Страницы:
«Картографирование снов» (Dream Mapping). 1974
Этот проект был растянут во времени и включал в себя акционную часть и дискуссию. Семеро участников три ночи подряд спали под открытым небом на одной ферме, где имелись кольца из грибов, в народных поверьях указывающие на особое генерирование снов в этом месте, при котором один человек попадает в сон другого. Сновидцы после каждой ночи изготавливали карты своих снов в виде коллажей и рисунков. Хиллер выступила инициатором и документалистом этого «группового приключения».
«10 месяцев» (10 Months). Инсталляция из черно-белых фотографий и текстов, 203х518. 1977—1979
Работа была сделана в период беременности художницы. Это снимки ее живота, расположенные рядами по 28-дневным лунным месяцам и сопровождаемые дневниковыми записями будущей матери. Обычное сентиментальное отношение к этому периоду в жизни женщины тут полностью снято «научным» классифицирующим подходом и вообще активной ролью автора, которая не удовлетворяется пассивностью «ожидания счастливого события». В ее позиции есть двойственность и внутренний конфликт: живот растет, как луна, и постепенно заполняет собой рамку, как бы вытесняя все другое из жизни автора. Хиллер одной из первых в контексте феминистского искусства заговорила о материнстве как проблеме, а не как о состоянии безумного счастья. Эта работа в свое время вызвала резко негативное к себе отношение.
«Пир Валтасара» (Belshazzar's Feast). 12 коллажей, 51х41, видео со звуком (21 мин. 52 сек.). 1983—1984
Идея создать этот проект появилась после газетной заметки о галлюцинациях, возникающих у людей в домашней обстановке после того, как они выключали телевизор. В газетной заметке было сказано, что они видели призрачные лица на своих выключенных экранах. Название «Пир Валтасара» отсылает к известной библейской сцене, в ходе которой на стене возникают огненные слова «мене, текел, фарес». Хиллер также соотнесла свой проект с идеями Маршалла Маклюэна о телевизоре как костре или камине с движущимися в нем языками пламени. Телевизор — активатор наших фантазий, а они, в свою очередь, порождают видения.
В инсталляции, которая воспроизводит домашнюю обстановку с обоями, на телевизоре мы видим горящее пламя, а в звуковой дорожке чередуются пение, воспоминания о картинах Рембрандта, история о пире Валтасара (которую читает сын Хиллер Габриэл) и телевизионные новости про ужасающее будущее нашей планеты. Как обычно, предметом работы является коллективное воображение, и, как обычно, художница на его стороне, считая его противостоянием корпоративной культуре.
«Из Музея Фрейда» (From the Freud Museum). Витрина с 50 коробками, видео (15 мин.). 1991—1996
Эта работа была сделана по заказу Музея Фрейда в Лондоне. В традиционных коробках для хранения археологических находок лежат самые обыкновенные, хотя и иногда странные, вещи: значок в форме конфеты со свадьбы Чарльза и Дианы, четыре куска мыла с пометкой «сделано в Англии», брошюра о страданиях еврейского меньшинства в Румынии, образцы почв, собранные в разных частях Северной Ирландии, и так далее. «Я работаю с обрывками повседневной жизни, я считаю, что обрывочное мнение — все, что у нас есть», — говорит Хиллер; для нее искусство — исследовательская работа, но крайне субъективная. Жест художника состоит в «обрамлении», что и происходит, когда предмет помещается в коробку.
Dream Screens. Интерактивная аудиовизуальная работа для интернета. 1996
Эта работа была сделана по заказу DIA Art Foundation и представляет собой программу для полуночников, зависших в интернете (еще на заре его существования!). Пользователь входит в этот мир через поля различных цветов, один из которых он может выбрать. Одновременно можно выбрать язык и послушать истории о снах, попадая в конце концов в лабиринт из историй, кинообразов и красок.
«Дикие таланты» (Wild Talents). 3-канальная видеоинсталляция. 1997
Монтаж из фрагментов голливудских фильмов, в которых идет речь о детях, наделенных сверхъестественными способностями, и прежде всего способностью узреть религиозные видения. По мнению критиков, в этой работе Хиллер соединяет минималистскую склонность к повторениям с сюрреалистической идеей автоматического письма. Но и параллель, которую она проводит между кино как таковым и религиозным видением, тоже очевидна.
«Свидетель» (Witness). Инсталляция. 2000
Эта работа была показана осенью на IV Московской биеннале в центре Art Play. Инсталляция из 400 микрофонов, через каждый из которых транслируется от 50 до 60 историй на разных языках, и все они — о встречах с НЛО, которые якобы пережили люди на всех концах нашей бедной планеты, где у людей есть одно желание — уйти в мир мечты от своей тяжелой жизни. Зал погружен в темноту, и свисающие с потолка микрофоны похожи на волшебный серебряный лес, в котором каждый услышит лишь часть всей истории.
«Улица на букву Е» (The J. Street). Инсталляция, видео (67 мин.) и книга (644 стр.). 2002—2005
В этом проекте, реализация которого заняла три года исследований и поездок, Хиллер тщательно зафиксировала каждую улицу в Германии, в названии которой имеется слово «еврейский» (Juden-). Эти 303 вывески, разбросанные по городским улицам, переулкам и сельским дорогам, рисуют жуткую (во фрейдовском смысле этого слова) картину отсутствия того, о чем объявляют. Чувства и память, включенные в саму ткань повседневности, находят выражение в самом незначительном, на которое Хиллер всегда и обращает внимание.
«Последний немой фильм» (The Last Silent Movie). Одноканальная видеопроекция со звуком (20 мин.). 2007
В этом видео, которое на V Берлинской биеннале (2008) демонстрировалось в виде кинотеатра, нет изображения: только голоса и текст, который представляет собой перевод того, что эти голоса говорят, на английский. Иногда нам сообщают, что перевод невозможен: в фильме собраны образцы исчезнувших, умерших языков, носителей которых на планете остались единицы — или не осталось совсем, сохранились только записи. Мертвые языки выступают здесь как погибшие реальности, способные по-другому жить и воспринимать этот мир. Это утраченные возможности, которые не выжили в нашем причесанном под одну гребенку мире потребителей одного и того же.
Сьюзан Хиллер в интернете
Официальный сайт Сьюзан Хиллер
Сьюзан Хиллер в Википедии
Виртуальный тур по выставке Хиллер в Tate Britain
Диалог Хиллер с Роджером Малбертом о сюрреализме
Ответы Хиллер на анкету журнала Frieze
Страницы:
Ссылки
КомментарииВсего:11
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454343
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345011
- 3. Норильск. Май 1272362
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898719
- 5. Закоротило 823714
- 6. Не может прожить без ирисок 789729
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 765217
- 8. ЖП и крепостное право 758882
- 9. Коблы и малолетки 744212
- 10. Затворник. Но пятипалый 477395
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407277
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373829
Для американо-еврейского уха (а оба необрезанных уха г-жи Хиллер именно таковы) разница между Jew и Jewish представляется весьма чувствительной, и немецкие Юденгассе в ее понимании относятся именно к первому классу.
Кстати, антропологический вопрос: отчего это среди адептов ТНСИ так много евреек?
Но не думаю, что тут есть связь с упомянутыми праким тораниим. Моя версия - природа явления скорее талмудическая. Ведь всё ТНСИ держится исключительно на высасывании из пальца всевозможных толкований (а также толкований к толкованиям и толкований толкований к толкованиям). А в этом ремесле извилистый еврейский ум вне конкуренции.
Но это - в области теории ТНСИ - там вносят свою лепту в основном мужчины. Я же говорю именно о практике, об особой породе jewish-ТНСИ-women. Не говорите только, что Вам не приходилось наблюдать подобные экземпляры.
Видели ли Вы, к примеру, экспозицию в Помпиду? Ее можно смело назвать J.Pussy, пардон май френч. Такое впечатление, что практика jewish-ТНСИ-women выражается преимущественно в демонстрации мохнатой промежности, а это уже трудно объяснить... гм... талмудической традицией.
Осмелюсь высказать гипотезу: тут налицо соединение бравого феминизма с прискорбным отсутствием воображения (справедливо отмеченным и г-жой Хиллер).
И хорошо, дорогой Теодор. Я бы всех, к примеру, политиков поменял на женщин. Ведь хороший политик должен а) быть максимально безопасным для населения б) обладать звериным чутьем на людей и лошадиной работоспособностью в) звезд с неба не хватать, а напротив, похвальной приземленностью радовать.
Женщины куда лучше мужчин отвечают этим требованиям.
Но что касается искусства... - тут, увы. В искусстве, как ни крути, требуется воображение, а с этим у женского пола принципиальный затык. Возможно, ТНСИ потому-то и отличается таким унылым однообразием, что заправляют в нем преимущественно тетки - и не просто тетки, а jewish-ТНСИ-тетки. Вот и накрывается ТНСИ мохнатой помпидушной промежностью. Душераздирающее зрелище...
Знаете ли Вы, что людей с фантазией выше средней выгоняют с курсов летчиков? Причина проста: доверить машину стоимостью в 200 млн можно только тому, кто ВСЕГДА следует рутине. Наверное, и женщины обделены воображением по той же причине. Им ведь природа доверила вещь, которая куда дороже, чем F-16, - ребенка.