В новой рубрике OPENSPACE.RU дает голос художникам, которые понимают слова «современное искусство» совершенно по-своему
Мы очень признательны москвичу СЕРГЕЮ ВЛАДИМИРОВИЧУ КИСЕЛЕВУ, работающему в сети под псевдонимом ИКСИГОН, который прислал нам свой онлайн-дневник и тем самым подал идею новой рубрики.Киселев называет себя «интернет-художником» — по его словам, его работы достаточно успешно продаются онлайн, а сам он неоднократно возглавлял рейтинг российских художников на сайте artmajeur.
Читать!
Упоминающиеся в тексте имена, названия институций (кроме самого ЦДХ) и сайтов по искусству оказались нам абсолютно незнакомы. Такое впечатление, что за пределами профессионального интернационального мира contemporary art существует какой-то другой художественный мир (а скорее всего, несколько), который вполне самодостаточен и имеет свои критерии успеха.
Арт-брют (art brut — необработанное искусство), или «искусство аутсайдеров» (outsider art) — это искусство, которое создается вне существующих нормативных институций. В 1950-е годы, как раз когда эти институции оформились, французский живописец Жан Дюбюффе восхитился этим искусством и начал под него стилизоваться. Дюбюффе имел в виду прежде всего творчество душевнобольных, но мы совершенно не хотим обидеть тех, кто выступит в этой рубрике: речь идет обо всех, кто — к сожалению или к счастью, тут могут быть разные мнения — не догадывается, что современное искусство сегодня — это прежде всего определенная карьера, система институций, которые художник должен пройти с юности («правильная» арт-школа) и до, в буквальном или творческом смысле, могилы (участие в «Документе» и персональная ретроспектива в Музее современного искусства в Нью-Йорке), причем без точных первых шагов последующих уже не будет.
Современное искусство — это также система довольно жестких правил этикета, совершенно непонятных со стороны. Например: художник не должен сам продавать свою работу; к его выставке должен быть написан текст известного критика, а еще лучше философа или политолога; работать следует в интеллектуальном, но ни в коем случае не в эмоциональном ключе; произведения должны носить «критический» или «провокативный» характер, что бы под этим ни понимать; успех — это успех только у определенных международных институций, список которых вызовет восторг у профессионала и ничего не скажет непосвященным; интерес широкого зрителя не значит вообще ничего и т.п. Если автор этих правил не знает, то он выглядит «наивным». Иногда ему удается прославиться именно в этом качестве.
Все бывшее советское искусство, в котором так ценились рисование с натуры, эмоции, фантазия, краски, любовь широкого зрителя (все то, что с сегодняшней «корпоративной» точки зрения слегка неприлично), можно признать наивным именно в этом смысле, хотя сегодня оно существует уже в других формах, часто в форме «индивидуального частного предприятия». Для нас интересно, что эта наивность помогает весьма свежим взглядом посмотреть на профессиональную систему современного искусства, к которой принадлежим мы, и определить, чего ей не хватает и чего в ней в избытке.
8.01. Моя выставка начала работу!
9.01. День первый
Закончился этот день визитом человека, который, как я понял, будет освещать мою выставку для портала artgals. На нем рассказано, что выставка занимает несколько залов, и дано фото какой-то кинозвезды. Это не я. В смысле и на фото не я, и я не «организовывал» этот анонс. Все равно спасибо artgals за расширение моей скромной выставки до нескольких залов и фотогеничный портрет! Наверное, они предвидят будущее! :-)
Посетителей в ЦДХ было мало, но все они были мои. Покупали каталоги, подписывал, фотографировался на память с детьми возле «Любовь и Ненависть». Вел беседы о своем творчестве. Были и деловые предложения, например беседа с московской галеристкой, предложившей посотрудничать с ее галереей. Отношение к живописи очень благожелательное. Особенно нравятся портреты почему-то...
10.01. День второй. Духи ЦДХ
Сегодня был день посещений. Я пришел в костюме, поскольку с утра Владимир Черномашенцев снимал выставку и меня для обзора на портале Halloart. После обеда выставку осмотрела Лилия Петровна Славинская (галерея «Ореады»), интересно пообщались — умнейший человек.
Читать!
Когда я въезжал в зал, мне передали бутылку с водой и обязали кормить и поить местных воробьев — это духи ЦДХ, если их не кормить и не поить, то век продаж не видать. Вчера их не было, сегодня прыгали вокруг стола, требовали угощения, дал хлеба-воды, что мог. Под вечер купили небольшую недорогую работу — акрил на бумаге. Понимаю, что смешно снимать зал в ЦДХ, чтоб продавать работы по 1100—1800 руб., ну пока вот так как-то. Завтра принесу воробьям колбасы.
{-page-}
11.01. День третий, который начался плохо, но закончился хорошо
Утром возле моего зала меня ждала охрана, ночью произошло странное и малоприятное событие. Рассказывать о нем не хочу по разным причинам,
Читать!
Зашла молодая женщина с большим каталогом Кокурина (?) за 1200 руб., походила, купила каталог и говорит: «Вы знаете, мне ваши картины нравятся всё больше и больше, я хочу что-нить купить, но у меня мало денег, я сейчас схожу к знакомым, займу и вернусь». Возвращается она с все тем же галеристом Б. — Сергей, у меня нет денег (а когда у галеристов вообще были деньги), отдай ей картину за сколько у нее есть.
Попрессовали они меня недолго, и я отдал им большой шикарный фовистский натюрморт холст-масло. На радостях они сразу пошли в багетку и сделали дорогую итальянскую деревянную раму в два раза дороже картины.
Охрана сразу подбежала меня поздравить, чтоб замять загадочный ночной эпизод. «С чем? — ответил я. — Вы гляньте на мои цены — и это в рублях, а не в евро». Вернулась семейная пара, которая заглядывала, когда мы с юзерами обсуждали смысл жизни. «Мы обошли всё ЦДХ, вы — лучший! И у нас к вам деловое предложение». Короче, еще одно масло — экспрессивный букет — нашло своих новых хозяев. Заглянул приятель и, увидев пустые места на стенах, попросил занять ему денег. Я отказал.
ЦДХ уже гудел как улей, люди толкали речи в микрофоны. Ввалилась раскрасневшаяся женщина в ярком шарфике и упала на кушетку: «Я просто зритель!» Стала рассказывать, где какая рыба, торты, напитки на вернисажах. Объясняю, что я на работе и меня эти радости обходят стороной.
12.01. День четвертый — Вернисаж
Я понял — все происшедшее сегодня надо оценивать именно с моей персональной позиции — художник из интернета выходит в офлайн. Иначе все происходившее понять невозможно. Сразу скажу — это был самый странный Вернисаж, в котором я участвовал в своей жизни :-) Схема как на вернисаже у Петра Цветкова — все, друзья, художники, критики, коллекционеры, собираются к определенному времени, говорятся речи, потом все хлебнут вина (или не вина), пообщаются и расходятся — в моем случае была быстро разбита в пух и прах. Люди, с которыми я многократно перезванивался и договаривался о присутствии и речах, либо не пришли вовсе, либо пришли на 1,5—2 часа позже. Соответственно, те друзья, которые пришли раньше и ожидали традиционного начала, начали уходить. Логично ожидать, что ну вот уйдут они, и все закончится. Однако и эта схема была разбита в пух и прах. Люди шли и шли, сначала закончились 100 фужеров на ножке, потом закончились цветные прозрачные стаканы — 100 штук, вторая линия статистики-сервировки, потом пошли в ход пластиковые стаканчики, и их ушло штук 50. Сколько было всего людей? Я не знаю... Много, от 50 до 80, но это количество было размазано на 4 часа. Последние четыре, хорошие ребята-художники, пришли без 15 минут 8. Я сказал: «Ребята, я все остатки вылил, если вы выпьете бутылку вина за 5 минут, пока не погасят свет, я открою новую!» В целом люди не хотели знакомиться и раскрывать — откуда они пришли, кто они и чего хотят: «Нас пригласили, мы пришли, а кто мы — не скажем!» Таких было процентов 30—40. Режиссер Леонид Борисович Казавчинский, профессор, автор 100 фильмов, заслуженный деятель искусств России, стал делать то, зачем пришел, — фильм о художниках, сюда вошли кадры с заглянувшей к нам Наттой Конышевой, и мое интервью, и беседа перед микрофоном и камерой художников Веры Ельницкой, Яны Поклад, Татьяны Ипатенко. У Леонида были непростые вопросы, я говорил долго и нескладно. Собственно, для меня это главный урок Вернисажа — я не готов стать публичной персоной, я не могу говорить кратко, в две строки, ярко и не робея и зажимаясь перед камерой и микрофоном. Этому надо учиться, и труба уже конкретно зовет.
P.S. Продал еще одну работу в промежутке между завозом ящиков вина и сервировкой стола. Еще за одну давали доллары — отказался.
15.01. Итоги первой недели
Стресс, связанный с «Вернисажем до и после», уже проходит, и я возвращаюсь в нормальное психическое русло. Завтра — выходной, высплюсь и буду как огурчик. Сегодня проданы еще две работы, в том числе, что для меня очень важно, большая абстракция, получен заказ на портрет и еще несколько устных договоренностей о работах. Этим закрыты сразу несколько вопросов:
0. Через 30 лет после моей (не Иксигона) выставки в Московском университете подтвердилось — ничего не изменилось, я интересен просто случайно выбранным зрителям и являюсь, как и прежде, продаваемым художником, это — мой генетический дар. Весь ЦДХ думает, что я наживаю миллионы, все время таская картины в пакетах на пост админа... Уходил сегодня с большой пустой рамой (рамы не покупают, берут картину без рамы) через плечо, встретил знакомых художников, когда сказал, что продал картину такого размера, смотрели на меня как на инопланетянина.
1. Я могу без помощи галеристов продавать работы до 1000 долл. Может, и до 2 (моей мечты) смогу, поживем-увидим.
2. Общая сумма проданных работ за первую неделю уже намного превысила сумму аренды зала, в таких случаях говорят, что «отбился». Ну, отбился!.. Короче, никого не слушайте, выставляться в ЦДХ можно, выставляться в ЦДХ нужно! Да, это деньги, да, это огромная растрата душевных и физических сил. Но если вы нужны людям, они вернут вам все сторицей!
21.01. Немного звезд на небе Иксигона
Крайний день выставки был бурным. Сразу отвечу на волнующий многих вопрос: Куплены ли «Большие яблоки»? — Да, куплены.
Днем женщина, осмотрев всю выставку и сказав массу теплых слов, остановилась напротив трех цветовых абстракций, хвалила их и начала плакать, сказала: «Извините, я не смогла держать слез. Вы делаете что-то невероятное с цветом...» — и быстро ушла. Я был обескуражен, никто не плакал перед моими картинами, и я не подозревал, что существуют люди, настолько чувствительные к цвету. В обед заскочил Артур Крупенин — телезвезда, шоумен (многие знают его по ток-шоу на ТВ), высокий, очень обаятельный, с красавицей супругой. Он нашел мои работы на artnow еще летом, мы переписывались, но из-за моих отъездов туда-сюда смогли встретиться только сейчас — ему просто нравятся некоторые мои работы, и он хотел их увидеть вживую. Это на тему — как привлечь внимание людей из шоу-бизнеса и глянцевых журналов к вашему творчеству. Очень просто — пишите хорошую живопись, и они сами вас найдут.
Подтянулись и некоторые наши форумчане — Самвел, Peter, заглянула строгая Сима, сказала, что хотела увидеть фактуру моей живописи, прежде чем о ней судить... Уважаемая Сима, Вы меня растрогали этим до слез. Такая щепетильность в вопросах критики осталась даже не в 20-м, а в 19 веке... Да и какая у меня фактура? Кроме как в «Грушах на желтой тарелке» я фактурой не пользуюсь.
Забыл сказать, что днем кое-кто опять провел со мной беседу, что я своими низкими ценами позорю лучшую выставочную площадку Москвы и надо бы цены поднять в 2—4 раза.
Читать!
Выставка «Иксигон. Возвращение черного квадрата» проходила в ЦДХ (7-й зал) с 10 по 22 января.
КомментарииВсего:71
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451700
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343347
- 3. Норильск. Май 1268511
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897659
- 5. Закоротило 822078
- 6. Не может прожить без ирисок 782107
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758600
- 8. Коблы и малолетки 740820
- 9. Затворник. Но пятипалый 471147
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402979
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370412
- 12. ЖП и крепостное право 346037
Да согласен что это совсем не арт-брют а скорее декоративная живопись которую в мебельных салонах сразу в комплекте предлагают с мебелью. Я знаю одного такого весьма похожего художника здесь, он рисует а жена у него - гений продаж... продается все и именно через мебельные магазины.
А арт-брют- это вот например.
http://www.youtube.com/watch?v=BkuotX4jK9k&feature=related
Мой знакомый свой психоз рисует, уже 15 лет он лечится и в том числе арт-терапией ...