Вы, зритель, являетесь частью публики, которая (особенно перед Новым годом) не очень-то важна для моей карьеры, поэтому я не собираюсь показывать здесь более значимые работы.
Экзистенциальные переживания и ироничные наблюдения как успешный метод покорения Запада
Кто он такойБолгарин Недко Солаков (Nedko Solakov) — один из наиболее востребованных и успешных на Западе восточноевропейских художников. Он родился в 1957 году в болгарском городе Червен-Бряг, в 1981 году окончил Софийскую художественную академию по классу настенной живописи, а в 1985—1986-м учился в Nationaal Hoger Instituut voor Schone Kunsten в Антверпене. Накануне падения Восточного блока он перешел от станковой живописи к концептуальным объектам. В 1986 году вместе с коллегами-живописцами организовал группу «Город» и провел одноименную выставку без картин, где были показаны только объекты и инсталляции. Начиная со Стамбульской биеннале 1992 года Недко Солаков стремительно завоевывает Запад и мир — Aperto в Венеции в 1993-м, биеннале в Сан-Паулу в 1994-м, «Манифеста-1» в Роттердаме в 1996-м. Его популярность растет как снежный ком: Солаков участвует во множестве групповых выставок и биеннале, а в 2007-м, после 52-й Венецианской биеннале (где он был удостоен «Почетного упоминания») и «Документы-12», становится одним из ведущих мировых художников. Солаков работает в основном по приглашению европейских и международных кураторов, поскольку на родине найти деньги на его проекты почти невозможно. В родной Болгарии Солаков выставляется не часто, в прошлом году у него была большая ретроспектива, первая за двадцать лет (в 1990-е удавалось показать лишь скромные проекты). Он активно участвует в работе независимого Института современного искусства Софии (возглавляемого Ярой Бубновой) и всячески стремится помочь местной ситуации. В 1999 году Солаков инициировал выставку Locally Interested — умное и теплое знакомство с ведущими мировыми художниками, такими как Даглас Гордон, Питер Коглер, Олег Кулик, Пипилотти Рист, Риркрит Тиравания и Ури Цайг, о которой писала в «ХЖ» Мила Бредихина. В 2001 году художник сыграл роль в фильме Олега Мавромати «Самое большое кюфте в мире».
Что он делает
У Недко Солакова есть любимые медиа, но нет узнаваемого почерка, если не считать его собственный почерк, которым написаны на стене его истории-рассказы, являющиеся неотъемлемым компонентом многих работ. Солаков делает рисунки, объекты, инсталляции и видео, а также устраивает перформансы и интервенции в общественном пространстве. Стилистически его работы напоминают то графику Пепперштейна, то объекты Тишкова, но в отличие от казуса с русскими художниками, которые продолжают оставаться очень изолированными, все это оказалось актуальным и необыкновенно востребованным западной и интернациональной художественной сценой.
О чем все это
Солаков ставит перед западной институциональной системой обезоруживающе прямые, подчас провокативные вопросы, хотя его ироничный и лирический голос не позволяет назвать художника радикалом. Как правило, даже в тех случаях, когда речь идет о персональных мифах, они легко могут быть поняты в любой точке земного шара и связаны с актуальными проблемами человечества. Трогательная наивность и остроумная дерзость странным образом уживаются в его работах, представляющих редкий микс критики и лирики. Солаков говорит на экзистенциальные «вечные» темы с помощью ярких и ясных метафор. Он часто играет с ожиданиями зрителя и вообще с тем контекстом, в котором создаются и выставляются его работы. Художник говорит: «Я верю, что через юмор и сарказм затрагиваю действительно важные темы». Сайт Московской биеннале пишет, что его работы «многосмысловы», но, кажется, речь идет о парадоксальности, двусмысленном сочетании иронии и серьезности, хитрости и открытости.
Главные проекты
«Совершенно секретно» (Top Secret). 1989—1990
Наиболее известный проект Солакова, выполненный в форме персонального архива, представляет собой исповедь художника, признающегося в сотрудничестве с органами болгарской госбезопасности. В молодости Солакова действительно угораздило стать информатором примерно на восемь лет, а в 1983-м он сам вышел из игры. К 1989 году он считал этот факт своей биографии постыдной тайной и, хотя никакое официальное разоблачение ему не грозило, решил разоблачить себя сам в такой артистической форме. Сам ящик с карточками представлял собой рукописную картотеку с разными историями и рисунками, реальных документов в нем не было — поверить художнику можно было только на слово. Созданный на волне бархатной революции 1989 года, этот проект был показан в Софии весной 1990-го и вызвал бурную реакцию общественности. В местной печати был опубликован подробный исповедальный текст, который с тех пор сопровождает проект, ставший иконой своего времени — эпохи падения коммунизма и развала Восточного блока. После этого проект, в частности, выставлялся на «Документе-12» (2007) в сопровождении видео, где Солаков зачитывает свои карточки.
«Новый Ноев ковчег» (New Noah’s Ark). 1991—1992
История о том, как однажды утром некоему современному Ною явились на полу его ванной загадочные существа из другого, погибшего мира. Под подушкой он находит камень со словом «ты» и получает указание спасти их (а отнюдь не свой мир, обреченный на гибель в тот же день). Гранитный камень, дюжина акварельных рисунков с изображением ковчега, шумовая музыка и около сотни ярко раскрашенных пластиковых существ, предназначенных к чудесному спасению, составили первую большую нарративную инсталляцию художника, которая была показана на 3-й Стамбульской биеннале (1992) и положила начало его стремительной международной карьере.
«Жизнь (черное и белое)» / A Life (Black and White). 1998
Еще один хит Солакова; эта инсталляция пользуется фантастическим успехом (на 2-й Московской биеннале в 2007 году она была показана в семнадцатый раз). На сайте художника есть подробная инструкция о том, как нужно выставлять эту работу, а весь ее тираж в количестве пяти экземпляров находится в музейных и частных коллекциях. Два маляра, следуя друг за другом, красят стены выставочного зала по кругу, один белой краской, а другой следом — черной. Доступность метафоры о том, что жизнь — чередование черных и белых полос, и аналогия с бесконечным взаимопоглощением Инь и Ян, а также модная процессуальность делают «Жизнь» идеальным примером «биеннального» искусства. В Москве эти отделочные работы, организованные художником, иронично перекликались с самой площадкой — свежевыстроенными и неотделанными пространствами башни «Федерация».
«Заявление» (Announcement). 1999
После тридцатилетнего отсутствия Болгарии в ряду стран — участниц Венецианской биеннале куратору Яре Бубновой и художнику Недко Солакову удалось добиться участия Болгарии в официальной программе биеннале 1999 года. Реализованный Солаковым официальный проект представлял собой 15 тысяч открыток и 200 маек с изображением болгарского флага, надпись на котором на трех языках гласила: «Очень важное сообщение. После почти 30-летнего отсутствия в ряду официальных участников Венецианской биеннале Республика Болгария имеет честь заявить о собственном участии в следующей биеннале в 2001 году». К сожалению, обещанного не случилось, и у Болгарии по-прежнему нет своего павильона, как у многих других восточноевропейских стран. А своим проектом Солаков положил начало целой череде ироничных художественных высказываний на тему болгарской культурной политики.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Большое спасибо за материал. Еще один достойный представитель современного искусства не останется без внимания начинающих искусстволюбителей.
-
Отличная статья. Во-первых, четко структурированная. Во-вторых, очень информативная. В-третьих, аффтар умер в своем персонаже, что, к сожалению, бывает так редко. Обычно арт-критики используют художника, о котором пишут, как фон для рассказа о себе, любимых. Здесь этого нет. Ну и персонаж достойный - работы Солакова на любой мегавыставке выделяются своей "вещностью", продуманностью, уважением к зрителю.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17829375
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6724334
- 3. Норильск. Май 1293584
- 4. ЖП и крепостное право 1117496
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907055
- 6. Закоротило 837166
- 7. Не может прожить без ирисок 832227
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790968
- 9. Коблы и малолетки 766224
- 10. Затворник. Но пятипалый 507924
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441895
- 12. «Роботы» против Daft Punk 408929