Hamburger Bahnhof
Invalidenstrasse 50—51 (S-Bahn Berlin Hauptbahnhof)
Вторник — пятница с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 20.00, воскресенье с 11.00 до 18.00
В нескольких минутах ходьбы от нового берлинского центрального вокзала в здании другого, старого вокзала расположился музей современного искусства Hamburger Bahnhof(подзаголовок «Museum fuer Gegenwart» — «Музей современности»), который отпочковался от Национальной галереи. Здание сороковых годов XIX века, в конце 1990-х его перепрофилировали и расширили — теперь в нем размещены собрания современного искусства из Национальной галереи, а также коллекция Эриха Маркса (Erich Marx, не имеет ни малейшего отношения к знаменитому однофамильцу), в которую входят работы Бойса, Уорхола, Раушенберга, Лихтенштейна, Кифера и Туомбли. С 2004 года Hamburger Bahnhof показывает также коллекцию Фридриха Христиана Флика (Friedrich Christian Flick), для которой была специально отремонтирована пристройка. Это нововведение вызвало массу споров, поскольку Флик унаследовал состояние от деда, знаменитого спекулянта, который наживался на войне и поддерживал нацистский режим.
В Hamburger Bahnhof также проходят выставки лауреатов художественных премий и небольшие персональные выставки перспективных художников. У музея много государственных и частных учредителей и спонсоров, коллекция разнородная, но здесь пытаются каким-то образом объединить это все в одно, — такова, например, нынешняя серия выставок «Культ художника». И без того огромная экспозиция, посвященная Йозефу Бойсу, дополнена еще и выставкой портретов суперзвезд Энди Уорхола, а между ними вклинился сувенирный магазин. Флигель с коллекцией Флика представляет специальную подборку работ, которые «деконструируют» авторство как таковое самыми различными способами, более или менее зрелищными. Кроме того, здесь выставлен сейчас проект германской художницы турецкого происхождения Аише Эркемен (Ayse Erkemen) — это на тот маловероятный случай, если вы еще не устали от других огромных выставок... В музее также работает очень модный в среде этаблированной арт-богемы ресторан и хороший книжный магазин Вальтера Кёнига (Walhter Koenig).
Кройцберг (Kreuzberg)
Один из самых старых богемных районов Берлина — в прошлом это был Западный Берлин, восточная его часть. В 1960-е и 1970-е годы туда переехало много студентов, хиппи и художников, а позже панков — первое мая в Кройцберге всегда заканчивалось уличными боями левых активистов с полицией. В Кройцберге живет одна из самых больших турецких диаспор в мире, так что сам район очень живой, несмотря на то что бывшие радикалы 68-го года стареют и уже просто физически не в состоянии жить в сквотах и жечь машины. По Кройцбергу очень приятно гулять в любое время года, потому что он лучше, чем другие районы, пережил изменения последних лет и сохранил хоть какой-то дух свободы. В районе Saechsisches Tor, например, всегда веселая ночная жизнь — бывает, что и с художественной составляющей. Между станциями Cottbuser Tor и Goerlitzer Bahnhof также можно найти две ключевые берлинские арт-институции, которые стоит посетить.
NGBK
Oranienstrasse 25
Ежедневно 12.00—18.30
NGBK, альтернативное объединение берлинских художников, было основано тогда же, когда и n.b.k. (см. выше). Его структура отражает его политическую программу: NGBK — клуб, существующий на деньги своих членов, организованный в соответствии с принципами непосредственной демократии; его проекты осуществляются рабочими группами, причем участники этих групп выбираются собранием члена клубов, а не назначаются никаким руководством. Члены клуба получают уйму разнообразных предложений, приходят на собрания и голосуют, тем самым определяя бюджеты выставок. Принцип «непосредственной демократии» весьма родственен по духу германским шестидесятым и семидесятым годам — в мир искусства его привнес Йозеф Бойс, который способствовал основанию этого объединения.
Хотя выставки в NGBK не обязательно обращаются к политической тематике, обычно они отражают как основанную на проектах, процессуальную инфраструктуру самой институции, так и точки зрения ее членов. Прекрасным примером здесь может служить теперешний проект «pöpp68», отсылающий к крылатой фразе «Личное есть политическое». Его организаторы — группа культурных деятелей, которые работали в 1968 году и около того; в том числе Райнер В. Эрнст (Rainer W. Ernst), Саня Ивекович (Sanja Ivekovic) и Бояна Пеич (Bojana Pejic). На выставке помимо произведений искусства представлены обширная документация и интерактивные проекты; кроме того, ее будет сопровождать подробная лекционная программа.
Kuenstlerhaus Bethanien (Дом художников Бетаниен)
Mariannenplatz 2
Среда — суббота с 14.00 до 19.00
Третья большая альтернативная институция Берлина, посвященная современному искусству. Размещенная в импозантном неосредневековом здании бывшей больницы с церковью, она состоит из муниципальной галереи, просторного конференц-зала и комплекса офисов и студий художников. Молодые современные художники получают возможность проживать здесь, а затем выставлять свои работы на студийных выставках. Порой эти выставки бывают довольно пошлыми, но обычно они заслуживают внимания.
Kuenstlerhaus Bethanien проводит конференции, показы фильмов, другие мероприятия. И вечеринки — они очень хороши для того, чтобы присмотреться к берлинской богеме и проникнуться общей атмосферой. В 2006 году Kuenstlerhaus Bethanien заняли сквотеры (вообще, это место уже не раз переживало налеты самовольных поселенцев), но затем их силой выставили, что несколько повредило прогрессивно-левому имиджу заведения. Здесь жил и работал ряд заметных русских художников — в их числе Олег Кулик и Анатолий Осмоловский.
Веддинг (Wedding)
Kolonie Wedding
Soldinerstrasse, Berlin-Wedding (U-Bahn Pankstrasse)
Открытия по пятницам, доклады по воскресеньям
В Берлине всегда была куча альтернативных арт-площадок, и все они носили временный характер. Они часто переезжали, скапливаясь в районах с низкой арендной платой, «облагораживая» эти заброшенные места своей модностью, а потом, после ремонта кварталов, переезжали дальше. Раньше андеграунд жил в Кройцберге или в Митте, теперь он, похоже, концентрируется в рабочемигранском районе Веддинг (раньше его называли «Красным Веддингом», теперь он скорее похож на этническое гетто), где есть так называемая «художественная колония» — по пятницам там происходят параллельные вернисажи в нескольких маленьких галереях. Представление об этой части города можно получить по материалу Марии Сигутиной на OPENSPACE.RU.
Invalidenstrasse 50—51 (S-Bahn Berlin Hauptbahnhof)
Вторник — пятница с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 20.00, воскресенье с 11.00 до 18.00
В нескольких минутах ходьбы от нового берлинского центрального вокзала в здании другого, старого вокзала расположился музей современного искусства Hamburger Bahnhof(подзаголовок «Museum fuer Gegenwart» — «Музей современности»), который отпочковался от Национальной галереи. Здание сороковых годов XIX века, в конце 1990-х его перепрофилировали и расширили — теперь в нем размещены собрания современного искусства из Национальной галереи, а также коллекция Эриха Маркса (Erich Marx, не имеет ни малейшего отношения к знаменитому однофамильцу), в которую входят работы Бойса, Уорхола, Раушенберга, Лихтенштейна, Кифера и Туомбли. С 2004 года Hamburger Bahnhof показывает также коллекцию Фридриха Христиана Флика (Friedrich Christian Flick), для которой была специально отремонтирована пристройка. Это нововведение вызвало массу споров, поскольку Флик унаследовал состояние от деда, знаменитого спекулянта, который наживался на войне и поддерживал нацистский режим.
В Hamburger Bahnhof также проходят выставки лауреатов художественных премий и небольшие персональные выставки перспективных художников. У музея много государственных и частных учредителей и спонсоров, коллекция разнородная, но здесь пытаются каким-то образом объединить это все в одно, — такова, например, нынешняя серия выставок «Культ художника». И без того огромная экспозиция, посвященная Йозефу Бойсу, дополнена еще и выставкой портретов суперзвезд Энди Уорхола, а между ними вклинился сувенирный магазин. Флигель с коллекцией Флика представляет специальную подборку работ, которые «деконструируют» авторство как таковое самыми различными способами, более или менее зрелищными. Кроме того, здесь выставлен сейчас проект германской художницы турецкого происхождения Аише Эркемен (Ayse Erkemen) — это на тот маловероятный случай, если вы еще не устали от других огромных выставок... В музее также работает очень модный в среде этаблированной арт-богемы ресторан и хороший книжный магазин Вальтера Кёнига (Walhter Koenig).
Кройцберг (Kreuzberg)
Один из самых старых богемных районов Берлина — в прошлом это был Западный Берлин, восточная его часть. В 1960-е и 1970-е годы туда переехало много студентов, хиппи и художников, а позже панков — первое мая в Кройцберге всегда заканчивалось уличными боями левых активистов с полицией. В Кройцберге живет одна из самых больших турецких диаспор в мире, так что сам район очень живой, несмотря на то что бывшие радикалы 68-го года стареют и уже просто физически не в состоянии жить в сквотах и жечь машины. По Кройцбергу очень приятно гулять в любое время года, потому что он лучше, чем другие районы, пережил изменения последних лет и сохранил хоть какой-то дух свободы. В районе Saechsisches Tor, например, всегда веселая ночная жизнь — бывает, что и с художественной составляющей. Между станциями Cottbuser Tor и Goerlitzer Bahnhof также можно найти две ключевые берлинские арт-институции, которые стоит посетить.
NGBK
Oranienstrasse 25
Ежедневно 12.00—18.30
NGBK, альтернативное объединение берлинских художников, было основано тогда же, когда и n.b.k. (см. выше). Его структура отражает его политическую программу: NGBK — клуб, существующий на деньги своих членов, организованный в соответствии с принципами непосредственной демократии; его проекты осуществляются рабочими группами, причем участники этих групп выбираются собранием члена клубов, а не назначаются никаким руководством. Члены клуба получают уйму разнообразных предложений, приходят на собрания и голосуют, тем самым определяя бюджеты выставок. Принцип «непосредственной демократии» весьма родственен по духу германским шестидесятым и семидесятым годам — в мир искусства его привнес Йозеф Бойс, который способствовал основанию этого объединения.
Хотя выставки в NGBK не обязательно обращаются к политической тематике, обычно они отражают как основанную на проектах, процессуальную инфраструктуру самой институции, так и точки зрения ее членов. Прекрасным примером здесь может служить теперешний проект «pöpp68», отсылающий к крылатой фразе «Личное есть политическое». Его организаторы — группа культурных деятелей, которые работали в 1968 году и около того; в том числе Райнер В. Эрнст (Rainer W. Ernst), Саня Ивекович (Sanja Ivekovic) и Бояна Пеич (Bojana Pejic). На выставке помимо произведений искусства представлены обширная документация и интерактивные проекты; кроме того, ее будет сопровождать подробная лекционная программа.
Kuenstlerhaus Bethanien (Дом художников Бетаниен)
Mariannenplatz 2
Среда — суббота с 14.00 до 19.00
Третья большая альтернативная институция Берлина, посвященная современному искусству. Размещенная в импозантном неосредневековом здании бывшей больницы с церковью, она состоит из муниципальной галереи, просторного конференц-зала и комплекса офисов и студий художников. Молодые современные художники получают возможность проживать здесь, а затем выставлять свои работы на студийных выставках. Порой эти выставки бывают довольно пошлыми, но обычно они заслуживают внимания.
Kuenstlerhaus Bethanien проводит конференции, показы фильмов, другие мероприятия. И вечеринки — они очень хороши для того, чтобы присмотреться к берлинской богеме и проникнуться общей атмосферой. В 2006 году Kuenstlerhaus Bethanien заняли сквотеры (вообще, это место уже не раз переживало налеты самовольных поселенцев), но затем их силой выставили, что несколько повредило прогрессивно-левому имиджу заведения. Здесь жил и работал ряд заметных русских художников — в их числе Олег Кулик и Анатолий Осмоловский.
Веддинг (Wedding)
Kolonie Wedding
Soldinerstrasse, Berlin-Wedding (U-Bahn Pankstrasse)
Открытия по пятницам, доклады по воскресеньям
В Берлине всегда была куча альтернативных арт-площадок, и все они носили временный характер. Они часто переезжали, скапливаясь в районах с низкой арендной платой, «облагораживая» эти заброшенные места своей модностью, а потом, после ремонта кварталов, переезжали дальше. Раньше андеграунд жил в Кройцберге или в Митте, теперь он, похоже, концентрируется в рабочемигранском районе Веддинг (раньше его называли «Красным Веддингом», теперь он скорее похож на этническое гетто), где есть так называемая «художественная колония» — по пятницам там происходят параллельные вернисажи в нескольких маленьких галереях. Представление об этой части города можно получить по материалу Марии Сигутиной на OPENSPACE.RU.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452316
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343672
- 3. Норильск. Май 1270164
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897986
- 5. Закоротило 822647
- 6. Не может прожить без ирисок 785288
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762401
- 8. Коблы и малолетки 742174
- 9. Затворник. Но пятипалый 473871
- 10. ЖП и крепостное право 408359
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404737
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371822