенность миром или даже художественно плюнуть ему в лицо. Сьерра, напротив, полностью ассоциирует себя с самыми жестокими законами господствующего порядка. Он действует в логике его наиболее репрессивных форм, желая показать обществу невыносимость его собственных желаний.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • atomniy· 2009-05-12 18:07:26
    бох
  • antosha· 2009-05-13 18:50:21
    отвратительный художник
  • mrbspb· 2009-05-14 00:19:32
    великолепно
  • CortoMaltese· 2009-05-14 11:25:13
    Чисто для ритма - отвратительный художник.

    Был на его выставке в Мадриде с трахающимися парами, это какой-то запредельный цинизм и эксплуатация. И никакие отсылки к смыслам, политике и экономике его не спасают.
  • antosha· 2009-05-14 11:49:44
    не спасают
  • 84_Dmitriy· 2009-05-15 00:30:29
    А по мне так очень бескомпромиссно и злободневно!
    Хорошо это или плохо в эстетическом плане вопрос второстепенный, кстати это касается собственно всего современного искусства по сравнению с традиционным и классическим.
  • hades· 2009-05-19 09:59:48
    замечательно написано, спасибо!
  • andreason· 2010-11-01 01:05:38
    так его, "приличное" лицемерное общество. Слава радикулу Сьерра!
  • Siarhiej Babareka· 2011-04-23 05:11:37
    Бриллиантовый череп значительно радикальнее и критичнее левых критиков буржуазного лицемерия. Он улыбается.
Все новости ›