Оцените материал

Просмотров: 106779

Где учиться современному искусству в России

Диана Мачулина · 22/04/2009
Страницы:


ПОСТВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Курс «Новые художественные стратегии» в Институте проблем современного искусства (ИПСИ)

©  Евгений Гурко

Где учиться современному искусству в России
В народе кратко называется «институт Бакштейна» (И.М. Бакштейн является директором института и одним из его основателей). В 2006 году среди малознакомых с русской арт-сценой людей ходили слухи, что Иосиф Маркович организовал школу современного искусства для подготовки художников к участию в Московской биеннале, что неверно: институт был создан группой художников, историков и теоретиков искусства в 1991 году, а образовательная программа «Новые художественные стратегии» стартовала в 1999 году, задолго до появления Московской биеннале. Такие слухи могли появиться из-за того, что почти все самые яркие молодые художники 2000-х годов прослушали курс в ИПСИ. И то, что они стали участниками крупных российских и зарубежных выставок и биеннале, сотрудничают с ведущими галереями в Росиии и за рубежом — естественное следствие действенной системы обучения. Среди выпускников института — широко известный ныне Виктор Алимпиев, который проходил стажировку в Швеции, Ольга Божко, номинант премии Кандинского Алина Гуткина, Арсений Жиляев, Наталья Зурабова, Наталья Зинцова, Максим Илюхин, Яков Каждан, Елена Ковылина, лауреат «Инновации» Ирина Корина, Таисия Короткова, участник 2-й Московской биеннале Михаил Косолапов, участник русского павильона в Венеции (в составе программы Escape) Антон Литвин, еще один колумнист OPENSPACE.RU Лиза Морозова, номинант Кандинского Георгий Первов, еще одна номинантка Ксения Перетрухина, Александр Погоржельский, Злата Понировская, вошедший в шорт-лист «Инновации» этого года Хаим Сокол, успешная художница галереи «Риджина» Наталья Стручкова, участник 1-й Московской биеннале Ростан Тавасиев, номинант Кандинского Анна Титова, участник всех возможных проектов Илья Трушевский, широко известный Сергей Шеховцов, Стас Шурипа, который сейчас там преподает, и многие другие. (Мы могли забыть какие-то звания, так как почти у каждого они есть.)

До 2000 года школа существовала при поддержке фонда Сороса, сейчас — при содействии «Общества поощрения художеств». Курс «Новые художественные стратегии» представляет собой годичную программу лекций, мастер-классов и семинаров, которые посвящены анализу современной художественной практики и теории; философии, истории современного искусства, устройству интернационального художественного сообщества. Теоретические курсы читают известные философы: Олег Аронсон, Алексей Пензин, Елена Петровская, Михаил Рыклин, Оксана Тимофеева, Кэти Чухров.

Лекции проходят без скидки на возможную неподготовленность студента, ведь сильное интеллектуальное напряжение необходимо. Александр Иванов как-то сказал, что подвиг, подобный прочтению юным Монастырским «Критики чистого разума» Канта, стоило бы совершить каждому современному художнику.

Еще одна составляющая курса — мастер-классы деятелей российского современного искусства и иностранцев. Если в Москве, даже с тайным визитом, появляется кто-то из зарубежных «великих», ИПСИ, как правило, удается заполучить эту персону к себе на мастер-класс.

Кроме того, есть практический мастер-класс художника, который в течение года проводит обсуждение работ студентов и формирует по итогам года выставку. На эту итоговую выставку в качестве зрителей ИПСИ приглашает критиков и галеристов. В первые годы работы института каждый курс вели разные мастера. Алимпиев вспоминает выставку, которую для их курса в галерее «Спайдер & Маус» сделал Олег Кулик: «К работам было одно требование — чтобы это были не плоские работы, не рисунки и не картины, потому что каждая из них стояла на постаменте, спрессованном из снега. Они постепенно таяли, работы падали в грязь — «вот как мы тут живем в России»… Кто-то делал работу, связанную с таянием этого параллелепипеда, а кто-то делал керамическую скульптуру и был готов, что она разобьется. Хороший педагогический урок — ты отдаешь свою работу на заклание, но при этом все устроено так, что ты не можешь просто отмазаться, потому что на эту выставку придут критики и кураторы, то есть нельзя сделать плохую вещь». Во время моего обучения мастер-классы вели Дмитрий Гутов и Владимир Куприянов, последние три года ведет Станислав Шурипа.

Помимо представления студентов российским критикам и кураторам и социализации в отечественном арт-пространстве, институт помогает тем, кто хочет продолжать образование за границей: пишет рекомендательные письма, объясняет, как поступить. Бакштейн рассказал о перспективах зарубежного обучения после ИПСИ: «Миссия института — объяснять принципы, на которых устроена международная художественная сцена, уходить от замкнутости и провинциальности. Мы поддерживаем отношения с нашими коллегами, зарубежными академиями — это Академия искусств «Валанд» в шведском Гетеборге; Государственная школа искусств «Штедель» во Франкфурте-на-Майне, Университет искусств и Королевский колледж искусств в Лондоне. Институт является членом ELIA (Европейская лига художественных институтов). Обучение в ИПСИ может быть учтено как credits в европейских университетах, то есть когда часы, прослушанные здесь, засчитываются там. Сейчас мы на постоянной основе вводим ежегодную стажировку пяти-шести студентов в Швеции, кандидатуры отбираются совместно со шведской стороной. В этом году вместе с Марком Нэшем, профессором из Королевского колледжа в Лондоне, мы планируем возобновить практику совместной летней школы английских, шведских и русских художников на Академической даче в Вышнем Волочке».

Занятия в институте проходят примерно три раза в неделю: два в рабочие дни по вечерам, и одно в выходные в дневное время. Таким образом, есть возможность совмещать обучение с работой или учиться где-то параллельно. В отличие от Школы Родченко, где есть практические занятия, для поступления в ИПСИ желательно иметь какие-то навыки и умения.

Эти навыки оценивают во время вступительного собеседования по портфолио. Также на собеседовании нужно убедительно рассказать о своих планах в искусстве и круге интересов. Собеседование с желающими поступить на 2009/10 учебный год будет проводиться во второй половине октября, записаться на него и узнать о точной дате проведения можно по адресу [email protected].

Школа современной фотографии и мультимедиа им. Родченко

©  Евгений Гурко

Где учиться современному искусству в России
Срок обучения в школе — два года, в этом году будет первый выпуск. Пока школа не дает официального диплома, но обеспечивает как очень хорошую техническую базу (для традиционной фотографии, дигитальной, видео), так и главное — связи и знакомства. Школа находится в системе Московского Дома фотографии, то есть ученики имеют непосредственный доступ к мероприятиям Ольги Свибловой — легко участвуют в конкурсе «Серебряная камера» (и даже получают призы, как это было в этом году), в Фотобиеннале, фестивале «Мода и стиль в фотографии» и т.п. Это не совсем среда современного искусства, но она близка к ней, и перетечь из одной сферы в другую легко, тем более что среди преподавателей есть люди, непосредственно связанные с современным искусством.

Из множества фотошкол Москвы только эта ориентирована не на коммерческую и рекламную фотографию, а на современных художников, работающих с фотографией, видео и новыми медиа. Впрочем, делать что-то другое не запрещено. Развито также направление документальной фотографии, тоже востребованное на международных выставках современного искусства.

©  Евгений Гурко

Где учиться современному искусству в России
Свои группы ведут Владимир Куприянов, Татьяна Либерман (художественная фотография), Ирина Меглинская и Олег Климов (постановочная и документальная фотография), Кирилл Преображенский (видео), Алексей Шульгин (новые медиа). Семинар по современному искусству ведет Екатерина Дёготь, для ведения мастер-классов на семинар приходят известные художники (в этом году Дмитрий Гутов, Сергей Братков и другие); студенты учатся формулировать свои теоретические позиции, задачу своего проекта, без чего в системе contemporary art продвигаться они не смогут. Давид Рифф читает лекции по истории искусства.

Обучение в школе бесплатное и занимает практически все время студента (занятия дневные, почти всю неделю), так что совмещать учебу с другим вузом сложно. Большинство студентов уже где-то отучились (не обязательно в художественном вузе) или учатся на последнем курсе.

Зачисление происходит на основе просмотра портфолио и дальнейшего собеседования. Портфолио должно включать в себя мотивационное письмо и несколько серий фотографий, причем оценивается отнюдь не уровень технических умений (слишком «подкованных» в этом плане как раз не берут, так как их уже нечему учить), а глаз и мозги — умение видеть и думать. Любительское фотографирование отсеивается: для любителей, желающих повысить свой уровень, тут существуют платные курсы. Можно (и желательно) представить также видео и вообще любые творческие (не прикладные) работы, будь то коллаж, эскизы композиций, инсталляций и так далее. Ключевым является собеседование, в ходе которого выясняется, по адресу ли пришел будущий студент. Знакомство с тем, что такое современное искусство, необходимо; человек, который в своих знаниях не продвинулся дальше Сальвадора Дали и никогда не был на «Винзаводе», сюда вряд ли поступит.

Прием портфолио производится с 1 июня по 2 сентября, собеседование для прошедших первый тур — 8—10 сентября. С этого года можно будет поступать сразу на отделение видео и новых медиа.

Читайте вскоре: Где учиться современному искусству в Европе


Другие материалы раздела:
Ярослава Бубнова: «Не могу слышать аргумент “Для России это хороший уровень”», 21.04.2009
Давид Рифф. «Понимание приходит с опытом», 20.04.2009 Вернисажи недели. 20–26 апреля, 20.04.2009
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • miah_lokos· 2009-04-23 11:08:38
    Диана, добавь, пожалуйста, что меня пригласил не только Игорь Макаревич, но и Елена Елагина. Меня и Леонида Сохранского.
  • Art_gav· 2009-04-23 12:45:27
    Все отлично. Но вот ВГИК, например, как всегда забыли.
    А между прочим, там учился Игорь Макаревич. И очень неплохая подготовка, близкая к ГИТИСу.

    Ну и про мастеров в традиционных вузах. Все-таки, многие поступают именно к определенному художнику. К Назаренко, Никонову, Алимову, Диодорову. И уровень этих художников очень высок, они действительно "рукополагают" своих учеников.
  • irakorina· 2009-04-23 15:43:45
    оля божко художник выпускник мастерской морозова в гитисе и оля божко сотрудник опенспэйс -это не одна и та же оля божко, а два совершенно разных человека
  • nzur· 2009-04-23 15:51:54
    Диана- только Оля Божко художник и Ольга Божко -колумнист-это разные люди
  • alinagutkina· 2009-04-23 15:58:06
    tak ewe g wkola pri mmsi)
  • rekapitulant· 2009-04-23 20:01:29
    Синий Суп, кстати, тоже почти в полном составе звкончил МАРХИ
  • olegsun· 2009-04-23 22:35:18
    Что за бред во вводке?
    Человека нормально называть существом?
    И молодой человек, отучившись на художника, может стать не современным?
  • degot· 2009-04-24 00:59:27
    To Olegsun: существо - это политкорректное, внегендерное определение
  • olegsun· 2009-04-24 09:19:54
    to degot: ну да, а еще, очень "емкое", "красивое" и "в меру провокативное".
  • arbat· 2009-04-27 10:09:04
    Так называемое "современное искусство", на мой взгляд, фантом, мыльный пузырь переливающийся на своей поверхности всеми цветами болотной радуги, отрыжка "технотронного" общества, внутри которой зияющая пустота. Это, по сути, мода, которую можно только копировать, но учится моде я бы не рекомендовал, да и как можно учится тому, чего нет, что тут же улетучивается уступая место другому ничему. Учится надо, всё же, вечным ценностям, выработанным самим временем. Должен быть путь длиною в жизнь. А иначе, "поспешишь, людей насмешишь", что постоянно и происходит. "Нетленки" хочется! "Времянка" обрыдла!
  • innonsence· 2009-04-27 21:51:19
    Даешь еще больше Олей Божко, хороших и разных! )))
  • Palatov· 2009-04-28 13:12:33
    Очень интересный обзор, спасибо. Скажите, а есть ли в России школы или ВУЗы где обучают созданию современной электронной музыки или саунд дизайну?
  • d___p· 2009-04-29 01:21:56
    да, действительно, школу "свободные мастерские" при ммси незаслуженно обошли вниманием
    и алина гуткина - только одна из их экс-студентов
  • nadine_musa· 2011-03-10 20:24:19
    Не подскажете ли, где учиться кураторству выставок современного искусства в России?
  • Fatima Medvedeva· 2011-09-19 23:16:14
    "у нее прекрасное общежитие на Васильевском острове и библиотека Академии художеств с дивными старинными фолиантами" - аххаха.
    Извините, но жить в этом прекрасном общежитии не пожелаешь и заклятому врагу, а библиотека закрыта на ремонт с 2006 года и на неопределенный срок.
Все новости ›