Оцените материал

Просмотров: 94346

Где искать современное искусство в Берлине

Давид Рифф · 01/11/2008
Унтер-ден-Линден (Unter den Linden)

Deutsche Guggenheim

Unter den Linden 13/15
Ежедневно 11.00—20.00, по четвергам до 22.00


©  Deutsche Guggenheim

 Deutsche Guggenheim

Deutsche Guggenheim


Прогулявшись от Бранденбургских ворот минут двенадцать по Unter den Linden — главному берлинскому променаду времен Прусской империи, вы придете к Deutsche Guggenheim (Немецкому Гуггенхайму). Это маленькое совместное предприятие Фонда Соломона Р. Гуггенхайма и Дойче Банка, держателя крупнейшей корпоративной коллекции в мире. Здесь обслуживают туристов. Немецкий Гуггенхайм размещает у себя выставки либо современных художников-американцев, либо авторов, подробнее представленных в других, более крупных помещениях Фонда Гуггенхайма. По сравнению почти со всеми остальными институциями Берлина Немецкий Гуггенхайм — крохотное пространство, тем более что примерно 30% его площади занято сувенирным магазином и скромным кафетерием. Музей едва успевает возбудить любопытство посетителя, как выясняется, что больше смотреть нечего, и это, конечно, удручает. Здесь можно провести от силы полчаса. В зависимости от качества выставки посещение Немецкого Гуггенхайма напоминает либо очередь в банке, либо осмотр содержимого бутика, где вы все равно ничего не купите.

Временный выставочный зал (Temporäre Kunsthalle)

Schlossplatz, Berlin-Mitte (напротив Берлинского собора)
Ежедневно 11.00—18.00, по понедельникам до 22.00


Временный выставочный зал (или Временный кунстхалле, поскольку этот немецкий термин уже давно вышел за пределы понятия «выставочный зал» и обозначает некоммерческую институцию со своей программой) — недавно открытое заведение, и, похоже, в этом и следующем году здесь будет много всего интересного. Временный кунстхалле представляет собой белый куб без окон, расположенный в конце Unter den Linden напротив Берлинского собора. Его заслоняют четыре железобетонных лестничных колодца, похожие на руины Второй мировой войны. Это всё, что осталось от Дворца Республики (Palast der Republik) — уникального многофункционального произведения социалистической архитектуры, которое пошло под снос в начале 2006 года. Берлин намеревается построить здесь копию подлинного прусского дворца, которая станет частью недавно запущенного проекта «универсального музея» под названием Humboldt Forum.

©  Schreiner Kastler / Christoph Gengnagel

 Temporäre Kunsthalle Berlin. На фасаде: работа Гервальд Рокеншауб

Temporäre Kunsthalle Berlin. На фасаде: работа Гервальд Рокеншауб


Но пока что главная достопримечательность здесь — Временный кунстхалле. Внутри этого сравнительно небольшого (600 кв. м) пространства будут размещены восемь выставок, и еще в четырех проектах будет использован лишенный окон белый фасад. Что симптоматично, это частная инициатива, и именно таким образом себя подает: здесь есть веселенькая образовательная экскурсионная программа; кроме того, все здание можно арендовать для корпоративных мероприятий. Зал откроется 29 октября, а сейчас на его фасад проецируется компьютерная графика австрийского художника Гервальда Рокеншауба (Gerwald Rockenschaub) в духе геометрического формализма. Внутри — видеоинсталляция живущей в Берлине южноафриканской художницы Кэндис Брейц (Candice Breitz), творчеству которой посвящена статья Катрин Беккер на OPENSPACE.RU).

Митте (Mitte)

В момент падения Cтены район вокруг Oranienburgerstrasse в восточноберлинском районе Mitte находился в крайнем запустении. До Второй мировой войны здесь жила крупнейшая в Берлине еврейская община, в последние дни войны район был сильно разрушен — в гэдээровское время он так и не был восстановлен до конца. В начале 1990-х это был центр берлинской субкультуры — в здешних барах и псевдосквотах вроде «Тахелеса» (Tacheles) на Oranienburgerstrasse напротив старейшей берлинской синагоги вполне можно было встретить людей типа Ника Кейва. Сюда быстро въехали галереи и разные художественные институции, превратив район в невероятно живую арт-сцену. В конце 1990-х здесь прошла серьезная реконструкция, и сейчас большинство галерей уехало в другие районы — например, к Checkpoint Charlie (см. выше). Но все же многие остались, включая и некоторые небольшие институции, которые, в частности, регулярно показывают русское искусство, — это, например, галерея Sandmann (см. интервью с Мариной Зандман на OPENSPACE.RU) и ifa-Galerie (обе в здании на Linienstrasse 139—140).

n.b.k.

Chausseestrasse 128/129
Вторник — воскресенье с 12.00 до18.00, четверг до 22.00


n.b.k., или Neuer Berliner Kunstverein (Новое берлинское художественное объединение), было основано куратором венгерского происхождени Александром Тольнаи в 1960 году в Западном Берлине. Помимо выставок, здесь была собрана замечательная «артотека» (где произведения искусства выдаются напрокат частным лицам) и библиотека. После того как в начале девяностых учреждение переехало в район Mitte, оно стало одной из самых важных точек в Берлине для показа видеоарта. Здесь есть и общедоступный архив видео, который собрала куратор Катрин Беккер (ее статьи для OPENSPACE.RU можно прочесть здесь).

В прошлом году руководство n.b.k. сменилось, теперь его возглавляет куратор и критик Мариус Бабиас (Marius Babias), о котором известно, что у него большие связи в Восточной Европе (он родом из Румынии) и что он поведет n.b.k. в сторону выставок с сильным политическим и теоретическим уклоном, хотя представляться будут, скорее всего, очень этаблированные художники. Его вторая выставка в n.b.k. называется «German Angst» («Немецкий страх»), она закроется 3 ноября — на ней представлены, в частности, Ханс Хааке, Томас Хиршхорн и Лоренс Вайнер. Выставка исследует извечный вопрос национального суверенитета с решительно «антигерманской» позиции, типичной для немецких левых. (Антигерманский дискурс недавно привел к расколу движения антифа в Берлине, в связи с чем мир искусства также разбился на два лагеря).

 

 

 

 

 

Все новости ›