Создать ситуацию сомнения, неустойчивости, заставить человека стать таким, каким он сам себя не знает, – вот его творческий метод.

Оцените материал

Просмотров: 43246

Карстен Хёллер и его инструменты сомнения

Наталия Приходько · 28/01/2010
Его инсталляции заставляют зрителя колебаться — душевно, умственно и физически

Имена:  Карстен Хёллер

©  Rex Features / Fotobank

Карстен Хеллер. Полигон, деталь инсталляции. 2006

Карстен Хеллер. Полигон, деталь инсталляции. 2006

Кто он такой

Карстен Хёллер (Carsten Höller) вступил на художественную сцену в 1990-е годы и является одним из главных представителей искусства этого десятилетия — так называемой «эстетики отношений» (relational aesthetics; термин изобретен куратором и теоретиком Никола Буррио). В рамках «эстетики отношений» материальное воплощение проекта не так важно, как система коммуникаций, в которую оно вовлекает зрителя. Причем эти коммуникации не столько сообщают некую информацию, сколько говорят о невозможности или трудности ее получить. Первые работы Хёллера были посвящены теме «безопасности» (security) и, конечно же, представляли опасность, прежде всего для маленьких детей: качели на краю обрыва («Нелегко быть малышом») или электрическая розетка с разложенными вокруг нее конфетами в качестве приманки («220 вольт»), — некая игра с инсталляциями Феликса Гонзалеса-Торреса. До этого он изучал фитопатологию, агрономическую энтомологию и прочие биологические дисциплины, специализируясь на поведении насекомых (диссертацию он написал о воздействии на них запахов). На него повлияли работы британского биолога Ричарда Докинза, который пишет о генах и эволюции. Одна из идей ученого заключается во влиянии генов на окружение организма. Научный опыт Хёллера, увенчанный докторской степенью, определил и направление его художественного творчества. Исследовательский интерес к теме восприятия и механизмов воздействия на перцептивную систему человека является основой его произведений.

Хёллер, немец по происхождению, родился в Брюсселе в 1961 году. Учился он в Германии, сейчас живет и работает в Стокгольме. Представлял Швецию вместе с Мириам Бекстрём (Miriam Bäckström) на 51-й Венецианской биеннале. В 2008 году Хёллер открыл собственный клуб в Лондоне, который тоже был своеобразным арт-проектом и просуществовал восемь месяцев. Ежегодно он принимает участие более чем в десятке выставок.

©  REUTERS / Toby Melville

Карстен Хеллер

Карстен Хеллер

Что он делает

Инсталляции Карстена Хёллера представляют собой всевозможные устройства и механизмы, требующие участия зрителя. Сами по себе они еще не являются законченным произведением, но, вступая в контакт с человеком, производят различные эффекты, провоцирующие иллюзии, видения, головокружение и прочие не всегда предсказуемые реакции тела. Он сам называет их «инструментами сомнения», или замешательства (confusion machines).

Хёллер создает световые инсталляции, варьируя форму, расположение, частоту и способ мерцания световых элементов. Он строил «Дома» (в соавторстве с Розмари Трокель) для совместного обитания людей и различных представителей фауны. Увлеченный образами парка аттракционов, он конструирует собственные карусели, манежи и спиралевидные спусковые горки. В числе других самых разнообразных его работ — цветные скульптуры животных, комнаты с зеркалами, «психо»-резервуар с соленой водой, позволяющий почувствовать невесомость тела, а также несколько фильмов, в том числе созданных в сотрудничестве с Филиппом Паррено, Риркритом Тираваньей и некоторыми другими художниками.

О чем все это

Искусство для Карстена Хёллера — это сфера эксперимента с чувственным восприятием человека. Трансформируя его посредством своих инсталляций, художник позволяет по-новому взглянуть на мир и почувствовать самого себя. Он не создает образы, которые можно созерцать на расстоянии, но внедряется непосредственно в тело зрителя.

Инсталляция выстраивает определенные физические ощущения, но каждый человек, в силу индивидуальности организма, переживает их по-своему. Работы художника дестабилизируют взгляд, отнимают равновесие и заставляют потеряться в пространстве. Создать ситуацию сомнения, неустойчивости, заставить человека стать таким, каким он сам себя не знает, — вот его творческий метод. Однако полученный опыт в лучших работах Хёллера — не просто аттракцион, но и способ поставить те или иные вопросы, вдохновить зрителя на определенные размышления.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • soroka· 2010-02-01 18:56:47
    "Одна из идей ученого заключается во влиянии генов на окружение организма." - не наоборот ли?
  • arist· 2010-02-06 11:55:46
    Клевый арток.
Все новости ›