Этот пионер популярного ныне «коллаборативного искусства» еще в начале 70-х годов реализовал проекты в бедных пригородах, в закрытых ночных клубах, в среде токсикоманов. О нем пишет художник АНАСТАСИЯ РЯБОВА
Кто он такойСтивен Уиллатс (Stephen Willats, р. 1943, Лондон) никогда не был арт-звездой, популярным или скандально известным художником. Он не сенсационен, скорее крайне последователен и сосредоточен.
Читать!
Метод Уиллатса, выпускника курса Роя Эскота в Илингском колледже искусств, — междисциплинарная смесь кибернетики, бихевиоризма, когнитивистики и социологии. Весь этот инструментарий он использует в своих исследовательских проектах, балансирующих на грани науки, искусства и социального активизма. Работы Уиллатса не останавливаются на производстве описаний, дескриптивном анализе тех или иных явлений, они перформативны. Уиллатс нацелен на производство новых явлений в сфере социальных отношений целых групп и в повседневных пространствах жизни отдельных индивидов.
Что он делает
Его главная область — исследовательские проекты, реализованные в сотрудничестве с жителями одного дома или с целыми жилыми районами, пассажирами определенных станций метро, посетителями теннисных клубов, лондонскими ночными тусовщиками или токсикоманами из депрессивных районов, психогеографические прогулки по городу, поездки в пригороды или «когнитивные трипы». Но помимо этого Уиллатс делает графику, объекты и инсталляции, очерчивающие концептуальное поле, в котором будут находить свое основание его исследовательские проекты.
Рисование для него — это метод разработки идей, которые лягут в основу его последующих проектов. Почти каждый большой проект Уиллатса начинается с серии графических работ. Рисунок Уиллатса — постоянная осмысленная практика, а не компромисс с арт-рынком в виде производства сувенирной продукции, напоминающей о том или ином проекте. Уиллатс зачарован диаграммами, схемами и графиками — идеальной формой для воплощения абстрактных понятий из области социальных наук. По сути дела, Уиллатс разыгрывает на плоскости листа «большие маневры» для всех тех моделей, схем и структур, которые выйдут на улицы повседневной реальности в его больших проектах.
Обыденный предметный мир интересует его ничуть не меньше. Как «концептуальный дизайнер», Уиллатс проектирует мебель, делает лампы или исследует отношения монументальности современных жилых многоэтажек с мебелью, которая находится в квартирах их жителей.
С середины 60-х Уиллатс издает DIY-альманах «Контроль». Каждый номер сосредоточен на определенной теме и помимо текстов Уиллатса включает в себя высказывания актуальных художников, теоретиков, ученых. За более чем сорок лет существования этого издания его авторами были, в частности, Марта Рослер, Томас Хиршхорн, Джереми Деллер, Дженни Хольцер, Тони Крэгг, Аниш Капур, Лайам Гиллик, а также многие другие.
Исследования Уиллатса репрезентируются в виде проекций, фотоколлажей, схем и диаграмм, дополненных текстами участников проекта. Весь этот материал Уиллатс собирает на информационных стендах, которые устанавливает в публичных местах «пространства проекта». Многоступенчатые проекты Уиллатса не завершены, пока не возникает замкнутый цикл с обратной связью. Участник проекта, который наполняет его смыслом, должен увидеть результат как зритель, проследить превращение себя из объекта чужого внимания в субъект собственного восприятия и одновременно увидеть логику работы произведения искусства.
О чем все это
В начале 70-х Уиллатс отчетливо осознает, что сфокусированность современного искусства на материальном объекте не соответствует современному миру и обществу. Уиллатс отказывается от создания привилегированных арт-объектов в пользу развития процессуальных стратегий и стратегий участия, в более широком смысле названных произведениями «социального поворота». Он начинает заниматься «эстетикой взаимоотношений» до появления этого термина в теории Николя Буррио. Уиллатс отдаляется от галерейной системы и иногда отрицает авторство своих проектов, подчеркивая важность участия обычных людей в его практиках. В конце концов, его интересует конструирование события и реакции его участников — обычных людей, далеких от искусства в рутине своей повседневной жизни. Уиллатс создает для зрителей-соучастников пространства встречи с самими собой и своим социальным окружением, взгляд на которое под другим углом, по версии Уиллатса, начало пути к его изменению.
Образовательная, «самоорганизующая» функция искусства, постоянно пропагандируемая Уиллатсом в его работах, текстах и книгах, должна реализоваться в замене или дополнении доминирующего типа восприятия мира пониманием интегрирующего характера отношений между произведениями искусства, зрителем и социальной реальностью.
Кибернетический термин «фидбэк», понятие «обратной связи» принципиально для Уиллатса. Вместе с «искусством» и «обществом» он составляет триаду, которой можно исчерпывающе и лаконично, в духе уиллатсовских диаграмм, описать его художественную программу.
Часто Уиллатса называют в числе пионеров коллаборативного искусства взаимодействия и адресуют ему весь массив небезосновательной критики подобных художественных практик. Из работ Уиллатса невозможно изъять шестидесятнический пафос социальной утопии: искусство как программа изменения общества через соучастие. Он может упускать откровенно политический или экономический аспект тех ситуаций и сред, которые он исследует. Но это не результат непродуманности или непонимания, а следствие сосредоточенности Уиллатса на человеке и его экзистенциальных переживаниях в момент столкновения с комплексными и неоднозначными процессами в современном мире с середины прошлого века и до сего дня.
Главные работы
«Социальный проект для Западного Лондона» (The West London Social Resource Project, 1972—1973)
«Пространством проекта» на шесть недель становятся четыре района Западного Лондона. Населенные людьми с разным достатком, различающиеся условиями жизни и местной инфраструктуры, эти районы не граничат друг с другом и, как острова, со всех сторон окружены заросшими сорной травой пустошами. Жителям каждого из районов предлагается поучаствовать в проекте. На первом этапе они получают буклеты «Западный Лондон — руководство» (West London Manual), содержащие фотографии объектов социальной инфраструктуры их района: домов, улиц, магазинов, дворов, заборов, детских площадок. Участников просят сформулировать и записать в буклет свои ощущения, ассоциации и мысли по поводу каждого конкретного объекта, фотографии или социальной среды района в целом. Помимо публичных пространств их просят обратить внимание на свой дом, квартиру или комнату. «Нарисовать, описать, составить план того, что стоит у вас на каминной полке», находится в гостиной, в саду или на заднем дворе. Все материалы опроса собираются и размещаются в «Открытом реестре» (Public Register) — информационные стенды, установленные в библиотеках в каждом районе, — давая возможность местным жителям ознакомиться с ответами участников и попытаться соотнести их со своими собственными ощущениями. На следующем этапе участники получают буклет «Перепланировка» (Re-modelling Book), в котором они, ничем не ограничивая свою фантазию, предлагают варианты «перепланировки», изменения приватного пространства своих домов и публичного пространства их района так, чтобы оно отвечало нуждам их самих и их соседей. Буклеты копируются и дополняют уже существующие презентации в местных библиотеках. На данном этапе Уиллатс снабжает их урнами для голосования за те или иные модели преобразований. На заключительной стадии набравшие наибольшее количество голосов проекты собираются в книгу «Финальных моделей» (Final Models).
Одновременно Уиллатс организовал Центр бихевиористского искусства в пространстве лондонской галереи, где фиксировал всю динамику проекта в форме инсталляции «Открытый монитор» (Public Monitor). Ретранслируя дайджест документации проекта «вторичной аудитории» — посетителям галереи, не являющимся участниками проекта, или жителями районов, где он разворачивался.
«Социальный проект для Западного Лондона» — первый масштабный, длящийся во времени и полностью реализованный Уиллатсом проект. В дальнейшем он неоднократно будет возвращаться к теме современных урбанизированных пространств и сотрудничать с жителями домов, кварталов или целых жилых районов.
«Метафильтр» (Meta Filter, 1973—1975)
Метафильтр — это интерактивный симулятор, интерфейс, организующий и модерирующий коммуникацию двух участников. Метафильтр представляет собой систему из двух мониторов, снабженных устройствами ввода информации и справочными материалами, выстроенную таким образом, чтобы участники сидели напротив друг друга, но не видели своего собеседника.
Для того чтобы поучаствовать в проекте, нужно подать заявку на одну из двух каждодневных сессий. «Операторы» (термин C. Уиллатса) — два человека, незнакомые друг другу, — должны прийти к согласию в ответах на вопросы, касающиеся показываемых им метафильтром изображений.
Оба оператора одновременно видят фотографии людей (одного или нескольких). На снимках изображены женщины в различной обстановке, демонстрирующие фотографу те или иные жесты, сопровождающие коммуникацию. Далее каждый оператор выбирает слово или фразу из предложенного списка — тезаурус около 1000 слов — для описания эмоциональной и социальной динамики, которую они видят на фотографии. Как только операторы делают выбор, они вводят номер слова или фразы при помощи клавиатуры, таким образом вписывая свои ответы в Книгу проблем (Problem Book). Собеседник может видеть номер, который ввел другой оператор на своем дисплее. Оба участника вступают в отношения с метафильтром, и каждый — друг с другом с целью прийти к согласию в их впечатлениях от увиденного изображения. Метафильтр поддерживает процесс, в котором двое участников проходят через понимание восприятий друг друга, работая вместе ради поиска согласия.
Двенадцать групп изображений определяются выбором оператора. По ходу взаимодействия с метафильтром наборы изображений изменяются в зависимости от выбора, сделанного участниками. Если они не могут прийти к согласию в рамках одного набора, компьютер предлагает другой. После сессии хроника взаимодействий с метафильтром распечатывалась и дополняла экспозицию, документирующую процесс принятия решений. Испытывая азарт при угадывании чужих восприятий, участники проекта отправлялись в опосредованный метафильтром «когнитивный трип».
{-page-}
«Я не хочу быть как все» (I Don't Want To Be Like Anyone Else, 1977)
Для этой работы Уиллатс выделяет шесть основных способов восприятия человека обществом: статистическая единица, партнер, потребитель, рабочий, агент политических отношений и носитель творческого потенциала. Способы отношения общества к человеку рассматриваются с точки зрения давления, которое общество оказывает на людей согласно требуемой схеме поведения.
Во многих своих проектах Уиллатс использует женщину в качестве модели, так как, по его мнению, именно женщины находятся в социальной структуре нашего общества в наиболее уязвимом, подчиненном положении.
Работа представляет собой шесть панелей размером по 109 х 69 см. На каждой запечатлена модель Уиллатса в различных городских пространствах, которые потенциально являются зоной проблем и конфликтов. На это изображение он накладывает сетку-коллаж из фотографий и текстов, иллюстрирующих тот или иной тип реакции социальной среды на индивида и путей развития этой ситуации как в позитивном, так и в негативном ключе. Или принятие общественного давления, или неприятие и поиск альтернатив.
Девушка задает конкретный вопрос, например: «Я не хочу превратиться в робота у конвейера. Я могу найти здесь достойную работу, на которой я не чувствовала бы себя отчужденной?» Зритель может, как сквозь лабиринт, провести героиню к ее цели или проследить путь ее личного краха посреди депрессивной социальной среды.
«Пэт Перди и тайник токсикоманов» (Pat Purdy And The Glue Sniffers Camp, 1981)
В 1980 году Уиллатс возвращается в Лондон из Берлина, где он работал несколько лет. Он решает в очередной раз съездить в окраинные районы Западного Лондона. Здесь он знакомится с одним из жильцов. Пэт Перди родилась и выросла в одном из корпусов жилого комплекса Авондейл. Вместе они инициируют новую для Уиллатса стратегию разработки и производства проекта. По мере знакомства с Пэт, в ходе наблюдений за ее жизнью, обычными занятиями, досугом вырисовываются контуры будущей работы. Уиллатс фотографирует ее домашнюю обстановку, записывает беседы с Пэт, гуляет с девушкой на окружающих многоэтажки пустырях, еще не открытых для упорядоченной городской жизни.
Большую часть своего времени местные подростки проводят, вдыхая пары разогретого клея. На пустырях, в тайниках, устроенных в укромных местах, они сидят на автомобильных покрышках вокруг импровизированных очагов, где разогревается банка клея Evostick.
Пэт Перди предложила вместо фотографирования объектов, документирующих попытки людей убежать от удушающего детерминизма окружающей среды, использовать сами найденные объекты, а текст она могла бы вписать сама. После нескольких месяцев совместных усилий работа «Пэт Перди и тайник токсикоманов» была готова. Это четыре триптиха-фотоколлажа, которые повторяют путь из комнаты Пэт, через дырки в заборе, на пустырь к «тайнику», который Пэт называла «тайным местом» (Lurky Place).
Банка Evostick в мире плановой застройки окраин была функциональным предметом, связанным с ремонтом и восстановлением вещей, но, как только банку переносили через забор, она становилась центром дисфункционального ритуала. Так же молодые жители многоэтажек, пересекая границу-забор, бегали на пустыри в поисках какого-то другого, отличного от душной рутины будней в бетонных «коробках для обуви» смысла, наполняющего их время, меняющего контекст восприятия окружающей среды и самих себя.
Это не первый проект, в котором Уиллатс обращает свое внимание на эскапизм, находящий выражение в бегстве от мира на неразмеченные, свободные от социального кодирования территории урбанистических окраин, обустройство там «тайников», стоянок. Тремя годами раньше, в 1978-м, Стивен Уиллатс издал The Lurky Place Book.
«Ча-Ча-Ча-клуб» (Cha Cha Cha, 1982)
В конце 70-х — начале 80-х Уиллатс интересуется феноменом лондонских закрытых ночных клубов. Его привлекает инкапсулированность этих мест, их потенциал создания собственных культур и контекстов. Манифест «Ча-Ча-Ча-клуба» (одного из таких клубов) — «экстремальный отказ от общественных ценностей, отчужденность от идеалов существующего общества, нонконформизм и агрессивные отклоняющиеся коды одежды и поведения» — подтолкнул Уиллатса к созданию проекта Cha Cha Cha. Впервые эта работа была показана на выставке Insight the Night в галерее Лиссон в 1983 году. Существует также текст Уиллатса Insight the Night, впервые изданный на английском в 1982 году.
Cha Cha Cha формально представляет собой книгу. На обложке — захудалый вход в клуб, расположенный в арке под старой железной дорогой, в конце узкого переулка под вокзалом. Уиллатс пишет: «...здесь тебе не нужно притворяться. Ты можешь использовать ночь в качестве прикрытия, как плащ, чтобы быть тем, кем ты хочешь… Ча-Ча-Ча-клуб схватил дух нового поколения. Здесь было возможно все...».
На каждом развороте слева белая страница символизирует скучный мир дня, справа — черная сторона книги — свободный мир ночи. Уиллатс интервьюировал двух основателей «Ча-Ча-Ча-клуба», Скарлет и Майкла. Цитаты из бесед зафиксированы в книге. Слева их рассуждения о мире рутины в сопровождении фотографий объектов из их дневной жизни. Справа — фотографии, сделанные в клубе, и цитаты, связанные с ночной жизнью там.
В результате взаимодействия как с основателями, так и с посетителями клуба была создана еще одна работа, под названием «Достаточно ли ты хорош для Ча-Ча-Ча?» (Are you good enough for Cha Cha Cha?, 1982). Она была также показана на выставке Insight the Night в 1983 году. В 2002-м был опубликован текст Уиллатса «Are you good enough for Cha Cha Cha?».
Cha Cha Cha Club — один из немногих частных клубов, зафиксировавших собой чувственность и коды постпанк-движения начала 80-х. Его открывали на одну ночь в неделю. Здесь была строгая политика фейс-контроля. Скарлет задавала вопрос пришедшим: «Достаточно ли ты хорош для Ча-Ча-Ча?» Уиллатс вспоминает это как особенно тонкий момент в создании культурных границ панк-движения. Уиллатс исследовал клуб несколько месяцев. Он начал с того, что сидел в углу и наблюдал, потом фотографировал приходящих, предварительно объяснив, для чего он это делает, а затем собирал с пола все то, что оставалось после клубной ночи, и забирал к себе в мастерскую. Работая с клубными тусовщиками, Уиллатс относился к ним как к создателям конкретной ситуации. Он использовал свои обычные методы аудиозаписи, обсуждения, совместный отбор материалов, которые затем выкладывал на специальные панели, названные им «демократическими поверхностями», где нет представления о главном и второстепенном. Разнообразие материалов (рукописный текст, объекты и фотографии) отражает, по мнению Уиллатса, более «естественную реальность». Участники коллаборации, работавшие над проектом, имели право вето. На стендах была показана как клубная, так и повседневная жизнь субъектов, на триптихе изображены три разных аспекта клубной организации.
Одно из важных значений этой работы в том, что она дала Уиллатсу возможность найти отражение своей концепции социальной самоорганизации в современной молодежной культуре, которая целенаправленно интересовала его почти десять лет.
В эссе Capsules out of Control. Stephen Willats and the Heuristics of the Margins Том Холерт рассматривая манифесты контркультур и то, как они инкорпорированы в работы Уиллатса, пишет: «Уиллатс находит формы самоорганизации, которые сопротивляются господствующему миру вещей и детерминизму самоотчуждения, и утверждает свои собственные коды в побеге от рутины повседневной жизни современных районов, организовывая кемпинги на пустырях окраин городов, или в субкультурной атмосфере лондонской постпанк-сцены в ранние 80-е. Опять же, Уиллатс работает здесь очень тесно с аборигенами этого “параллельного мира”».
«Составная одежда» (Project Multiple Clothing, 1965—2008)
С середины 60-х Уиллатс фокусируется на одежде, которая, по его мнению, имеет огромное значение при межличностной коммуникации. Во время работы над этим проектом Уиллатс не называл себя художником, тогда ему ближе была идентичность концептуального дизайнера. Проект Multiple Clothing представляет собой индивидуальные модули одежды, в которых имеются прозрачные пластиковые карманы со вставленными в них «посланиями» на карточках; «послания» состоят из букв, слов и словосочетаний. Так одежда содействует установлению коммуникации и напрямую вовлечена в художественный процесс.
В своем эссе Multiple Clothing — art and clothing as Social Experiment Уте Мета Бауэр отмечает, что в «Одежде» Уиллатса можно постоянно переопределять свою идентичность. Уиллатс пытается создать интерактивное искусство в формате платья или пиджака и одновременно совершенствует предмет повседневной носки до состояния витрины, которая выражает наши мысли, настроение и отношение к окружающей действительности.
За долгую жизнь этого проекта Уиллатс изобрел огромное количество разнообразных моделей. Многочастные модульные наборы создавались вручную и продавались потом по цене обычной одежды. Многие идеи остались лишь в стадии эскиза.
Variable sheets (1965) — первый clothing kit, позволяющий человеку собрать его специально для себя. Здесь опять интересно было бы сослаться на Уте Мета Бауэр: «Противостоя авангардной моде того времени (платье “Мондриан” Ива Сен-Лорана или летняя коллекция того же года Пьера Кардена), чьей целью было маркировать новое общество, Уиллатс видит одежду постоянно меняющейся, в качестве проводника интерактивной коммуникации, который призван доносить ваше внутреннее состояние до незнакомых людей». Идея базируется на альтернативной социальной сети между людьми, организуемой посредством специально разработанной художником одежды. В проекте Multiple Clothing каждый носящий эти объекты может стать частью художественного процесса и активным участником перформативной коммуникации.
Коллекция одежды Уиллатса также включает в себя сумку и шлем (1998). Такая одежда представляет собой в формальном смысле знамена, несомые демонстрантами, или же флагштоки, в которые предложенный вариант знамен можно вставить. Однако эта одежда ничего не утверждает, она лишь создает условия для коммуникации. И носители одежды, и зрители могут вставлять карточки со словами «дикий», «открытый», «богатый», «пустой», «сексуальный» в предметы одежды Multiple Clothing, менять их или писать на белых табло, прикрепленных к одежде. В итоге получается активная тройственная коммуникация между художником, носителем одежды и зрителем.
В наборе New Direction (1991) карточки со словами могут быть вставлены в прозрачные карманы. В платье Open System (1991) слова составляются из набора карточек с буквами. В With personal display (1997) карточки со словами извлекались из нагрудного кармана и закреплялись в специальных секциях на одежде. В работе Kinetic Modules (1991) Уиллатс добавляет карманы, наполненные масляной краской, которая постепенно нагревается, пока одежда носится, и прикрывает слова, как вуаль. В Creative Noise (1997) он даже добавил акустические эффекты для дополнительных коммуникационных возможностей.
Здесь можно посмотреть большую подборку фотографий и видеодокументаций этого проекта, а также дополнительную информацию о нем. Есть целая книга, написанная Уиллатсом, посвященная этому проекту. Издана она в Германии в 2000 году и называется Multiple clothing: designs 1965—1999.
Стивен Уиллатс в интернете
Официальный сайт художника, неплохая подборка как произведений автора, так и его текстов
Статья о Стивене Уиллатсе в английской «Википедии»
Сайт журнала Control, редактором и издателем которого Стивен Уиллатс является с 1965 года. Журнал издается как альманах один или два раза в год. Здесь печатаются художники, теоретики, критики.
Фильм A State of Agreement, основанный на материалах беседы с профессором Эндрю Вилсоном, позволяет многое прояснить в позициях и методах Стивена Уиллатса (2007)
Интервью Ханса Ульриха Обриста со Стивеном Уиллатсом
Читать!
Если вы не знаете, что такое Behavioural Art, тогда вам сюда
Статьи на русском языке, где так или иначе упоминается имя Стивена Уиллатса
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451823
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343430
- 3. Норильск. Май 1268743
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897713
- 5. Закоротило 822174
- 6. Не может прожить без ирисок 782650
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759434
- 8. Коблы и малолетки 741010
- 9. Затворник. Но пятипалый 471594
- 10. ЖП и крепостное право 407976
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403232
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370606