Вы, зритель, являетесь частью публики, которая (особенно перед Новым годом) не очень-то важна для моей карьеры, поэтому я не собираюсь показывать здесь более значимые работы.
Экзистенциальные переживания и ироничные наблюдения как успешный метод покорения Запада
Кто он такойБолгарин Недко Солаков (Nedko Solakov) — один из наиболее востребованных и успешных на Западе восточноевропейских художников. Он родился в 1957 году в болгарском городе Червен-Бряг, в 1981 году окончил Софийскую художественную академию по классу настенной живописи, а в 1985—1986-м учился в Nationaal Hoger Instituut voor Schone Kunsten в Антверпене. Накануне падения Восточного блока он перешел от станковой живописи к концептуальным объектам. В 1986 году вместе с коллегами-живописцами организовал группу «Город» и провел одноименную выставку без картин, где были показаны только объекты и инсталляции. Начиная со Стамбульской биеннале 1992 года Недко Солаков стремительно завоевывает Запад и мир — Aperto в Венеции в 1993-м, биеннале в Сан-Паулу в 1994-м, «Манифеста-1» в Роттердаме в 1996-м. Его популярность растет как снежный ком: Солаков участвует во множестве групповых выставок и биеннале, а в 2007-м, после 52-й Венецианской биеннале (где он был удостоен «Почетного упоминания») и «Документы-12», становится одним из ведущих мировых художников. Солаков работает в основном по приглашению европейских и международных кураторов, поскольку на родине найти деньги на его проекты почти невозможно. В родной Болгарии Солаков выставляется не часто, в прошлом году у него была большая ретроспектива, первая за двадцать лет (в 1990-е удавалось показать лишь скромные проекты). Он активно участвует в работе независимого Института современного искусства Софии (возглавляемого Ярой Бубновой) и всячески стремится помочь местной ситуации. В 1999 году Солаков инициировал выставку Locally Interested — умное и теплое знакомство с ведущими мировыми художниками, такими как Даглас Гордон, Питер Коглер, Олег Кулик, Пипилотти Рист, Риркрит Тиравания и Ури Цайг, о которой писала в «ХЖ» Мила Бредихина. В 2001 году художник сыграл роль в фильме Олега Мавромати «Самое большое кюфте в мире».
Что он делает
У Недко Солакова есть любимые медиа, но нет узнаваемого почерка, если не считать его собственный почерк, которым написаны на стене его истории-рассказы, являющиеся неотъемлемым компонентом многих работ. Солаков делает рисунки, объекты, инсталляции и видео, а также устраивает перформансы и интервенции в общественном пространстве. Стилистически его работы напоминают то графику Пепперштейна, то объекты Тишкова, но в отличие от казуса с русскими художниками, которые продолжают оставаться очень изолированными, все это оказалось актуальным и необыкновенно востребованным западной и интернациональной художественной сценой.
О чем все это
Солаков ставит перед западной институциональной системой обезоруживающе прямые, подчас провокативные вопросы, хотя его ироничный и лирический голос не позволяет назвать художника радикалом. Как правило, даже в тех случаях, когда речь идет о персональных мифах, они легко могут быть поняты в любой точке земного шара и связаны с актуальными проблемами человечества. Трогательная наивность и остроумная дерзость странным образом уживаются в его работах, представляющих редкий микс критики и лирики. Солаков говорит на экзистенциальные «вечные» темы с помощью ярких и ясных метафор. Он часто играет с ожиданиями зрителя и вообще с тем контекстом, в котором создаются и выставляются его работы. Художник говорит: «Я верю, что через юмор и сарказм затрагиваю действительно важные темы». Сайт Московской биеннале пишет, что его работы «многосмысловы», но, кажется, речь идет о парадоксальности, двусмысленном сочетании иронии и серьезности, хитрости и открытости.
Главные проекты
«Совершенно секретно» (Top Secret). 1989—1990
Наиболее известный проект Солакова, выполненный в форме персонального архива, представляет собой исповедь художника, признающегося в сотрудничестве с органами болгарской госбезопасности. В молодости Солакова действительно угораздило стать информатором примерно на восемь лет, а в 1983-м он сам вышел из игры. К 1989 году он считал этот факт своей биографии постыдной тайной и, хотя никакое официальное разоблачение ему не грозило, решил разоблачить себя сам в такой артистической форме. Сам ящик с карточками представлял собой рукописную картотеку с разными историями и рисунками, реальных документов в нем не было — поверить художнику можно было только на слово. Созданный на волне бархатной революции 1989 года, этот проект был показан в Софии весной 1990-го и вызвал бурную реакцию общественности. В местной печати был опубликован подробный исповедальный текст, который с тех пор сопровождает проект, ставший иконой своего времени — эпохи падения коммунизма и развала Восточного блока. После этого проект, в частности, выставлялся на «Документе-12» (2007) в сопровождении видео, где Солаков зачитывает свои карточки.
«Новый Ноев ковчег» (New Noah’s Ark). 1991—1992
История о том, как однажды утром некоему современному Ною явились на полу его ванной загадочные существа из другого, погибшего мира. Под подушкой он находит камень со словом «ты» и получает указание спасти их (а отнюдь не свой мир, обреченный на гибель в тот же день). Гранитный камень, дюжина акварельных рисунков с изображением ковчега, шумовая музыка и около сотни ярко раскрашенных пластиковых существ, предназначенных к чудесному спасению, составили первую большую нарративную инсталляцию художника, которая была показана на 3-й Стамбульской биеннале (1992) и положила начало его стремительной международной карьере.
«Жизнь (черное и белое)» / A Life (Black and White). 1998
Еще один хит Солакова; эта инсталляция пользуется фантастическим успехом (на 2-й Московской биеннале в 2007 году она была показана в семнадцатый раз). На сайте художника есть подробная инструкция о том, как нужно выставлять эту работу, а весь ее тираж в количестве пяти экземпляров находится в музейных и частных коллекциях. Два маляра, следуя друг за другом, красят стены выставочного зала по кругу, один белой краской, а другой следом — черной. Доступность метафоры о том, что жизнь — чередование черных и белых полос, и аналогия с бесконечным взаимопоглощением Инь и Ян, а также модная процессуальность делают «Жизнь» идеальным примером «биеннального» искусства. В Москве эти отделочные работы, организованные художником, иронично перекликались с самой площадкой — свежевыстроенными и неотделанными пространствами башни «Федерация».
«Заявление» (Announcement). 1999
После тридцатилетнего отсутствия Болгарии в ряду стран — участниц Венецианской биеннале куратору Яре Бубновой и художнику Недко Солакову удалось добиться участия Болгарии в официальной программе биеннале 1999 года. Реализованный Солаковым официальный проект представлял собой 15 тысяч открыток и 200 маек с изображением болгарского флага, надпись на котором на трех языках гласила: «Очень важное сообщение. После почти 30-летнего отсутствия в ряду официальных участников Венецианской биеннале Республика Болгария имеет честь заявить о собственном участии в следующей биеннале в 2001 году». К сожалению, обещанного не случилось, и у Болгарии по-прежнему нет своего павильона, как у многих других восточноевропейских стран. А своим проектом Солаков положил начало целой череде ироничных художественных высказываний на тему болгарской культурной политики.
{-page-}
«На крыле» (On the Wing). 1999
На крыльях шести самолетов «Боинг-737» из парка люксембургской авиакомпании LUXAIR художник разместил 14 текстовых посланий, обращенных к случайному пассажиру, смотрящему в иллюминатор. Например: «Под этим самым крылом одна маленькая дождевая капля повисла на серебре металла… где-то рядом с колесом… Она счастлива. Почему? Потому что она хочет поскорее упасть на ту снежную гору, где живет ее дорогая кузина. Это одни из лучших снежинок в мире». Устанавливая интимный контакт со зрителем, Солаков как бы преодолевает отчуждение публичного пространства, осуществляя психологическую помощь в субъективно травматичной ситуации. Сам художник терпеть не может самолеты и старается летать как можно реже. Свою сублимацию страха он продолжил в 2003 году в проекте « Страх», когда летал с зажатыми в ладонях кусочками глины, чтобы потом выставить их как своеобразную археологию современности в сопровождении посадочных талонов.
«Эль Булгаро» (El Bulgaro). 2000
Если какие-то сравнения Солакова с Ильей Кабаковым (которые иногда делают) и оправданны, то как раз в случае данного проекта, где Солаков тоже придумал художника-персонажа. Загадочный Эль Булгаро, работы которого современный зритель якобы знает лишь по грубым поздним копиям, — современник Эль Греко, но на самом деле он оказывается альтер эго знаменитого грека, поскольку тот был болгарином по бабушке. Кроме того, выясняется, что Эль Греко страдал лунатизмом и в полнолуние Эль Булгаро в нем побеждал и вместо вытянутых и извивающихся фигур изображал полнотелых, сплющенных и угрюмых людей. Это один из тот редких случаев, когда Солаков говорит о своих национальных корнях и делает это с неизменным чувством юмора в отношении истории искусства.
«Наглое искусство» (Insolent Art). 2000
В Москве, где художник бывал неоднократно, был дан старт его серии проектов «Наглое искусство». Накануне Нового года на стене московской галереи «Риджина» Солаков написал черным фломастером по-английски: «Вы, зритель, являетесь частью публики, которая (особенно перед Новым годом) не очень-то важна для моей карьеры, поэтому я не собираюсь показывать здесь более значимые работы». Утверждение из серии «врать только правду», ведь, строго говоря, новогодний зритель московской галереи действительно не так важен для карьеры. Однако будь это в самом деле так, художник мог бы и не приезжать, чтобы написать эту фразу. В интервью он признался, что особенно нагло эта фраза выглядит в Москве в устах болгарина, ведь его страна в советские годы воспринималась скорее как шестнадцатая республика. Впоследствии этот проект демонстрировался в Касселе, Базеле и других городах, всегда с одним и тем же текстом, за исключением уточнения в скобках, которое варьировалось. Обезоруживает здесь скорее не наглость, а лаконизм, способность одной фразой так много сказать о современной арт-системе.
«Сделка» (The Deal). 2002
Этот проект был сделан по инструкции художника для выставки «Пьедестал мира», организованной в партнерстве с датским Институтом бизнеса и технологий. Своим датским коллегам Солаков поручил разменять 1000 датских крон на доллары и обратно на кроны, потом снова на доллары и обратно, и так далее, пока вся сумма не будет растрачена на комиссионные сборы и разницу в курсах. Абсурдная трата наглядно показывает, куда исчезают деньги в современном мире, и это особенно понятно восточным европейцам (художникам, интеллектуалам и не только), которые часто вынуждены зарабатывать деньги вдали от дома. Вместе с тем это еще и метафора так называемого культурного обмена, который обречен на ощутимую утрату смысла при переводе. Видеодокументация этого перформанса была показана в Москве на прошлогодней московской выставке « От идеологии к экономике. Современное болгарское искусство 20 лет спустя», о которой рассказывал OPENSPACE. RU
«Переговоры» (Negotiations). 2003
Как явствует из рукописного текста на стене Dvir, эта престижная галерея предложила художнику сделать выставку в Тель-Авиве, но, будучи довольно трусливым, он опасался ехать из-за напряженной обстановки в регионе. Как болгарский гражданин, он решил обратиться к представителям израильского государства и Палестинской Автономии в Болгарии с просьбой о двустороннем прекращении огня на время проведения его выставки в Израиле осенью 2003 года. Солаков задокументировал соответствующие переговоры с израильским и палестинским дипломатами и показал их на выставке на двух мониторах, расположенных друг против друга. Так что искусство иногда может то, на что не способна дипломатия.
«Искусство и жизнь (в моей части мира)» / Art and Life (in my part of the world). 2005
Иногда непросто понять, как художнику удается соблазнить серьезных международных кураторов историями каких-то будто бы одушевленных и по-человечески уязвимых вещей. Например, на Стамбульской биеннале, посвященной городскому пространству, Солаков разместил в руинированном Denis Palais инсталляцию, неотъемлемой частью которой снова стал рассказ на стене. Это была история одной работы, которая решила предстать на выставке наилучшим образом и, желая затмить остальные, устроила ремонт и взгромоздилась на вершину специально для нее выстроенной конструкции. Однако жизнь распорядилась иначе: на самом деле шесть из семи посетителей сразу проходят к окну, чтобы оценить вид на Золотой Рог, потом с секунду осматривают комнату и выходят, и тогда все обиженные картины испытывают счастье. Немногим художникам хватает самоиронии тематизировать свою неспособность конкурировать с отличным видом из окна!
«Дискуссия (собственность)» / Discussion (Property). 2007
Выставленный в основном проекте 52-й Венецианской биеннале и удостоенный «Почетного упоминания» проект представил в виде инсталляции историю многолетней русско-болгарской полемики по поводу незаконного производства в современной Болгарии автомата Калашникова (АК-47). Если раньше болгарский завод «Арсенал» производил «калашниковых» по лицензии, выданной СССР для вооружения Восточного блока, то теперь производство и экспорт оружия в страны НАТО вызывает беспокойство России об «упущенной выгоде». Чем на самом деле закончится эта конфликтная ситуация, неизвестно, но Солаков предположил, что болгары могли бы указать России на бесплатно заимствованную у них кириллицу. Сам Недко в своих работах кириллицей почти не пользуется, вот и в этой инсталляции видеоинтервью с представителем болгарского оружейного завода, гиперреалистичные рисунки современного болгарского оружия и старенький АК-47 соседствуют с трафаретными Ж, З, Щ, Ц, Ъ, Ы, Э, Ю, Я и рукописным рассказом по-английски.
Выставки
Недко Солаков участвовал в Венецианских биеннале в 1993, 1995, 1999, 2001, 2003 и 2007 годах, в Стамбульской биеннале в 1992, 1995, 2005 годах, в биеннале в Сан-Паулу (1994), «Манифесте-1» (1996), биеннале в Кванджу (1997, 2002), Лионской биеннале (2000), Севильской биеннале (2006), Московской биеннале (2007), «Документе-12» (2007), Сиднейской биеннале (2008), Новоорлеанской биеннале (2008) и многих других крупных международных выставках. Внушительный список!
В последние годы он провел персональные выставки в лиссабонском Chiado Museum, мадридском Reina Sofia Museum, амстердамской De Appel Foundation, цюрихском Kunsthaus, туринском Castello di Rivoli. Большая ретроспектива Солакова Nedko Solakov. A 12 1/3 (and even more) Year Survey в 2003—2005 годах была показана в Rooseum Center в шведском Мальмо, в люксембургском Forum d’art Contemporain и O.K. Centrum für Gegenwartskunst в австрийском Линце. А его проект _motions в 2008—2009 годах был представлен в Kunstmuseum в Бонне, Kunstmuseum в Сент-Галлене и Mathildenhoehe в Дармштадте.
В прошлом, 2009 году у Солакова прошла первая за последние двадцать лет большая персональная выставка в Софии. Ретроспектива в Софийской городской художественной галерее, размещенная на площади 1000 квадратных метров, включила все знаковые работы Солакова от «Совершенно секретно» до серии рисунков, показанных на «Документе-12», «99 страхов». Ее кураторы Мария Василева и Яра Бубнова показали все главные проекты Солакова в сопровождении документальных материалов, эскизов художника, фотографий из разных выставочных версий одного проекта, создав некую тотальную инсталляцию, посвященную Солакову и его творчеству.
Недко Солаков в интернете
Официальный или неофициальный сайт художника
На сайте художника большая кнопка ведет на официальный сайт, маленькая — на неофициальный. Нажимая на большую, оказываешься в разделе UNDER CONSTRUCTION, подробно перечислены организации, которые могли бы сделать этот сайт — Министерство культуры, Институт искусствознания при Болгарской академии наук, Национальная художественная галерея, Музей современного искусства, Национальная академия изящных искусств и т.д. В итоге сам сайт художника, конечно, содержится под «неофициальной» кнопкой — это весьма остроумный комментарий о самом понятии официального, которое для художника из бывшего Советского блока неизбежно содержит критическое отношение и неоправданные надежды.
Итальянская галерея Continua с филиалом в Пекине
Берлинская галерея Arndt
Галерея Dvir
Галерея Минини в Брешии
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Большое спасибо за материал. Еще один достойный представитель современного искусства не останется без внимания начинающих искусстволюбителей.
-
Отличная статья. Во-первых, четко структурированная. Во-вторых, очень информативная. В-третьих, аффтар умер в своем персонаже, что, к сожалению, бывает так редко. Обычно арт-критики используют художника, о котором пишут, как фон для рассказа о себе, любимых. Здесь этого нет. Ну и персонаж достойный - работы Солакова на любой мегавыставке выделяются своей "вещностью", продуманностью, уважением к зрителю.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3448354
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340549
- 3. Норильск. Май 1268472
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897657
- 5. Закоротило 822068
- 6. Не может прожить без ирисок 781977
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758527
- 8. Коблы и малолетки 740805
- 9. Затворник. Но пятипалый 471056
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402953
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370382
- 12. ЖП и крепостное право 345038