Я работаю с обрывками повседневной жизни, обрывочное мнение – все, что у нас есть.

Оцените материал

Просмотров: 37956

Сьюзан Хиллер и ее чудеса в повседневном

Екатерина Дёготь, Полина Малая · 03/02/2012
Страницы:
 

«Картографирование снов» (Dream Mapping). 1974

©  www.susanhiller.org

Susan Hiller. Dream Mapping. 1974

Susan Hiller. Dream Mapping. 1974

Этот проект был растянут во времени и включал в себя акционную часть и дискуссию. Семеро участников три ночи подряд спали под открытым небом на одной ферме, где имелись кольца из грибов, в народных поверьях указывающие на особое генерирование снов в этом месте, при котором один человек попадает в сон другого. Сновидцы после каждой ночи изготавливали карты своих снов в виде коллажей и рисунков. Хиллер выступила инициатором и документалистом этого «группового приключения».

«10 месяцев» (10 Months). Инсталляция из черно-белых фотографий и текстов, 203х518. 1977—1979

©  www.susanhiller.org

Susan Hiller. 10 months. 1977-79

Susan Hiller. 10 months. 1977-79

Работа была сделана в период беременности художницы. Это снимки ее живота, расположенные рядами по 28-дневным лунным месяцам и сопровождаемые дневниковыми записями будущей матери. Обычное сентиментальное отношение к этому периоду в жизни женщины тут полностью снято «научным» классифицирующим подходом и вообще активной ролью автора, которая не удовлетворяется пассивностью «ожидания счастливого события». В ее позиции есть двойственность и внутренний конфликт: живот растет, как луна, и постепенно заполняет собой рамку, как бы вытесняя все другое из жизни автора. Хиллер одной из первых в контексте феминистского искусства заговорила о материнстве как проблеме, а не как о состоянии безумного счастья. Эта работа в свое время вызвала резко негативное к себе отношение.

«Пир Валтасара» (Belshazzar's Feast). 12 коллажей, 51х41, видео со звуком (21 мин. 52 сек.). 1983—1984

©  Susan Hiller

Susan Hiller. Belshazzar's Feast, the Writing on Your Wall. 1983-84

Susan Hiller. Belshazzar's Feast, the Writing on Your Wall. 1983-84

Идея создать этот проект появилась после газетной заметки о галлюцинациях, возникающих у людей в домашней обстановке после того, как они выключали телевизор. В газетной заметке было сказано, что они видели призрачные лица на своих выключенных экранах. Название «Пир Валтасара» отсылает к известной библейской сцене, в ходе которой на стене возникают огненные слова «мене, текел, фарес». Хиллер также соотнесла свой проект с идеями Маршалла Маклюэна о телевизоре как костре или камине с движущимися в нем языками пламени. Телевизор — активатор наших фантазий, а они, в свою очередь, порождают видения.

В инсталляции, которая воспроизводит домашнюю обстановку с обоями, на телевизоре мы видим горящее пламя, а в звуковой дорожке чередуются пение, воспоминания о картинах Рембрандта, история о пире Валтасара (которую читает сын Хиллер Габриэл) и телевизионные новости про ужасающее будущее нашей планеты. Как обычно, предметом работы является коллективное воображение, и, как обычно, художница на его стороне, считая его противостоянием корпоративной культуре.

«Из Музея Фрейда» (From the Freud Museum). Витрина с 50 коробками, видео (15 мин.). 1991—1996

©  www.fondazioneratti.org

Susan Hiller. From the Freud Museum. 1991-1997

Susan Hiller. From the Freud Museum. 1991-1997

Эта работа была сделана по заказу Музея Фрейда в Лондоне. В традиционных коробках для хранения археологических находок лежат самые обыкновенные, хотя и иногда странные, вещи: значок в форме конфеты со свадьбы Чарльза и Дианы, четыре куска мыла с пометкой «сделано в Англии», брошюра о страданиях еврейского меньшинства в Румынии, образцы почв, собранные в разных частях Северной Ирландии, и так далее. «Я работаю с обрывками повседневной жизни, я считаю, что обрывочное мнение — все, что у нас есть», — говорит Хиллер; для нее искусство — исследовательская работа, но крайне субъективная. Жест художника состоит в «обрамлении», что и происходит, когда предмет помещается в коробку.

Dream Screens. Интерактивная аудиовизуальная работа для интернета. 1996
Эта работа была сделана по заказу DIA Art Foundation и представляет собой программу для полуночников, зависших в интернете (еще на заре его существования!). Пользователь входит в этот мир через поля различных цветов, один из которых он может выбрать. Одновременно можно выбрать язык и послушать истории о снах, попадая в конце концов в лабиринт из историй, кинообразов и красок.

«Дикие таланты» (Wild Talents). 3-канальная видеоинсталляция. 1997

©  www.susanhiller.org

Susan Hiller. Wild Talents. 1997

Susan Hiller. Wild Talents. 1997

Монтаж из фрагментов голливудских фильмов, в которых идет речь о детях, наделенных сверхъестественными способностями, и прежде всего способностью узреть религиозные видения. По мнению критиков, в этой работе Хиллер соединяет минималистскую склонность к повторениям с сюрреалистической идеей автоматического письма. Но и параллель, которую она проводит между кино как таковым и религиозным видением, тоже очевидна.

«Свидетель» (Witness). Инсталляция. 2000

©  www.fondazioneratti.org

Susan Hiller. Witness. 2000

Susan Hiller. Witness. 2000

Эта работа была показана осенью на IV Московской биеннале в центре Art Play. Инсталляция из 400 микрофонов, через каждый из которых транслируется от 50 до 60 историй на разных языках, и все они — о встречах с НЛО, которые якобы пережили люди на всех концах нашей бедной планеты, где у людей есть одно желание — уйти в мир мечты от своей тяжелой жизни. Зал погружен в темноту, и свисающие с потолка микрофоны похожи на волшебный серебряный лес, в котором каждый услышит лишь часть всей истории.

«Улица на букву Е» (The J. Street). Инсталляция, видео (67 мин.) и книга (644 стр.). 2002—2005

©  Susan Hiller. Courtesy Timothy Taylor Gallery, London

Susan Hiller. The J. Street Project. 2002-05

Susan Hiller. The J. Street Project. 2002-05

В этом проекте, реализация которого заняла три года исследований и поездок, Хиллер тщательно зафиксировала каждую улицу в Германии, в названии которой имеется слово «еврейский» (Juden-). Эти 303 вывески, разбросанные по городским улицам, переулкам и сельским дорогам, рисуют жуткую (во фрейдовском смысле этого слова) картину отсутствия того, о чем объявляют. Чувства и память, включенные в саму ткань повседневности, находят выражение в самом незначительном, на которое Хиллер всегда и обращает внимание.

«Последний немой фильм» (The Last Silent Movie). Одноканальная видеопроекция со звуком (20 мин.). 2007

©  www.susanhiller.org

Susan Hiller. The Last Silent Movie. Neue National Galerie, Berlin Biennal 5. 2008

Susan Hiller. The Last Silent Movie. Neue National Galerie, Berlin Biennal 5. 2008

В этом видео, которое на V Берлинской биеннале (2008) демонстрировалось в виде кинотеатра, нет изображения: только голоса и текст, который представляет собой перевод того, что эти голоса говорят, на английский. Иногда нам сообщают, что перевод невозможен: в фильме собраны образцы исчезнувших, умерших языков, носителей которых на планете остались единицы — или не осталось совсем, сохранились только записи. Мертвые языки выступают здесь как погибшие реальности, способные по-другому жить и воспринимать этот мир. Это утраченные возможности, которые не выжили в нашем причесанном под одну гребенку мире потребителей одного и того же.


Сьюзан Хиллер в интернете

Официальный сайт Сьюзан Хиллер

Сьюзан Хиллер в Википедии

Виртуальный тур по выставке Хиллер в Tate Britain

Диалог Хиллер с Роджером Малбертом о сюрреализме

Ответы Хиллер на анкету журнала Frieze
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:11

  • zAdorno· 2012-02-03 15:38:53
    Прекрасный материал, иллюстрирующий мутацию концептуализма в дизайн среды обитания и индустрию развлечений.
  • Aleks Tarn· 2012-02-04 12:32:14
    J. Street следует перевести как "Улица Ж.", а не как "Улица Е."
    Для американо-еврейского уха (а оба необрезанных уха г-жи Хиллер именно таковы) разница между Jew и Jewish представляется весьма чувствительной, и немецкие Юденгассе в ее понимании относятся именно к первому классу.

    Кстати, антропологический вопрос: отчего это среди адептов ТНСИ так много евреек?
  • zAdorno· 2012-02-04 13:45:08
    Вопрос философский. Много не только евреек, но в основном т.н. современное ис.-во сформировали евреи-теоретики и евреи-практики(художники). Вероятно, можно вспомнить Шмот 20:4 и 20:20. Прибавляем марксизм(!). Тщательно перемешиваем - contemporary art. Если в двух словах.
Читать все комментарии ›
Все новости ›