Сейчас это звучит странно, но тогда казалось логичным. Я купил у него волка, расчленил его, выварил все кости, трахею, глаза, сердце, язык, высушил и перемолол в порошок.
Художник и куратор АРСЕНИЙ ЖИЛЯЕВ ищет в современном искусстве связи с реальностью. Его первая беседа – с художником Евгением Антуфьевым
Арсений Жиляев: Тебе не показалось, что за последнее время в Москве прошло не менее четырех или пяти выставок, объединенных общей методологией, новой для нашего контекста последних лет? В прошлом году я сделал проект «Разумный эгоизм», где важное место занимают реальные истории жизни российских художников 90-х, чуть ранее — кураторскую выставку «Машина и Наташа»,Читать!
Евгений Антуфьев: Соглашусь с тобой. Художник или же куратор все чаще берет на себя роль исследователя, документалиста. Но достигается это совершенно разными методами и преследует разные цели. Я не стал бы однозначно причислять перечисленные тобой проекты к какой-то одной группе. Хотя с формальной точки зрения в них всех есть рассказ, работа с архивом, музейность.
А. Ж.: Расскажи о своей последней выставке «Сияние», об истории ее создания.
Е. А.: Все получилось совершенно неожиданно. Сейчас мы с тобой говорим о документальном искусстве, о реальности, но еще недавно меня все это раздражало, казалось ложным.
Весной 2010 года в Туве я случайно познакомился с охотником на волков Иваном Оюном. Не знаю, как рассказать, чтобы не впасть в патетику. Я пришел к нему, чтобы купить головы животных (для своих инсталляций. — OS). Мы немного поговорили, и меня поразил его дом, запах волчьих тел, которые были свалены в углу, его сын, вещи, голос. И уже дома я понял, что мне необходимо вернуться. Потому что появилось ощущение спокойствия, правильности; раньше мне казалось, что такое бывает только в фильмах Тарковского или Куросавы. Меня поразили его особые отношения со смертью, пространством, вещами.
И тут мне пригодилась возможность завернуться в кожу журналиста, что сразу сняло много вопросов. Интервью вышло в газете моей мамы в Туве. И пока мы говорили с ним, я совершенно точно понял, что мне необходимо сделать. Сейчас это звучит странно, но это было очевидным, логичным. Я купил у него волка и полностью расчленил его, выварил все его кости, высушил, кровь, трахею, глаза, сердце, высушил язык и перемолол его в порошок. Это была долгая мучительная работа, практически ритуал. Я не стал снимать это на видео, это бы все обесценило.
Зато сделал у него дома несколько коротких видеороликов на мамин фотоаппарат, взял его фотографии, некоторые личные вещи. В тот момент стало ясно, что это уже готовая выставка. Текстом к ней является его интервью, которое сверстали в небольшую книжку. В школе я писал работы для конференций, олимпиад и оформлял их в виде похожих брошюр, напечатанных на принтере. Я сейчас вижу, что это интервью очень сбивчивое, похожее на старательную школьную работу, но я специально не стал его переделывать или отдавать литературному редактору. Мне оно нравится именно в такой форме. И все очень логично поместилось в пространстве «белого куба». Для меня оно не проблемное, так как всегда напоминает о частных домах в Туве с выбеленными стенами, наполненными ровным светом.
Тут еще странно, что в Москве все это звучит совершенно по-другому… Мне не хватает ощущения пространства. Я не могу перейти мост и увидеть пространство незастроенное, где глазу не за что зацепиться. Звучит, конечно, слишком сентиментально.
А. Ж.: Как тебе реакция публики? Мне кажется, было некоторое непонимание, даже неприятие...
Е. А.: Да, было недоумение, мне говорили, что это непонятно. Думаю, причина в том, что у нас отвыкли читать сопутствующие материалы. Я специально ввел в выставку большие текстовые объемы, своеобразный аналитический барьер, который зритель должен преодолеть. Добился в итоге того, что 99 процентов зрителей ничего не поняли. Думаю, сказывается влияние дурновкусной морали российского документального кино, где все разложено на составляющие, а закадровый голос сообщает зрителю, что хорошо и что плохо.
Был интересный отзыв в интернете. Большая рецензия, но запомнил только это: «Выставка вызывает недоумение, и совершенно непонятно, кого жалеть — охотника или волков…» Как раз привычка к тому, чтобы все четко было разложено по полочкам, была мораль в конце истории, чтобы художник выступал с нормативными оценками. У зрителя есть ощущение, что искусство — это что-то вроде басни, и все недоумение от того, что животные говорят, разъяснится простым и ясным выводом.
А. Ж.: Если честно, для меня самого это новое веянье, пока до конца непонятное. Не знаю, возможно, мы имеем дело с новым вариантом реалистического искусства? Хотя это не самое точное определение. Больше подошло бы что-нибудь в стиле Капоте, художественная документалистика, как в «Хладнокровном убийстве»... Так или иначе, разговоры о необходимости вновь обратиться к критическому реализму не прекращаются уже почти десять лет. Гутов в своих проектах уже в первой половине нулевых размышляет о возможности реалистического утверждения. Работы Ольги Чернышевой и Сергея Браткова кажутся обжигающе близкими к реальности. В манифестах группы «Что делать?» постоянно обосновывается необходимость переосмысления реалистического подхода с опорой на опыт Брехта. Екатерина Дёготь и Давид Рифф делают особый акцент на реалистическом искусстве в своей преподавательской деятельности в школе фотографии. Есть и другие примеры. Но в обсуждаемых нами случаях мы не имеем дела с документальным активистским видео или же волной постакадемической живописи. Хотя такой вариант выглядел бы логично для российского контекста. Мне кажется, мы имеем дело с особой мутацией инсталляционного формата, даже шире — самого выставочного формата. Очень разные художники, с очень разными языками ставят себе целью донести до зрителя рассказ, собирающийся, как правило, на основе реальных материалов и работающий со зрительскими ожиданиями от похода на выставку как таковую. Для меня механизмы всех перечисленных проектов выглядят как развитие достижений институциональной критики. Знаешь, если в 90-е куратор претендовал на то, чтобы потеснить позиции художника, то сегодня мы видим обратное движение. Сам художник вбирает в себя демифологизирующую роль музейного куратора, как это уже делал Бротарс. Искусство действует на зрителя сродни парадоксу лжеца, истинно говорящего о том, что он лжец. В таком случае «реализм» понимается весьма специфично.
Е. А.: Термин «реализм» мне не нравится, ни о каком реализме в этих проектах речь не идет, это скорее имитация реализма, авторский, необъективный реализм. Реконструкция событий практически всегда условная. Мне кажется важным, чтобы «реализм» не превращался просто в подпорку под авторскую конструкцию, а чтобы именно реальность служила основой, фундаментом, почвой и при этом все это не превращалось бы в автобиографию. Как в первые послереволюционные годы: «литература факта», «жизнь врасплох» в киноискусстве, расцвет советского фоторепортажа, советский очерк. Мне кажется, что ближе всего к «Хладнокровному убийству» «Молодая гвардия» Фадеева, ее первый вариант; он же тоже строил ее на многочисленных интервью с родственниками и друзьями прототипов героев, на документах, письмах и дневниках. Часто материалы фальсифицировались, но сам подход был очень интересен.
Жанр очерка в СССР обаятелен прежде всего попыткой создания героического образа. И пусть все это зачастую было совершенно плоским, картонным, но за интерес к судьбе человека многое можно простить. Поиск смысла, оправдание существования человека — это очень важно.
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
Ссылки
КомментарииВсего:6
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 5716465
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 3868918
- 3. Норильск. Май 1287732
- 4. ЖП и крепостное право 1115499
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 905260
- 6. Закоротило 834185
- 7. Не может прожить без ирисок 820789
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 783359
- 9. Коблы и малолетки 760155
- 10. Затворник. Но пятипалый 499870
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 435423
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 388774
в принципе есть определенная этика, и пиариться за счёт псевдо-нового "трэнда" нехорошо для того, кто пишет об искусстве:)
почему? наверное потому что есть вещи слишком очевидные, и пытаться представить их в другом свете в связи со своими личными целями, совсем неправильное занятие. особенно когда все это хорошо понимают. Неэтичных критиков/кураторов весьма много, и зачастую они как-то там "пробивают", а скорее, "прогрызают" себе местечко в искусстве. Вопрос в том, что кому интереснее и нужнее - местечко в тусовке или место в истории, уж извините за банальность и пафос)))
насчет "новизны" - если, как Вы говорите, Вы имеете в виду именно российский контекст, то это, безусловно, меняет дело. Т.к. в других странах волна новизны док.искусства прошла уже довольно давно, что, кстати, совсем не означает, что его не делают или делают плохо - так же как и другие виды искусства оно бывает разным, в зависимости от художника.
Тезаурус тоталреализма. (Выборочно).
«Архифакт» - Архифакт (англ. Archifact) (греч. archi... — cтарший, главный + лат. factum – сделанное, свершившееся) Архи... приставка, обозначающая: 1. старшинство, первенство, высшее положение, напр. архиепископ, архиерей. 2. Приставка, означающая высшую степень признака, заключающегося во второй части сложного слова, напр. архиплут, архиважно. …факт 1. В обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат. 2. Знание, достоверность которого доказана.
Фундаментальный информационный источник. Очевидный объект, (событие, явление), обладающий выдающимися признаками; значительной познавательной ценностью, способностью к вызову эмоционального отклика, и т. п. Предмет содержания реалистической фотокартины в технике фотографии.
«Богатство» - Эстетическая метакатегория. Включает в себя категории: красота, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и т. п., проявляет себя в архифактах: эмоциональных, интересных, содержательных, познавательных, жизненных, глубоких, ярких, ощутимых, невиданных, удивительных, парадоксальных и т. п., объектах и явлениях.
«Всеотражение» - Всеохватность, полнота отражения объектов, явлений действительности. (Всеотражение архифактов действительности. См. «Тоталреализм»).
«Всеотражение архифактов действительности» - (См. «Тоталреализм»).
«Изокультура» - Исторически обусловленный отбор лучших творческих методов, совершенных художественных, технических средств явленных в произведении изобразительного искусства: фотокартины, живописной картины, иллюстрации, скульптуры и т. п.
«Искусство» – 1. Высшее достижение творческой деятельности. 2. Превосходное качество объекта (явления) в виде познавательности, эмоциональной ощутимости, полезности и т. п., выявляемое сравнением объекта (явления) с себе подобным.
«Натурализм» - Отражение действительности.
«Образ», «образ художественный» - Жизненный, очеловеченный, одушевлённый и т. п., предмет содержания произведения изобразительного искусства отражающий прототип (прообраз) в действительности.
«Образник» - Деятель образной области искусства.
«Образное визуальное творчество», «современное визуальное творчество», «субреалистические практики», «субобразное творчество» - Широкие определения произведений, творческой активности в образно-реалистических, фигуративных направлениях, течениях, жанрах и др., изобразительных искусств и практик, не в полной мере заслуживающих эпитета-оценки - искусство.
«Образное искусство», «образное современное искусство» - Широкое определение образно-реалистических, фигуративных направлений, течений, жанров и др., изобразительных искусств.
«Образотворцы» - Творцы образно-реалистического искусства.
«Открытые ценности» - Мировоззрение открытости к переживанию, познанию, восприятию, вчувствованию всевозможных позиций, взглядов, духовных ценностей, общечеловеческих ценностей, индивидуальных ценностей и т. п.
«Отражение» (Изобр. иск-во.) – Воспроизведение информации с одного носителя на другой с минимальными её потерями и искажениями: зеркало, водная гладь, телеизображение, фотоизображение и т. п., приближенное к её полноте. С появлением термина «клонирование» и технологий с ним связанных, появляются новые возможности отражения информации близкие к полным.
«Полнота» – Жизненность, одушевлённость, очеловеченность объекта или явления в его многообразии и сложности, данная в целостности чувственного и интеллектуального восприятия.
«Реализм» (Изобр. иск-во.) - 1. Фундаментальная метасистема художественной сферы человеческой деятельности реализующая специфическими средствами установку на отражение архифактов действительности, правдивость, естественность, документальность, достоверность, подлинность, натуральность, фактографичность и т. п. 2. Отражение архифактов действительности. 3. Изобразительная культура отражения архифактов действительности.
«Реалитика» - Метасистема искусства, включающая в себя техники, методы, идейные установки, направления, течения и т. п., ориентированные на суботражение архифактов действительности. (Ф. Рабле, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя, К. Петров-Водкин, Н. Крымов, Е. Моисеенко).
«Реалистическое современное искусство» - (англ. Realistic contemporary art). Реалистическое… (от позднелат. realis — вещественный, действительный, франц. realisme). Относящееся к идеологии и методу изобразительного искусства реализма. ...современное искусство - Собирательное обозначение художественного контекста, теоретико-практически отражающего современную ему эпоху. 1. Фундаментальная метасистема изобразительного современного искусства. Собирательное обозначение искусств и техник, отражающих архифакты действительности настоящего времени. 2. Направление изобразительного искусства тоталреализм, тотальный реализм.
«Реалитизм» (Изобр. иск-во.) - Суботражение архифактов действительности. Одна из стадий становления реализма. Художник-реалитист, реалитическая визпрактика и т. д. (Ф. Рабле, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя, К. Петров-Водкин, Н. Крымов, Е. Моисеенко).
«Тоталреализм», «тотальный реализм» - (англ.Totalrealism, Total realism). Тотал… (от позднелат. totalis - весь, полный, целый) +…реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный, франц. realisme).Направление изобразительного искусства в области реалистического фотоискусства, реалистического современного искусства в технике фотографии. 1. Всеотражение архифактов действительности. 2. Полный, всеобщий, всеохватный, всеобъемлющий реализм. 3. Изобразительная культура всеотражения архифактов действительности.
«Формализм», «формализация» (Изобр. иск-во.) – Воспроизведение информации с одного носителя на другой с помощью абстракций, искусственных языков, знаков, символов и т. п., с максимальными её потерями и искажениями - неполнотой. Формализация в той или иной степени возможна для сверхпростых и простых систем, а для сложных и сверхсложных систем она принципиально невозможна. Пример: Действительность в её многообразии – полнота. Произведение К. Малевича - «Чёрный квадрат», крайний формализм – пустота.
http://totalrealism.com