Там же зайцы плавали в гробу, по бассейну. А здесь они выскочили из гроба, и их ведут куда-то музыканты, понимаешь?
«Темное пространство расползается по углам. Это русские дела»
ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ вместе с классиком концептуализма подробно разобрала двойную выставку его товарищей – Юрия Альберта, Виктора Скерсиса и Андрея Филиппова
Екатерина Дёготь. Я была вчера на выставке на Мытной. И ты тоже был, как я понимаю. Как твои впечатления?Андрей Монастырский.
Читать!
Е. Д. Ну о-кей, то — плохое, а это — хорошее. Но можно как-то конкретизировать…
А. М. Да нет, я не считаю, что курьез, дизайн — это плохо. Наоборот, я всегда с интересом смотрю и то и другое. Например, я был на открытии «Гаража». Там же чистый курьез. Простые метафоры для народа, птички разные, ящерицы. Я с огромным удовольствием, как в зоопарке или балагане, смотрю такие вещи. Но это ложится совершенно на другой горизонт понимания. Не на тот, где находится искусство.
Е. Д. Но здесь же тоже все довольно курьезно. Плавают по воде палитры с газовыми горелками, какие-то стоят будочки, сиськи нарисованы.
А. М. То, как плавают палитры, — это как раз самый простой пласт этой выставки. Это на Клода Моне у него (Андрея Филиппова — OS) реминисценции. На «Кувшинки». Но будочки и вообще ощущение, что выстроено некое, как говорит Лейдерман, приращение смыслов, — это очень важно.Что значит приращение смыслов? Когда оно возможно? Только когда есть большая доля непонимания. Когда ты не понимаешь работу. Если тебе работа понятна сразу, на сто процентов, если это простая метафора — приращения не происходит. Никакой эстетической работы в твоем сознании, в твоих чувствах нет.
Е. Д. Так ты считаешь, что в этой инсталляции можно постараться, и смыслы прирастут, да? Но как это сделать? Где та дверь, через которую можно войти?
А. М. Когда тебе показывают что-то непонятное, ты, желая понять, становишься активным реципиентом. А когда тебе показывают ящерицу, ползающую по песку, ты не становишься активным реципиентом. Должна быть большая доля непонимания, иначе это не будет искусство.
Е. Д. Но про ящериц при желании можно что-то понять, а здесь — никогда и ничего. Я должна сказать, что смотрю на герметизм выставки на Мытной (которая мне тоже в принципе была очень приятна, мне было очень хорошо там находиться, потому что я понимаю, видимо, ровно столько, сколько нужно) с какой-то грустью. В этом есть некая отрешенность. Никто никогда не узнает, что фразы Альберта про то, чем он похож на «Витю и Вадика» и чем не похож, имеют какое-то конкретное содержание. Для всех это будет абстракция. Но мне захотелось уточнить, чем тебе так понравились именно будочки Скерсиса?
А. М. Это очень неожиданно. Они абсолютно никуда не влезают, ни в какой знакомый ряд. Ты не понимаешь их. Это не избушка на курьих ножках, не герменевтическая «ортодоксальная избушка» (термин группы «Медицинская герменевтика». — OS). Эта форма непонятна. Пластика сделана так, что она действительно нова.
Е. Д. А картина? (В торце зала висит картина Виктора Скерсиса. — OS)
А. М. Это дюшановский сюжет. И обрати внимание, что груди, которые нарисованы внутри будок, постепенно опускаются, но все зажато. А в картине происходит энергетическая вспышка, все разлетается. Композиционная динамика очень хорошо соблюдена. Мне очень понравилась эта вещь, и она там очень нужна. Так же, как если бы не было в другом торце альбертовского маленького видео (где Филиппов что-то танцует на своей выставке, это тоже вносит динамический момент), то болото с палитрами было бы очень стагнационным. А так это расширяет композицию.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
Ссылки
- Дмитрий Тимофеев. Юрий Альберт вручит премию, которую нельзя получить, 17.09.2009
- Вадим Захаров о своей коллекции русского искусства, 14.08.2009
- Дмитрий Тимофеев. Иван Чуйков и его раздвоения, 03.09.2009
- Илья Лагутенко, Эдуард Лимонов, Андрей Монастырский, Игорь Мухин, Илья Ценципер, Владимир Сорокин и Чулпан Хаматова, 24.12.2008
- Когда архивы опустели (Андрей Ковалев о Вадиме Захарове и Иване Чуйкове), 04.12.2008
- Илья Кабаков: «Сейчас экстраверты командуют парадом, но так будет не всегда», 15.09.2008
- Д. А. Пригов и его «безумная искренность», 24.05.2008
- Музеефикация московского концептуализма во Франкфурте, 01.07.2008
КомментарииВсего:8
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438060
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338324
- 3. Норильск. Май 1268298
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897611
- 5. Закоротило 822016
- 6. Не может прожить без ирисок 781701
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758048
- 8. Коблы и малолетки 740662
- 9. Затворник. Но пятипалый 470782
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402774
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370268
- 12. Винтаж на Болотной 343159
но почему при этом не представить себе, что существуют варианты интерпретации «чужого».
например «дом престарелых» в гараже,
он расположен не на самой выставке, а как бы за ее пределами и зрители сидят напротив просто отдыхая или с чашкой кофе, но уже не двигаются как угорелые вдоль экспонатов,
а выходя за пределы выставки проходят мимо отсека с трупами, отстрелянными головами и гробами
это не наводит ни на какие мысли?
А если допустить, что создатели ассоциируют стариков в колясках с разными престарелыми культурами, то можно сделать хотя бы пару-тройку предположений о том, где представляют себя китайцы, чья культура старше египетских пирамид…
Все ругают зоопарк, но если чуть-чуть вникнуть в то, что мы помним о восточной культуре о ее богах и демонах как они связаны с миром рептилий и как символично современный человек накрыл все это колпаком, думая, что благополучно отгородился…
Или все так презрительно «о цветочках», но как символично что эта карандашная «почти плесень» как бы расцветает попадая в рамку
и эта практика, которую мы сегодня называем дизайном будет существовать вечно, как подвешенные напротив зеркальные спирали, отражающие эти «цветочки» имитируют бесконечность..
как (в этом же разделе) неизвестен возраст индийского праздника, где люди фестивалят закидывая друг-друга красителями и обливаясь краской…
А насчёт картины со взрывом, я согласен с Катей. Станковая форма имеет многовековую историю, эта форма самодостаточна. Поэтому, даже являясь частью инсталляции, она существует отдельно. И форма картина не терпит, когда с ней обращаются, как с ящиками из-под тары. Существуют законы психологии восприятия, которые волевым решением не изменишь.
А что касается "картины со взрывом", то, на мой взгляд, это вообще не картина, а "произведение искусства, похожее на картину" - большая разница.
Юрий Альберт
Что касается приращения смыслов при восприятии непонятного, мне кажется Андрей инверсировал известное определение прекрасного, как выходящего за рамки понимания. Но из того, что прекрасное - непонятно, вовсе не следует, что непонятное - обязательно должно быть прекрасно.
Между прочим, Андрею на выставке в «Гараже» больше всего понравилась как раз работа, которая не представляет для внимательного зрителя ничего непонятного. Совершенно ясное и прозрачное высказывание. Я имею ввиду «дом престарелых». Никаких приращений смыслов эта работа не инициирует.
Насчет прекрасного:
Мы не ставили задачи создать что-то прекрасное, мы, скорее, хотели создать что-то интересное, о чем интересно думатьто, и что хочется понять. Об этом и один из моих "Настенных текстов": "Искусство не для того, чтобы на него смотреть, а для того, чтобы о нем думать". Определение прекрасного тут, кажется, не причем.
Есть этический дискурс, эстетический и «интересный» дискурс. Неплохое дополнение теории искусства, Юра.
Кстати, Сергей Шутов говорит, что китайский старичёк там тоже есть.