Давали доллары – отказался.

Оцените материал

Просмотров: 38864

Дневник одиночки в пучинах арт-рынка

01/02/2012
В новой рубрике OPENSPACE.RU дает голос художникам, которые понимают слова «современное искусство» совершенно по-своему

Имена:  Сергей Киселев

©  Предоставлено Сергеем Киселевым / forum.artinvestment.ru

Сергей Киселев (Иксигон) на своей выставке в ЦДХ

Сергей Киселев (Иксигон) на своей выставке в ЦДХ

Мы очень признательны москвичу СЕРГЕЮ ВЛАДИМИРОВИЧУ КИСЕЛЕВУ, работающему в сети под псевдонимом ИКСИГОН, который прислал нам свой онлайн-дневник и тем самым подал идею новой рубрики.

Киселев называет себя «интернет-художником» — по его словам, его работы достаточно успешно продаются онлайн, а сам он неоднократно возглавлял рейтинг российских художников на сайте artmajeur. Решив под тем же псевдонимом выйти в реал, Иксигон организовал в ЦДХ свою персональную выставку «Возвращение черного квадрата». Параллельно он вел дневник событий в своем блоге и обсуждал каждый этап выставки на форумах (тут и тут) с художниками, галеристами, журналистами и блогерами. Как считает сам художник, его опыт уникален, как «первый открытый опыт попытки перехода художника из онлайн-среды в офлайн». Неожиданно для самого художника выставка имела коммерческий успех, а среди его поклонников оказались самые разные люди — от профессиональных галеристов до телевизионных звезд.

Упоминающиеся в тексте имена, названия институций (кроме самого ЦДХ) и сайтов по искусству оказались нам абсолютно незнакомы. Такое впечатление, что за пределами профессионального интернационального мира contemporary art существует какой-то другой художественный мир (а скорее всего, несколько), который вполне самодостаточен и имеет свои критерии успеха.

©  Предоставлено Сергеем Киселевым / forum.artinvestment.ru

Выставка Иксигона «Возвращение Черного квадрата» в ЦДХ

Выставка Иксигона «Возвращение Черного квадрата» в ЦДХ

Арт-брют (art brut — необработанное искусство), или «искусство аутсайдеров» (outsider art) — это искусство, которое создается вне существующих нормативных институций. В 1950-е годы, как раз когда эти институции оформились, французский живописец Жан Дюбюффе восхитился этим искусством и начал под него стилизоваться. Дюбюффе имел в виду прежде всего творчество душевнобольных, но мы совершенно не хотим обидеть тех, кто выступит в этой рубрике: речь идет обо всех, кто — к сожалению или к счастью, тут могут быть разные мнения — не догадывается, что современное искусство сегодня — это прежде всего определенная карьера, система институций, которые художник должен пройти с юности («правильная» арт-школа) и до, в буквальном или творческом смысле, могилы (участие в «Документе» и персональная ретроспектива в Музее современного искусства в Нью-Йорке), причем без точных первых шагов последующих уже не будет.

Современное искусство — это также система довольно жестких правил этикета, совершенно непонятных со стороны. Например: художник не должен сам продавать свою работу; к его выставке должен быть написан текст известного критика, а еще лучше философа или политолога; работать следует в интеллектуальном, но ни в коем случае не в эмоциональном ключе; произведения должны носить «критический» или «провокативный» характер, что бы под этим ни понимать; успех — это успех только у определенных международных институций, список которых вызовет восторг у профессионала и ничего не скажет непосвященным; интерес широкого зрителя не значит вообще ничего и т.п. Если автор этих правил не знает, то он выглядит «наивным». Иногда ему удается прославиться именно в этом качестве.


Все бывшее советское искусство, в котором так ценились рисование с натуры, эмоции, фантазия, краски, любовь широкого зрителя (все то, что с сегодняшней «корпоративной» точки зрения слегка неприлично), можно признать наивным именно в этом смысле, хотя сегодня оно существует уже в других формах, часто в форме «индивидуального частного предприятия». Для нас интересно, что эта наивность помогает весьма свежим взглядом посмотреть на профессиональную систему современного искусства, к которой принадлежим мы, и определить, чего ей не хватает и чего в ней в избытке.


8.01. Моя выставка начала работу!

9.01. День первый
Закончился этот день визитом человека, который, как я понял, будет освещать мою выставку для портала artgals. На нем рассказано, что выставка занимает несколько залов, и дано фото какой-то кинозвезды. Это не я. В смысле и на фото не я, и я не «организовывал» этот анонс. Все равно спасибо artgals за расширение моей скромной выставки до нескольких залов и фотогеничный портрет! Наверное, они предвидят будущее! :-)

Посетителей в ЦДХ было мало, но все они были мои. Покупали каталоги, подписывал, фотографировался на память с детьми возле «Любовь и Ненависть». Вел беседы о своем творчестве. Были и деловые предложения, например беседа с московской галеристкой, предложившей посотрудничать с ее галереей. Отношение к живописи очень благожелательное. Особенно нравятся портреты почему-то...

©  Предоставлено Сергеем Киселевым / www.ixygon.livejournal.com

Лилия Славинская на выставке Иксигона в ЦДХ

Лилия Славинская на выставке Иксигона в ЦДХ



10.01. День второй. Духи ЦДХ
Сегодня был день посещений. Я пришел в костюме, поскольку с утра Владимир Черномашенцев снимал выставку и меня для обзора на портале Halloart. После обеда выставку осмотрела Лилия Петровна Славинская (галерея «Ореады»), интересно пообщались — умнейший человек. Оказывается, в 7-м зале раньше находилась ее галерея. К вечеру появились и посетители. Опять покупали каталоги, подписывал. Причем покупали и художники, на них некоторые сердятся, что они ходят и ничего не покупают... покупают! Цена 50 руб. всем оказалась доступной, и мне тираж 1000 экз. уже не кажется неоправданным. Подписал бумагу, что на Вернисаже (у автора везде с заглавной буквы. — OS) не будет распития водки, коньяка, шампанского, горячих и холодных закусок :-)

Когда я въезжал в зал, мне передали бутылку с водой и обязали кормить и поить местных воробьев — это духи ЦДХ, если их не кормить и не поить, то век продаж не видать. Вчера их не было, сегодня прыгали вокруг стола, требовали угощения, дал хлеба-воды, что мог. Под вечер купили небольшую недорогую работу — акрил на бумаге. Понимаю, что смешно снимать зал в ЦДХ, чтоб продавать работы по 1100—1800 руб., ну пока вот так как-то. Завтра принесу воробьям колбасы.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:71

  • bassinda· 2012-02-01 17:14:30
    Никакой это не ар-брют. Ар-брют это прежде всего творчество ради творчества а не с целью обмена на денежный знаки. А здесь это цель собственно главная, и намного интереснее самой живпоиси, глубоко вторичной, рассчитанной на эффект узнавания, "смортите ка прям как у Пикассо" то есть на обывателя, может быть несколько более образованного чем на Арбате. Засулага в автора - в хорошем маркетинговом ходе, подобробный обстоятельный рассказ на многочисленных сайтах и формумах о продвижении своего "творчества" - привлекает внимаение. Видимо это то, что в шоу-бизнесе называется раскрутка. Плюс уважительное ласковое отношение к потенциальным покупателям. Какой уж там ар-брют с его безумцами. Как-то неловко за openspace что он тоже попался на эту дуочку.
  • zurab· 2012-02-01 17:47:42
    Скажите, умоляю, кто писал вступительное слово!Это же новый Гоголь явился.
  • Vladimir Kaigorodov· 2012-02-01 17:53:26
    http://www.youtube.com/watch?v=BkuotX4jK9k&feature=related

    Да согласен что это совсем не арт-брют а скорее декоративная живопись которую в мебельных салонах сразу в комплекте предлагают с мебелью. Я знаю одного такого весьма похожего художника здесь, он рисует а жена у него - гений продаж... продается все и именно через мебельные магазины.

    А арт-брют- это вот например.
    http://www.youtube.com/watch?v=BkuotX4jK9k&feature=related
    Мой знакомый свой психоз рисует, уже 15 лет он лечится и в том числе арт-терапией ...
Читать все комментарии ›
Все новости ›