Она симпатизирует наивной вере людей в НЛО и вещие сны, потому что это лучше, чем стандартная корпоративная культура
Кто она такаяСьюзан Хиллер работает очень давно, и неизвестным автором ее не назовешь, но лишь в самое последнее время ее работы привлекли к себе пристальное внимание —
Читать!
Родившись в 1940 году в США (Таллахасси, штат Флорида), Сьюзан Хиллер закончила университет, где получила докторскую степень по антропологии, но одновременно стала заниматься искусством. Ее художественная карьера стартовала в начале 70-х годов и развивалась в художественном плане под влиянием минимализма и концептуализма, в идеологическом и политическом — в русле феминистской теории и практики, с которыми она продолжает быть тесно связанной. Уже в самом начале своего пути она, выйдя замуж, переехала в Лондон, где продолжает жить и сейчас.
Что она делает
Художница называет свои работы «параконцептуальными», поскольку занимается концептуальным анализом феноменов повседневной жизни в качестве языка. Результатом этих исследований являются инсталляции, аудиопроекты, перформансы, книги. Для многих Хиллер является воплощением «исследовательского искусства», которое сегодня считается наиболее перспективным и связано не столько с созданием чего-то нового, сколько с поэтическим изучением уже существующего. Связь с контекстом музея (не художественного, а исторического или этнографического), энциклопедии, книги всегда чувствуется в ее проектах, они также часто демонстрируются в помещениях вне чисто художественного контекста (Музей Фрейда, баптистская церковь). Последняя, самая крупная, выставка Хиллер прошла в Галерее Тейт в Лондоне весной 2011 года.
О чем все это
Часть материала, с которым работает Хиллер, связана со сферой паранормального, точнее, не с самим паранормальным и оккультным (художница неизменно сохраняет ясность ума и рационализм), а с их отражением в зеркале массовой и повседневной культуры (сны, рассказы про НЛО, про переживания людей в момент клинической смерти, спонтанное творчество, мифология материнства и т.п.). Сфера паранормального притягивает современного человека, который ищет в ней утешения и прорыва в область надежды по сравнению с повседневным фоном капиталистической эксплуатации и тяжкого бремени постоянного потребления. Художница относится к этой тяге к паранормальному с уважением и без всякой иронии, хотя сама и не принимает все это на веру.
Кроме того, для Хиллер выбор «повседневных» тем — это политический, феминистский выбор. Патриархальное общество заталкивает женщину в сферу быта и семьи, милостиво оставляя ей сферу «природного», иррационального, чувственного и эмоционального, что одновременно притягивает мужчин и позволяет им считать женщину существом второго сорта. Хиллер откровенно присягает этой «женской» сфере, но, во-первых, показывает ее универсальность, а во-вторых, работает с ней, а не просто живет внутри нее, — позволяет себе выйти за ее пределы на «мужскую» (как считает общество) позицию наблюдателя и исследователя. Это особенно шокировало зрителей в ее ранней работе, связанной с материнством (см. ниже).
Главные проекты
Ранние концептуальные проекты. 1970—1984
Первые проекты Хиллер были, как и у многих выдающихся авторов (например, Марселя Бротарса или Джона Балдессари), связаны с уничтожением собственных произведений. В проекте «Блоки живописи» (1970—1984) она разрезала свои холсты на куски и сшила их в толстые пачки, похожие на минималистские кубистические скульптуры. В проекте «Реликвии» (с 1972-го по настоящее время) она сжигает свои картины и бережно хранит пепел в сосудах, расставленных как в химической лаборатории. Это прямо воспроизводит одну из ранних идей Малевича, высказанную им в статье «О музее» (1919), но статья эта даже сейчас малоизвестна, а в 1970-х еще не была переведена. В работе «Произведение в процессе» (Work in Progress) (1980) Хиллер на глазах у зрителей в галерее нить за нитью расшивала свои собственные холсты и сплетала эти нити в косы и другие странные сюрреалистические «куклы», визуализируя творчество как растворение материального и как субъективную игру.
«Посвящается неизвестным художникам» (Dedicated to the Unknown Artists). Инсталляция из 350 открыток, таблиц и карт, соединенных в 14 панелей. Каждая панель 66х104.8. 1972—1976
Одна из самых известных работ художницы, для которой она собрала множество старых открыток с изображением бушующих волн, разбивающихся о скалистый берег. Этот мотив чрезвычайно популярен в массовой культуре до сих
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
Ссылки
КомментарииВсего:11
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3654803
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2416031
- 3. Норильск. Май 1279595
- 4. ЖП и крепостное право 1111790
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 901037
- 6. Закоротило 827012
- 7. Не может прожить без ирисок 805003
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 772569
- 9. Коблы и малолетки 750750
- 10. Затворник. Но пятипалый 489649
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 422889
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 380985
Для американо-еврейского уха (а оба необрезанных уха г-жи Хиллер именно таковы) разница между Jew и Jewish представляется весьма чувствительной, и немецкие Юденгассе в ее понимании относятся именно к первому классу.
Кстати, антропологический вопрос: отчего это среди адептов ТНСИ так много евреек?
Но не думаю, что тут есть связь с упомянутыми праким тораниим. Моя версия - природа явления скорее талмудическая. Ведь всё ТНСИ держится исключительно на высасывании из пальца всевозможных толкований (а также толкований к толкованиям и толкований толкований к толкованиям). А в этом ремесле извилистый еврейский ум вне конкуренции.
Но это - в области теории ТНСИ - там вносят свою лепту в основном мужчины. Я же говорю именно о практике, об особой породе jewish-ТНСИ-women. Не говорите только, что Вам не приходилось наблюдать подобные экземпляры.
Видели ли Вы, к примеру, экспозицию в Помпиду? Ее можно смело назвать J.Pussy, пардон май френч. Такое впечатление, что практика jewish-ТНСИ-women выражается преимущественно в демонстрации мохнатой промежности, а это уже трудно объяснить... гм... талмудической традицией.
Осмелюсь высказать гипотезу: тут налицо соединение бравого феминизма с прискорбным отсутствием воображения (справедливо отмеченным и г-жой Хиллер).
И хорошо, дорогой Теодор. Я бы всех, к примеру, политиков поменял на женщин. Ведь хороший политик должен а) быть максимально безопасным для населения б) обладать звериным чутьем на людей и лошадиной работоспособностью в) звезд с неба не хватать, а напротив, похвальной приземленностью радовать.
Женщины куда лучше мужчин отвечают этим требованиям.
Но что касается искусства... - тут, увы. В искусстве, как ни крути, требуется воображение, а с этим у женского пола принципиальный затык. Возможно, ТНСИ потому-то и отличается таким унылым однообразием, что заправляют в нем преимущественно тетки - и не просто тетки, а jewish-ТНСИ-тетки. Вот и накрывается ТНСИ мохнатой помпидушной промежностью. Душераздирающее зрелище...
Знаете ли Вы, что людей с фантазией выше средней выгоняют с курсов летчиков? Причина проста: доверить машину стоимостью в 200 млн можно только тому, кто ВСЕГДА следует рутине. Наверное, и женщины обделены воображением по той же причине. Им ведь природа доверила вещь, которая куда дороже, чем F-16, - ребенка.