Оцените материал

Просмотров: 106779

Где учиться современному искусству в России

Диана Мачулина · 22/04/2009
Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, или Строгановка


Строгановское училище, в котором раньше, вплоть до конца 90-х, преподавали сильнейшие мастера-соцреалисты (среди них Коржев, Герасимов), ныне стало «университетом», да только с педагогами напряженка. А из выпускников, известных в сфере современного искусства, мало кого можно назвать. Здесь учился Ростан Тавасиев, но, попав под влияние Гоши Острецова, утверждавшего, что творческая свобода невозможна без бунта против наставников, институт бросил. Егор Кошелев без всякого бунта взял свое там, где увидел свое. Жесткий, конструктивный рисунок, условные цвета — фирменные качества отделения монументально-декоративной живописи (МДЖ), самого престижного в Строгановке, он соединил с современной монументалкой — шрифтовыми граффити-тэгами. После окончания стал преподавать в Строгановке — правда, историю искусств, что само по себе достаточно говорит о дефиците педагогов. Кошелев отмечает (как, впрочем, и все, кто может сравнить настоящее художественных институтов с прошлым), что обучение искусству в них становится занятием для благородных девиц. Если раньше на экзаменах выбирали между лучшими и хорошими, то теперь приходится набирать из тех, кто приходит. Причина упадка старого типа образования, скорее всего, в том, что сейчас это перестало быть реальной профессией с последующим трудоустройством.

Кошелев осмыслил свое обучение: смешал стилистику советского монументального, восстановленную имперскую символику и вместо лозунгов молодежный интернетовский «албанский» новояз. Вышла новая монументалка из компонентов жизни автора. Не для госзаказа.

Кроме отделения МДЖ, с которого можно вынести полезные знания, надо отметить отделение скульптуры, которым руководит Александр Бурганов, как опасное для творческой жизни. После его окончания можно лишь стать верным рабом профессора и ассистировать ему при исполнении его заказов. Уйти из этого невозможно, так как в процессе обучения усваиваются только приемы копирования сюрреалистической манеры руководителя. Так что техника отливки в металле так и останется техникой отливки полированных манекенов с золотыми крыльями.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица (бывшее Художественное училище им. Мухиной), она же «Муха»

©  Mikhail McArr Grigoriev

Где учиться современному искусству в России
Прогрессивный аналог московской Строгановки, были даже случаи перевода из последней в «Муху». Многие студенты отмечают, что тут свобода. Свобода существует как в возможности «самовыражения — в отличие от «Строганы», которая забивает тебя в узкие проштампованные рамки», так и в неформальном подходе к графику выполнения заданий — «если можешь написать большую картину за несколько часов, никто не будет требовать от тебя, чтобы ты стоял с ней у мольберта месяц». Это сохраняет время для творческой работы, что во многих других местах невозможно — где-то по утрам даже делают перекличку с отметкой в журнале.

Из «Мухи» перспективная молодежь выходит пачками: номинанты премии Кандинского Илья Гапонов и Кирилл Котешов, Ирина Дрозд, Анна Жёлудь, которая в этом году будет в основном проекте Венецианской биеннале, Надя Зубарева, Иван Плющ, Вероника Рудьева-Рязанцева, Вера Светлова. В большинстве случаев они окончили монументальную мастерскую (МДЖ), столь же престижную, как аналогичная в Строгановке. Многие из них уже сотрудничают с самыми известными московскими и петербургскими галереями, что неудивительно, так как большинство из них по полученной профессии тяготеет либо к дизайну и рекламе, либо к пафосу, который тянет за собой монументалка, — а такое как раз подходит коммерческим галереям.

Но все-таки их появление на сцене не может быть объяснено только вузом. Большую роль здесь сыграла их собственная активность и, что немаловажно, как и в случае с типографией «Оригинал», способность к объединению в группу. Недавние выпускники «Мухи» дополняли свое образование посещением лекций в Институте «Про Арте» и пользовались их библиотекой, а также работали и выставлялись вместе в «Сквоте непокоренных».

Официальный сайт у «Мухи» отсутствует, но некоторые любопытные подробности о поступлении и обучении, вроде того, что общежитие для абитуриента стоит 3000 рублей или что есть отсрочка от армии, можно узнать на форумах здесь и здесь.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • miah_lokos· 2009-04-23 11:08:38
    Диана, добавь, пожалуйста, что меня пригласил не только Игорь Макаревич, но и Елена Елагина. Меня и Леонида Сохранского.
  • Art_gav· 2009-04-23 12:45:27
    Все отлично. Но вот ВГИК, например, как всегда забыли.
    А между прочим, там учился Игорь Макаревич. И очень неплохая подготовка, близкая к ГИТИСу.

    Ну и про мастеров в традиционных вузах. Все-таки, многие поступают именно к определенному художнику. К Назаренко, Никонову, Алимову, Диодорову. И уровень этих художников очень высок, они действительно "рукополагают" своих учеников.
  • irakorina· 2009-04-23 15:43:45
    оля божко художник выпускник мастерской морозова в гитисе и оля божко сотрудник опенспэйс -это не одна и та же оля божко, а два совершенно разных человека
  • nzur· 2009-04-23 15:51:54
    Диана- только Оля Божко художник и Ольга Божко -колумнист-это разные люди
  • alinagutkina· 2009-04-23 15:58:06
    tak ewe g wkola pri mmsi)
  • rekapitulant· 2009-04-23 20:01:29
    Синий Суп, кстати, тоже почти в полном составе звкончил МАРХИ
  • olegsun· 2009-04-23 22:35:18
    Что за бред во вводке?
    Человека нормально называть существом?
    И молодой человек, отучившись на художника, может стать не современным?
  • degot· 2009-04-24 00:59:27
    To Olegsun: существо - это политкорректное, внегендерное определение
  • olegsun· 2009-04-24 09:19:54
    to degot: ну да, а еще, очень "емкое", "красивое" и "в меру провокативное".
  • arbat· 2009-04-27 10:09:04
    Так называемое "современное искусство", на мой взгляд, фантом, мыльный пузырь переливающийся на своей поверхности всеми цветами болотной радуги, отрыжка "технотронного" общества, внутри которой зияющая пустота. Это, по сути, мода, которую можно только копировать, но учится моде я бы не рекомендовал, да и как можно учится тому, чего нет, что тут же улетучивается уступая место другому ничему. Учится надо, всё же, вечным ценностям, выработанным самим временем. Должен быть путь длиною в жизнь. А иначе, "поспешишь, людей насмешишь", что постоянно и происходит. "Нетленки" хочется! "Времянка" обрыдла!
  • innonsence· 2009-04-27 21:51:19
    Даешь еще больше Олей Божко, хороших и разных! )))
  • Palatov· 2009-04-28 13:12:33
    Очень интересный обзор, спасибо. Скажите, а есть ли в России школы или ВУЗы где обучают созданию современной электронной музыки или саунд дизайну?
  • d___p· 2009-04-29 01:21:56
    да, действительно, школу "свободные мастерские" при ммси незаслуженно обошли вниманием
    и алина гуткина - только одна из их экс-студентов
  • nadine_musa· 2011-03-10 20:24:19
    Не подскажете ли, где учиться кураторству выставок современного искусства в России?
  • Fatima Medvedeva· 2011-09-19 23:16:14
    "у нее прекрасное общежитие на Васильевском острове и библиотека Академии художеств с дивными старинными фолиантами" - аххаха.
    Извините, но жить в этом прекрасном общежитии не пожелаешь и заклятому врагу, а библиотека закрыта на ремонт с 2006 года и на неопределенный срок.
Все новости ›