Просмотров: 113360
Сантьяго Сьерра и его «эксплуатации человека человеком»
Он унижает людей, чтобы у других людей — зрителей — пробежал мороз по коже
Кто он такойВ биографиях художника часто указывают его социальное происхождение — для него это важно. Сьерра из рабочих. Он знает жизнь социальных низов не понаслышке. Но как ни странно, свой самый яркий опыт тесного общения с «отверженными» он получил уже не в Испании, где родился в 1966 году, а в Гамбурге, где учился. Живя в квартале красных фонарей, Сьерра погрузился в жизнь классовой периферии — люмпенов, беженцев, нелегальных иммигрантов. Там он понял, что именно эта жизнь волнует его и как человека, и как художника.
Переехав в 1991 году в Мехико, Сьерра, к своему сожалению, уже не мог позволить себе жить в городских трущобах: для испанца это может быть опасно. Как говорит художник, «быть испанцем в Мехико — значит быть частью истории, которую никто не хочет помнить». Однако желание быть со «своими», интегрироваться в родную среду осталось. Ему удалось это сделать посредством искусства.
Что он делает
На протяжении девяностых Сьерра в своем искусстве продолжал традиции минимализма, ленд-арта и институциональной критики. Он делал масштабные объекты из бетона и картона, инсталляции из контейнеров и частей старых машин, осуществлял акции художественного «вандализма» в стерильных пространствах галерей. Но сегодня Сьерра известен прежде всего как художник, который использует в качестве материала для своих работ людей.
Сьерра — один из самых провокативных художников нашего времени. Он делает проекты, в которых намеренно унижает достоинство человека, вынуждая его совершать бессмысленные, постыдные действия за небольшую плату. Участниками его акций становятся люди из социальных низов, выполняющие самые низкооплачиваемые и грязные виды работ, бесправные эмигранты и беженцы, падшие женщины и наркоманы. Одним словом — «чернь» с окраин современной цивилизации, жертвы глобального капитализма из второго и третьего мира.
Сантьяго Сьерра. Объект 600x57x52, сконструированный для поддерживания в горизонтальном положении, прикрепленным к стене. 2001
По мнению художника, личность в современном обществе — это просто объект, который принадлежит государству и капиталу. Это такой же материал, как бетон или металл, поэтому ты можешь обращаться с ним подобным же образом — формировать, красить, размещать в пространстве. Сьерра не верит в возможность искусства изменить мир. «Я производитель роскошных вещей», — говорит он о себе, кивая в сторону видео- и фотодокументации, в которой запечатлевает действия, проделанные с объектами своего искусства.
О чем это всё
«Капитализм как солнце — он появляется каждый день, и его невозможно остановить», — говорит Сьерра. Свое искусство художник полностью посвятил исследованию этого светила и тем его процессам, благодаря которым одним достается свет и тепло, а другим — нестерпимый жар и ожоги.
По мнению Сьерры, все зависит от географии — геополитической, экономической, культурной. В глобальном мире противоречия между различными общественными классами и социальными группами крайне обострены. Мир делится на первый, второй, третий, и капитализм выгодно использует это деление в своих целях. Первый мир эксплуатирует второй для своего обогащения, второй ненавидит первый, но рабски ему подчиняется из необходимости выжить.
Главный вопрос, который волнует Сьерру: что такое труд в современной капиталистической системе? В интерпретации художника труд — это то, что навязано репрессивными законами капитала; то, что полностью отчуждено от личности человека; то, что лишает его смысла существования, превращая из активного субъекта в зомби, готового совершать любые действия из страха смерти.
В своем стремлении обнажить все эти несправедливости Сьерра не прибегает к стратегиям «критического искусства», которое предпочитает с позиции отстраненного наблюдателя высказать свою неудовлетворенность миром или даже художественно плюнуть ему в лицо. Сьерра, напротив, полностью ассоциирует себя с самыми жестокими законами господствующего порядка. Он действует в логике его наиболее репрессивных форм, желая показать обществу невыносимость его собственных желаний.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- Следующая »
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451736
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343367
- 3. Норильск. Май 1268599
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897675
- 5. Закоротило 822124
- 6. Не может прожить без ирисок 782255
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758807
- 8. Коблы и малолетки 740879
- 9. Затворник. Но пятипалый 471289
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403088
- 11. ЖП и крепостное право 371168
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370482
Был на его выставке в Мадриде с трахающимися парами, это какой-то запредельный цинизм и эксплуатация. И никакие отсылки к смыслам, политике и экономике его не спасают.
Хорошо это или плохо в эстетическом плане вопрос второстепенный, кстати это касается собственно всего современного искусства по сравнению с традиционным и классическим.