К открытию берлинской ярмарки Art Forum — о новой столице современного искусства, каковой, по общему мнению, является Берлин
В последние два-три года я часто слышу, что теперь столицей мира искусства вместо Нью-Йорка стал Берлин. Конечно, по большей части, это пиар, но все же... В децентрализованном мире, где бывшая периферия быстро развивается, вообще вряд ли можно говорить о какой-либо столице. Действительно, сейчас многие художники международного масштаба живут и работают в Берлине, выставляются в местных галереях и реализуют свои проекты на фоне местного институционального ландшафта.Это не всегда заметно, потому что художественная топография Берлина весьма запутанна, в ней много центров и масса нюансов как результат исторического разделения города и позднейшего его объединения. В итоге обстановка для искусства создается весьма противоречивая и чрезвычайно разнообразная. Не секрет, что Берлин основательно трансформирован, с одной стороны, джентрификацией (трансформацией бедных районов в буржуазные не без помощи искусства), а с другой — экономическим кризисом: в одних районах был евроремонт, в других уровень безработицы около 40% — самый высокий в Германии. Берлин — это одновременно бастион левых настроений и испытательный полигон для неолиберальной культурной политики; художественные учреждения города отражают противоборство этих сил. Некоторые из них представляют собой эксперимент по применению непосредственной демократии, другие ничем не отличаются от лондонских или нью-йоркских буржуазных галерей.
Большинство нижеперечисленных арт-институций находятся на востоке города, но есть и исключения.
Район Потсдамской площади (Potsdamer Platz)
До Второй мировой войны Potsdamer Platz была одним из коммерческих центров Берлина, но после бомбежек и деления города на две части (которое прошло как раз здесь) эти места сильно изменились. Гэдээровская часть площади (где теперь стоят маленькие небоскребы) превратилась в приграничный пустырь, а западная была превращена властями Западного Берлина в так называемый «Форум культуры» (Kulturforum), на котором до сих пор стоят три музея, библиотека и концертный зал. Естественно, выбор места (как и выбор эстетики построек) был мотивирован политически. Если культура тоже орудие в политической борьбе, то здесь стояла целая армия перед воротами врага. Cейчас Potsdamer Platz, с ее новейшей архитектурой (берлинское подражание центру Манхэттена) и массовым шопингом, входит в число самых посещаемых туристических достопримечательностей Берлина.
Новая национальная галерея (Neue Nationalgalerie)
Potsdamer Straße 50. 10785 Berlin-Tiergarten
Вторник — воскресенье 10.00—19.00, по четвергам до 21.00
Новая национальная галерея была построена Мисом ван дер Роэ после Второй мировой войны. Здоровенная конструкция из стекла и стали стоит на ближнем конце «Форума культуры» и во времена «холодной войны» была главной выставочной площадкой для современного искусства. Здешняя постоянная коллекция находится в подвальном и цокольном этажах, а на прозрачном верхнем этаже иногда устраивают выставки более современных работ (как, например, во время Берлинской биеннале 2008 года). Коллекция быстро надоест тем, кто не переваривает формализм: Национальная галерея — непоколебимый оплот западной культурной политики — отдает предпочтение цветным малярным работам (в отличие от кельнской коллекции Петера Людвига, более ориентированной на поп-арт). После падения Берлинской стены современные фонды были перенесены в Hamburger Bahnhof, а Новая национальная галерея сосредоточила все свое внимание на классическом модернизме до 1970 года.
Результаты противоречивы: коллекция музея довольно скудная, но передвижные выставки (например, «МоМА в Берлине» 2004 года или французская живопись XIX века в 2007 году) привлекают толпы посетителей. Из-за этого создается ощущение, что музей не более чем ловушка для туристов. Сейчас в Новой национальной галерее проходят две выставки в рамках целой серии под общим названием «Культ художника»: одна посвящена классику модернизма Паулю Клее, другая — поп-звезде Джеффу Кунсу. Здесь также работает знаменитый книжный магазин Вальтера Кёнига (Walther Koenig) и недорогое кафе типа столовой.{-page-}
Martin-Gropius Bau
Stresemannstrasse 110. 10963 Berlin
Среда — понедельник 10.00—19.00, по вторникам закрыт
Если перейти через Potsdamer Platz, вы увидите массивное неоренессансное здание выставочного зала Martin-Gropius Bau. Чтобы не было путаницы, сразу поясню: наряду с Мисом ван дер Роэ еще одним знаменитым архитектором школы Баухауз был Вальтер Гропиус. Так вот он — внучатый племянник Мартина Гропиуса, немецкого архитектора XIX века. Мартин Гропиус построил этот выставочный зал для Музея декоративно-прикладного искусства. Позже в здании размещался Берлинский музей доисторической и раннеисторической эпохи, а также коллекция восточноазиатского искусства. Во время войны здание было сильно повреждено. Реставрировали его сравнительно поздно, поскольку оно находилось слишком близко от стены (ее мемориал расположен буквально в соседнем здании).
В целом это один из самых красивых музеев Берлина, но здесь проходят только временные (хоть и продолжительные) выставки, организованные муниципальным агентством под названием Berliner Festspiele (Берлинский фестиваль). Выставки тут бывают очень разные — от продвинутой Берлинской биеннале современного искусства до квазиэтнографических экспозиций, на которых чувствуешь себя неловко: они изобличают колониальное прошлое здания. Такова, например, нынешняя экспозиция «Тропики», где африканское и азиатское искусство перемешаны с недавно созданными образчиками псевдокритического искусства. Кроме того, сейчас здесь проходит прелестная выставка концептуальной художницы Барбары Блум, которая должна быть еще открыта во время Art Forum. Обе выставки стоит посетить: вам потребуется минут двадцать на то, чтобы бегло осмотреть первую и угадать в ней симптомы неоколониальных трендов в «прогрессивном» кураторстве (что-то среднее между «Документа-12» и Жан-Юбером Мартеном), вторая же прекрасно подходит для продолжительного созерцания. Еще один книжный магазин Кёнига и приятный ресторан с уличной террасой.
Район галерей от Чекпойнт Чарли (Checkpoint Charlie) до Еврейского музея
В 1990-е годы большинство галерей находились в районе Berlin-Mitte на Linienstrasse, Torstrasse и Аugustusstrasse (см. ниже). Однако теперь этот центр несколько (хотя и не очень далеко) сместился; множество галерей перебрались в район возле КПП Чарли на Friedrichstrasse, где во время «холодной войны» был специальный пограничный пункт для американских, британских и французских военнослужащих — его сохранили как аттракцион для туристов. На соседних с Friedrichstrasse улицах, Kochstrasse и Zimmerstrasse, можно отойти от этого туристического ада и посетить некоторые из числа самых модных берлинских художественных галерей. Вот небольшая подборка.
Arndt und Partner
Zimmerstrasse 90—91
Вторник — суббота 11.00—18.00
Галерея «Арндт и партнер» открылась одной из первых в Берлине после падения Стены — в 1994 году. Она несколько раз переезжала, сильно поднялась, и сейчас у нее целых три выставочных пространства: два на Zimmerstrasse возле КПП Чарли, еще одно — неподалеку от Hamburger Bahnhof (о котором ниже). Помещения на Zimmerstrasse оба довольно маленькие — типичные белые кубики, два этажа один над другим. У галереи очень сильная интернациональная команда художников. Среди них знаменитая французская концептуалистка-рассказчица Софи Каль и, по определению некоторых, «болгарский Кабаков» (хотя он гораздо моложе) Недко Солаков, а также, например, молодая художница, автор инсталляций Жозефина Мексепер, чьи шикарные концептуальные витрины призваны выражать критику товара. Здесь также бывают выставки Ильи и Эмилии Кабаковых и Эрика Булатова. Помещение около Hamburger Bahnhof предназначено для проектов молодых художников, и туда тоже стоит зайти.{-page-}
Barbara Weiss
Zimmerstrasse 88—91
Вторник — суббота, 11.00—18.00
Основанная в 1992 году Галерея Барбары Вайс находится в том же здании, только в другом подъезде. Программа у нее несколько более эклектичная и неровная, здесь ценится искусство с выраженной чувственностью, то есть всякое. Среди выставляемых время от времени работ можно увидеть эффектнейшие аудиовизуальные эксперименты Джанет Кардифф и Джорджа Бёрс-Миллера, политические исследования Андреаса Зикмана, неподражаемые концептуально-документально-сюрреалистические фотографии Бориса Михайлова. Здесь также представлены живописцы, например Моника Баэр, которая участвовала в последней «Документе», и Николь Айзенман. Опять-таки помещения, на наш вкус, слишком белые, а потолки — слишком низкие. Зато можно всегда увидеть, какая выставка, прямо через окно.
carlier gebauer
Markgrafenstraße 67, D — 10969 Berlin
Вторник — суббота 11.00—18.00
Carlier gebauer также была основана в начале девяностых, раньше занимала пространство под сводами моста Janowitz Bruecke, а с мая 2008-го присоединилась к множеству других в районе Zimmerstrasse / Kochstrasse (улица Markgrafenstrasse идет им параллельно). Перечень художников галереи столь внушителен, что ее хозяевам хочется доверять: carlier gebauer давно пользуется в Берлине безупречной репутацией. Здесь выставляются звезды: лауреат премии Тернера Марк Уоллинджер (Mark Wallinger), немецкий скульптор Томас Шютте (Thomas Schuette), бельгийский живописец Люк Тойманс). А также голландский кинематографист Эрнаут Мик (и постъюгославский ретромодернист, фотограф и режиссер Давид Малкович. Недавно сюда влилось большое количество польских живописцев. В общем, carlier gebauer представляет нынешний берлинский художественный вкус: галерея открыта к расширенному представлению о Европе, вовлечена в постсоциал-демократическую систему институций, склонна к эстетике неброской, но одновременно богатой, изобретательной, хотя и лаконичной порой вплоть до грубости.
Galerie Volker Diehl
Lindenstrasse 35
Вторник — суббота 11.00—18.00
Теперь целый ряд берлинских этаблированных галерей переехал еще чуть-чуть восточнее, на улицу Lindenstrasse, неподалеку от Еврейского музея (от Zimmerstrasse пешком несколько минут). Теперь это новый центр художественной жизни, сюда ездят на модные вернисажи. Одна из этих галерей уже хорошо известна в Москве: Фолькер Диль представляет русских художников, в том числе группу «Синие носы», Ольгу Чернышеву и Алексея Каллиму. Для москвичей может быть интересно посетить его недавно открытую, заново отремонтированную галерею, которая щеголяет еще более разнообразной программой, чем дочерняя галерея в Москве. Вот лишь один пример: сейчас Диль показывает работы Герберта Фолкмана (Herbert Volkmann), коллекционера и дипломированного живописца, чей семейный бизнес рухнул. Фолкман распродал свою коллекцию произведений искусства на аукционе Christie's в 1999 году и активно занялся живописью при поддержке художников, работы которых раньше коллекционировал, таких как Даниэль Рихтер и Питер Дойг. Живопись Фолкмана — типичный немецкий неоэкспрессионизм с панковской составляющей. Рядом находится галерея Gregor Podnar, у которого выставляются, в частности, хорошо известные в Москве Вадим Фишкин и Юрий Лейдерман.{-page-}
Унтер-ден-Линден (Unter den Linden)
Deutsche Guggenheim
Unter den Linden 13/15
Ежедневно 11.00—20.00, по четвергам до 22.00
Прогулявшись от Бранденбургских ворот минут двенадцать по Unter den Linden — главному берлинскому променаду времен Прусской империи, вы придете к Deutsche Guggenheim (Немецкому Гуггенхайму). Это маленькое совместное предприятие Фонда Соломона Р. Гуггенхайма и Дойче Банка, держателя крупнейшей корпоративной коллекции в мире. Здесь обслуживают туристов. Немецкий Гуггенхайм размещает у себя выставки либо современных художников-американцев, либо авторов, подробнее представленных в других, более крупных помещениях Фонда Гуггенхайма. По сравнению почти со всеми остальными институциями Берлина Немецкий Гуггенхайм — крохотное пространство, тем более что примерно 30% его площади занято сувенирным магазином и скромным кафетерием. Музей едва успевает возбудить любопытство посетителя, как выясняется, что больше смотреть нечего, и это, конечно, удручает. Здесь можно провести от силы полчаса. В зависимости от качества выставки посещение Немецкого Гуггенхайма напоминает либо очередь в банке, либо осмотр содержимого бутика, где вы все равно ничего не купите.
Временный выставочный зал (Temporäre Kunsthalle)
Schlossplatz, Berlin-Mitte (напротив Берлинского собора)
Ежедневно 11.00—18.00, по понедельникам до 22.00
Временный выставочный зал (или Временный кунстхалле, поскольку этот немецкий термин уже давно вышел за пределы понятия «выставочный зал» и обозначает некоммерческую институцию со своей программой) — недавно открытое заведение, и, похоже, в этом и следующем году здесь будет много всего интересного. Временный кунстхалле представляет собой белый куб без окон, расположенный в конце Unter den Linden напротив Берлинского собора. Его заслоняют четыре железобетонных лестничных колодца, похожие на руины Второй мировой войны. Это всё, что осталось от Дворца Республики (Palast der Republik) — уникального многофункционального произведения социалистической архитектуры, которое пошло под снос в начале 2006 года. Берлин намеревается построить здесь копию подлинного прусского дворца, которая станет частью недавно запущенного проекта «универсального музея» под названием Humboldt Forum.
Но пока что главная достопримечательность здесь — Временный кунстхалле. Внутри этого сравнительно небольшого (600 кв. м) пространства будут размещены восемь выставок, и еще в четырех проектах будет использован лишенный окон белый фасад. Что симптоматично, это частная инициатива, и именно таким образом себя подает: здесь есть веселенькая образовательная экскурсионная программа; кроме того, все здание можно арендовать для корпоративных мероприятий. Зал откроется 29 октября, а сейчас на его фасад проецируется компьютерная графика австрийского художника Гервальда Рокеншауба (Gerwald Rockenschaub) в духе геометрического формализма. Внутри — видеоинсталляция живущей в Берлине южноафриканской художницы Кэндис Брейц (Candice Breitz), творчеству которой посвящена статья Катрин Беккер на OPENSPACE.RU).
Митте (Mitte)
В момент падения Cтены район вокруг Oranienburgerstrasse в восточноберлинском районе Mitte находился в крайнем запустении. До Второй мировой войны здесь жила крупнейшая в Берлине еврейская община, в последние дни войны район был сильно разрушен — в гэдээровское время он так и не был восстановлен до конца. В начале 1990-х это был центр берлинской субкультуры — в здешних барах и псевдосквотах вроде «Тахелеса» (Tacheles) на Oranienburgerstrasse напротив старейшей берлинской синагоги вполне можно было встретить людей типа Ника Кейва. Сюда быстро въехали галереи и разные художественные институции, превратив район в невероятно живую арт-сцену. В конце 1990-х здесь прошла серьезная реконструкция, и сейчас большинство галерей уехало в другие районы — например, к Checkpoint Charlie (см. выше). Но все же многие остались, включая и некоторые небольшие институции, которые, в частности, регулярно показывают русское искусство, — это, например, галерея Sandmann (см. интервью с Мариной Зандман на OPENSPACE.RU) и ifa-Galerie (обе в здании на Linienstrasse 139—140).
n.b.k.
Chausseestrasse 128/129
Вторник — воскресенье с 12.00 до18.00, четверг до 22.00
n.b.k., или Neuer Berliner Kunstverein (Новое берлинское художественное объединение), было основано куратором венгерского происхождени Александром Тольнаи в 1960 году в Западном Берлине. Помимо выставок, здесь была собрана замечательная «артотека» (где произведения искусства выдаются напрокат частным лицам) и библиотека. После того как в начале девяностых учреждение переехало в район Mitte, оно стало одной из самых важных точек в Берлине для показа видеоарта. Здесь есть и общедоступный архив видео, который собрала куратор Катрин Беккер (ее статьи для OPENSPACE.RU можно прочесть здесь).
В прошлом году руководство n.b.k. сменилось, теперь его возглавляет куратор и критик Мариус Бабиас (Marius Babias), о котором известно, что у него большие связи в Восточной Европе (он родом из Румынии) и что он поведет n.b.k. в сторону выставок с сильным политическим и теоретическим уклоном, хотя представляться будут, скорее всего, очень этаблированные художники. Его вторая выставка в n.b.k. называется «German Angst» («Немецкий страх»), она закроется 3 ноября — на ней представлены, в частности, Ханс Хааке, Томас Хиршхорн и Лоренс Вайнер. Выставка исследует извечный вопрос национального суверенитета с решительно «антигерманской» позиции, типичной для немецких левых. (Антигерманский дискурс недавно привел к расколу движения антифа в Берлине, в связи с чем мир искусства также разбился на два лагеря).{-page-}
Институт современного искусства Kunstwerke (KW)
Auguststrasse 69
Вторник — воскресенье с 12.00 до 19.00, четверг до 21.00
Основанный сразу после падения Берлинской стены группой молодых людей, в которую входил Клаус Бизенбах (см. мой биографический очерк о нем здесь), Институт современного искусства Kunstwerke («Фабрика искусства») или, сокращенно, KW — образцовая институция своего времени, которая сыграла решающую роль в превращении берлинского Mitte из заброшенных трущоб в модный район арт-галерей и архитектурных студий. KW расположен во дворе бывшей фабрики. Кроме четырех этажей выставочного пространства, здесь есть студии художников, офисы, библиотека и довольно модное кафе, обязанное своим дизайном американскому концептуалисту Дэну Грэхему (Dan Graham). Это привычное место встреч людей искусства.
KW — одна из постоянных площадок берлинских биеннале и специальных выставок. Программа этих выставок за последние десять лет выдержала множество критических нападок, но у них есть свой узнаваемый стиль: экспозиции здесь обычно визуально разрежены, содержательно интенсивны и слегка спорны. Здесь всегда много пустого пространства, что само по себе определенный эстетический опыт. Многие художники, выставляющиеся в KW, часто выставляются и в PS 1 в Нью-Йорке — институции-побратиме. Те, кто сейчас едет в Берлин, могут застать последние дни «Закрытого общества» — выставки видео и инсталляций, которая обращается к проблеме тюрьмы, понятой как политическое пространство. Выставка весьма типична для KW как в плане кураторства, так и тематически.
Eigen + Art
Auguststrasse 26
Вторник — суббота с 11.00 до 18.00
Основанная Гердом Харри Любке (Gerd Harry Lybke) в Лейпциге в 1983 году, Eigen + Art проделала путь от квартирной галереи до одной из мощнейших коммерческих сил, стоящих за немецким искусством. Здесь представлены художники из бывшей ГДР (Нео Раух, Йорг Херолд, Карстен Николаи). Однако в последние годы галерея стала чуть менее влиятельной, а ее программа — довольно предсказуемой. В отличие от большинства коллег, хозяева Eigen + Art не покидают насиженное место на Auguststrasse и, похоже, стараются убедить посетителей, что еще не весь мир искусства покинул этот район, хотя он уже и не совсем тот, каким был в начале и середине девяностых.
Тиргартен (Tiergarten) и восточнее его
Одна из географических особенностей Берлина в том, что он имеет пустой центр, который отделяет запад от востока. Здесь расположен огромный парк под названием Tiergarten. Районы, которые его окружают, очень спокойные, если не сказать скучные, но на художественной карте города там есть два важных места. На востоке от парка — район Regierungsviertel, где располагаются грандиозные правительственные здания типа Рейхстага и новый главный вокзал города. Там также можно найти один из главных музеев Берлина. Сюда стоит идти во второй половине дня — район особенно хорош вечером, когда он абсолютно пустой.
Академия искусств (Akademie der Künste)
Hanseatenweg 10 (S-Bahn Bellevue)
Вторник — воскресенье с 11.00 до 20.00
Академия искусств (всех искусств, а не только изобразительного искусства, что подразумевалось бы понятием «Академия художеств») — одно из старейших художественных учреждений Германии, и раздел Берлина повлиял на него не менее сильно, чем на город в целом. Восточная секция академии была восстановлена в конце 1940-х годов, ее возглавил Генрих Манн.
Западная продолжала функционировать как оружие в «холодной войне», и в 1960 году получила новое здание в Западном Берлине на Hanseatenweg, которое функционирует и сейчас. Архитектура здания соответствующая (форпост модернизма). Здесь проходят выставки на вполне современные темы и вполне современных авторов (не сравнить с московской академией), но все равно, как бы это выразиться... с заметным академическим душком. Взять, например, вот эту: «Системы обозначений. Форма и размышление», кураторы — теоретик Хубертус фон Амелунксен (Hubertus von Amelunxen), художник Дитер Аппельт (Dieter Appelt) и гуру медиаарта и директор ZKM (Центра искусств и медиатехнологий) Петер Вайбель (Peter Weibel).
Дом мировых культур (Haus der Kulturen der Welt)
John-Foster-Dulles-Allee 10 (Bus 100)
Вторник — воскресенье с 10.00 до 21.00
Другой важный маяк западной культуры в «холодной войне» — бывшее здание Зала конгрессов вблизи Рейхстага (но все равно пешком далековато, надо ехать на автобусе). Оно было построено в 1956 году, это подарок американского Фонда Бенджамина Франклина, и его форма символизирует свободу (крыша имитирует птицу, расправляющую крылья). До 1989 года здесь проводились научные конференции, а потом здание было превращено в очаг «мультикультурализма».
Теперь здесь часто проходят художественные выставки, выставки фотографии и видео о странах третьего мира, что придает всему предприятию несколько постколониальный оттенок. В основном все это не этнографическое, а на современные темы. Например, здесь была большая выставка современного китайского искусства. Здесь также проходит ежегодный фестиваль новых медиа «Трансмедиале» (см. об этом текст Романа Минаева на OPENSPACE.RU).{-page-}
Hamburger Bahnhof
Invalidenstrasse 50—51 (S-Bahn Berlin Hauptbahnhof)
Вторник — пятница с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 20.00, воскресенье с 11.00 до 18.00
В нескольких минутах ходьбы от нового берлинского центрального вокзала в здании другого, старого вокзала расположился музей современного искусства Hamburger Bahnhof(подзаголовок «Museum fuer Gegenwart» — «Музей современности»), который отпочковался от Национальной галереи. Здание сороковых годов XIX века, в конце 1990-х его перепрофилировали и расширили — теперь в нем размещены собрания современного искусства из Национальной галереи, а также коллекция Эриха Маркса (Erich Marx, не имеет ни малейшего отношения к знаменитому однофамильцу), в которую входят работы Бойса, Уорхола, Раушенберга, Лихтенштейна, Кифера и Туомбли. С 2004 года Hamburger Bahnhof показывает также коллекцию Фридриха Христиана Флика (Friedrich Christian Flick), для которой была специально отремонтирована пристройка. Это нововведение вызвало массу споров, поскольку Флик унаследовал состояние от деда, знаменитого спекулянта, который наживался на войне и поддерживал нацистский режим.
В Hamburger Bahnhof также проходят выставки лауреатов художественных премий и небольшие персональные выставки перспективных художников. У музея много государственных и частных учредителей и спонсоров, коллекция разнородная, но здесь пытаются каким-то образом объединить это все в одно, — такова, например, нынешняя серия выставок «Культ художника». И без того огромная экспозиция, посвященная Йозефу Бойсу, дополнена еще и выставкой портретов суперзвезд Энди Уорхола, а между ними вклинился сувенирный магазин. Флигель с коллекцией Флика представляет специальную подборку работ, которые «деконструируют» авторство как таковое самыми различными способами, более или менее зрелищными. Кроме того, здесь выставлен сейчас проект германской художницы турецкого происхождения Аише Эркемен (Ayse Erkemen) — это на тот маловероятный случай, если вы еще не устали от других огромных выставок... В музее также работает очень модный в среде этаблированной арт-богемы ресторан и хороший книжный магазин Вальтера Кёнига (Walhter Koenig).
Кройцберг (Kreuzberg)
Один из самых старых богемных районов Берлина — в прошлом это был Западный Берлин, восточная его часть. В 1960-е и 1970-е годы туда переехало много студентов, хиппи и художников, а позже панков — первое мая в Кройцберге всегда заканчивалось уличными боями левых активистов с полицией. В Кройцберге живет одна из самых больших турецких диаспор в мире, так что сам район очень живой, несмотря на то что бывшие радикалы 68-го года стареют и уже просто физически не в состоянии жить в сквотах и жечь машины. По Кройцбергу очень приятно гулять в любое время года, потому что он лучше, чем другие районы, пережил изменения последних лет и сохранил хоть какой-то дух свободы. В районе Saechsisches Tor, например, всегда веселая ночная жизнь — бывает, что и с художественной составляющей. Между станциями Cottbuser Tor и Goerlitzer Bahnhof также можно найти две ключевые берлинские арт-институции, которые стоит посетить.
NGBK
Oranienstrasse 25
Ежедневно 12.00—18.30
NGBK, альтернативное объединение берлинских художников, было основано тогда же, когда и n.b.k. (см. выше). Его структура отражает его политическую программу: NGBK — клуб, существующий на деньги своих членов, организованный в соответствии с принципами непосредственной демократии; его проекты осуществляются рабочими группами, причем участники этих групп выбираются собранием члена клубов, а не назначаются никаким руководством. Члены клуба получают уйму разнообразных предложений, приходят на собрания и голосуют, тем самым определяя бюджеты выставок. Принцип «непосредственной демократии» весьма родственен по духу германским шестидесятым и семидесятым годам — в мир искусства его привнес Йозеф Бойс, который способствовал основанию этого объединения.
Хотя выставки в NGBK не обязательно обращаются к политической тематике, обычно они отражают как основанную на проектах, процессуальную инфраструктуру самой институции, так и точки зрения ее членов. Прекрасным примером здесь может служить теперешний проект «pöpp68», отсылающий к крылатой фразе «Личное есть политическое». Его организаторы — группа культурных деятелей, которые работали в 1968 году и около того; в том числе Райнер В. Эрнст (Rainer W. Ernst), Саня Ивекович (Sanja Ivekovic) и Бояна Пеич (Bojana Pejic). На выставке помимо произведений искусства представлены обширная документация и интерактивные проекты; кроме того, ее будет сопровождать подробная лекционная программа.
Kuenstlerhaus Bethanien (Дом художников Бетаниен)
Mariannenplatz 2
Среда — суббота с 14.00 до 19.00
Третья большая альтернативная институция Берлина, посвященная современному искусству. Размещенная в импозантном неосредневековом здании бывшей больницы с церковью, она состоит из муниципальной галереи, просторного конференц-зала и комплекса офисов и студий художников. Молодые современные художники получают возможность проживать здесь, а затем выставлять свои работы на студийных выставках. Порой эти выставки бывают довольно пошлыми, но обычно они заслуживают внимания.
Kuenstlerhaus Bethanien проводит конференции, показы фильмов, другие мероприятия. И вечеринки — они очень хороши для того, чтобы присмотреться к берлинской богеме и проникнуться общей атмосферой. В 2006 году Kuenstlerhaus Bethanien заняли сквотеры (вообще, это место уже не раз переживало налеты самовольных поселенцев), но затем их силой выставили, что несколько повредило прогрессивно-левому имиджу заведения. Здесь жил и работал ряд заметных русских художников — в их числе Олег Кулик и Анатолий Осмоловский.
Веддинг (Wedding)
Kolonie Wedding
Soldinerstrasse, Berlin-Wedding (U-Bahn Pankstrasse)
Открытия по пятницам, доклады по воскресеньям
В Берлине всегда была куча альтернативных арт-площадок, и все они носили временный характер. Они часто переезжали, скапливаясь в районах с низкой арендной платой, «облагораживая» эти заброшенные места своей модностью, а потом, после ремонта кварталов, переезжали дальше. Раньше андеграунд жил в Кройцберге или в Митте, теперь он, похоже, концентрируется в рабочемигранском районе Веддинг (раньше его называли «Красным Веддингом», теперь он скорее похож на этническое гетто), где есть так называемая «художественная колония» — по пятницам там происходят параллельные вернисажи в нескольких маленьких галереях. Представление об этой части города можно получить по материалу Марии Сигутиной на OPENSPACE.RU.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444123
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340543
- 3. Норильск. Май 1268405
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897651
- 5. Закоротило 822067
- 6. Не может прожить без ирисок 781859
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758452
- 8. Коблы и малолетки 740781
- 9. Затворник. Но пятипалый 470971
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402899
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370333
- 12. Винтаж на Болотной 343203