Фотограф как бы мстит потомкам оккупантов его родины, исследуя формы их носов.

Оцените материал

Просмотров: 27736

Если бы он был русским

Алексей Радинский · 21/12/2010
АЛЕКСЕЙ РАДИНСКИЙ читает новую книгу фотографий Бориса Михайлова

Имена:  Борис Михайлов

©  Борис Михайлов

Если бы он был русским
Несколько лет назад друзья попросили меня поехать в Харьков, чтобы снять серию фотографий для постановки в местном подпольном театре. Я сразу согласился, в первую очередь по причине интереса к загадочному явлению под названием «харьковская школа фотографии». Интерес подогревался тем, что об этом явлении в то время не было известно практически ничего, кроме нескольких засмотренных до дыр книг Бориса Михайлова, имен его соратников Браткова и Солонского и пары таинственно звучащих названий — группа «Время» (подумать только, харьковский авангард начала 70-х!), «Группа быстрого реагирования». Приезжая в Харьков, трудно отделаться от впечатления, что пространства этого города до сих пор несут на себе отпечаток уличной фотографии Бориса Михайлова, которая накладывается на городской пейзаж, как два фотопозитива из его же «Наложений».

©  Борис Михайлов

Если бы он был русским
Меня привезли в сырой подвал на Сумской, главной улице Харькова, и погрузили в атмосферу провинциального авангарда. Харьковские театралы изо всех сил пытались представить себе, как должен выглядеть авангардный театр европейского типа. Было известно, что пристойный продвинутый европейский театр обычно использует в своих постановках фотографию и другие медиальные средства. Поэтому нас целыми днями не выпускали из сырого подвала, где актеры перед бетонной стеной должны были исполнять разнообразные сценки, наиболее удачные из которых несколько походили на проект Михайлова «Я — не я». Разобравшись в ситуации, я начал расспрашивать окружающих о предмете моего истинного интереса. На словосочетание «Борис Михайлов» местные фотографы реагировали вяло, пока одного из них не осенило: «Михайлов — который Боб? Так вот этот товарищ в его квартире живет».

Товарищ, живший в квартире фотографического гуру в его отсутствие, решил развеять мой благоговейный интерес. Он пригласил меня в гости и стал показывать найденные где-то на антресолях ранние опыты будущего мастера, приговаривая, что это, конечно, совсем «не тот Михайлов», которым все привыкли восхищаться. Михайлов был действительно «не тот»: визуальный ряд советской любительской фотографии на этих снимках еще не успел превратиться в метаязык для описания неудавшегося коммунистического эксперимента. На «карточках» были изображены прежде всего объекты, а не дистанция по отношению к ним, что впоследствии стало отличительной чертой фотографии Михайлова. В общем, передо мной были простые любительские снимки из тех, которые до сих пор могут храниться на многочисленных харьковских антресолях.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • serge· 2010-12-22 01:52:18
    Вынужден разочаровать (или обрадовать) автора заметки - о существовании Михайлова в Украине известно очень многим. Так, например, он выставлялся в PinchukArtCenre, который посещают десятки тысяч человек...
  • alexswanson· 2011-02-01 00:32:34
    десятки тысяч человек посетителей PinchukArtCenre, к сожалению (или нет), приходят смотреть Пинчука и его бабло, а не михайлова (или хёрста). скорее соглашусь с афтаром.
Все новости ›