Пока клуб «Сноб» отдыхает в Венеции, художники отвечают перед судом
Большая часть московской арт-тусовки на прошлой неделе поехала в Венецию. Оттуда первые новости и сплетни.
О русском павильоне пишет в «Коммерсанте» Милена Орлова, но уже в качестве главного редактора журнала «АртХроника»: о том, кто спонсировал, кто говорил и какие работы там делали. Самое острое — в конце. Более общий репортаж сделал телеканал «Культура».
Марат Гельман в своем блоге с восторгом пишет о поездке в Венецию. Он, кажется, доволен. О том, как он любит Венецию, кого там знает и как «Сноб» ему «доставил пакет с приглашениями на все русские ивенты». Там он, видимо, всех убедил делать что-то в Перми. Прочесть об этом можно здесь, здесь, здесь и здесь.
Проект «Сноб» очень крупно вложился в русский павильон и является его партнером. Разработана специальная программа прогулок, приемов и встреч для членов клуба, в котором только «русские» мероприятия и экскурсия по Венеции с Глебом Смирновым. Еще они очень гордятся, что в биеннале участвуют «сразу семь членов клуба»; последних они подробно расспросили об их проектах. Немного есть и о художниках. Но биеннале они воспринимают как пионерлагерь (для богатых), а художники, по их мнению, такие клевые аниматоры.
Поэт и издатель Александр Шаталов в ответ на все это возмущается: «В то время как современного искусства как будто и вовсе уже нет, во всяком случае все коллекционеры или продают свои «коллекции», или мечтают продать, ориентируясь при этом на Марата Гельмана, успевшего это сделать раньше всех, он сам убеждает своих читателей, что все клево. Что выставка Гоши Острецова в Венеции круче, чем все его многочисленные и бесконечные аналогичные выставки в Москве, что Ольга Свиблова, раз названа куратором, значит, в искусстве действительно разбирается, что Дубосарский с Виноградовым сделали не слабый повтор себя же самих, а что-то новое...» Но тут весь гнев Шаталова обрушивается на голову поэта Льва Рубинштейна, что несправедливо. Ругать надо других. Лев Семенович тут ни при чем.
«Народнaя защита» vs. Андрей Ерофеев
В прошлую пятницу вновь открылся суд над Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым, и группа «Война» прямо в зале суда совершила провокацию, как тогда сообщил plucer. Диана Мачулина (melanholerik) побывала в суде и для «Времени новостей» написала очень удачный текст (полная версия здесь), в котором, кроме фактуры, есть много фактов. В частности, можно узнать, на каком обосновании судят Ерофеева и Самодурова и кто за этим стоит.
Юрий Лужков vs. Гарик Виноградов
На прошлой неделе также начался суд по иску московского мэра Юрия Лужкова к художнику Гарику Виноградову за словосочетание «Уклюжий вор», использованное Виноградовым в одной из своих акций. «Еще 1 апреля Юрий Лужков подал в Тверской районный суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации», — сообщил тот же plucer .
Все та жа melanholerik поясняет, откуда Лужков вообще узнал об анаграммах Виноградова: «Одна из таких анаграмм «Юрий Лужков — уклюжий вор» была размещена кем-то без ведома Германа (но с сохранением его копирайта на эту игру букв) на одном из плакатов, которые держали в руках снеговики. Снеговики с плакатами — художественная акция, прошедшая в феврале в парке скульптур «Музеон» с разрешения директора парка как протест против сноса здания ЦДХ. Однако милиция восприняла акцию как несанкционированный пикет и отняла из снежных лап лозунги, забрав в качестве вещдоков. <...> Снеговикам от путаницы между политикой и искусством вреда особого не было, зато на художника Виноградова подал в суд лично Юрий Лужков, заявив, что в анаграмме содержатся «сведения, порочащие его честь, достоинство и деловую репутацию». Также привлечена к ответу газета «Коммерсантъ», в которой была опубликована статья «Художники выставились на защиту ЦДХ» с описанием перформанса со снеговиками. Если ответчики не докажут, что «сведения, порочащие гражданина», соответствуют действительности, ответчики должны будут опровергнуть «сведения» в тех же средствах массовой информации и заплатить крупный штраф».
Центр «Э» vs. Артем Лоскутов
Штрафом Артем Лоскутов уже не отделается, если суд признает его виновным. Обвиняют его в хранении 11 граммов марихуаны (что не много и не мало), ему грозит лишение свободы до трех лет. Дело Лоскутова было заведено местными органами по борьбе с экстремизмом в связи с «монстрациями» в Новосибирске, которые он организовал. Многим товарищам и коллегам Лоскутова кажется, что дело «шитое». Его арест продолжает вызывать акции протеста по всей стране, и в интернете можно подписать письмо в его защиту.
В Петербурге группа художников устроила голодовку в защиту Лоскутова. В ЖЖ «Что делать» можно посмотреть видеоролик, сделанный Дмитрием Виленским.
Прозаик и журналист Сергей Кузнецов советует голодающим художникам, как отвечать на два главных возражения против их голодовки: «1. Артем задержан за хранение марихуаны. Кроме того, он снимал какие-то ролики про траву. Как бы мы ни относились к марихуане, задержали его совершенно законно. А если бы это был, скажем, героин, все бы тоже побежали голодать? <...> 2. Голодовка ничего не даст. Всех увезут и будут насильно кормить через трубочку. А даже если кто и помрет — власти никогда не отступятся». Приводятся хорошие аргументы в ответ на эти хорошие вопросы.
В Нижнем Новгороде в субботу прошел «Марш мракобесов» в поддержку Лоскутова. Юзер ancido: «Под аккомпанемент смеха отдыхающих горожан мракобесы скандировали: «Нет конституции, даёшь инквизицию!», «Художников под арест!», «Сажай художников, спасай Россию!», «Запретить всё!», «Канонизировать власть!», «Даёшь мракобесие!», «Запретить грамотность!», «Не смейтесь — мы от бога», «Похвала глупости!», «Не думай, только верь!» и т.д.». На фотографиях акция смешная. Листовка тоже хорошая.
«Вчера барнаульскими анархистами была проведена акция под условным названием «Трава от экстремизма», — только сегодня передал сайт «Индимедиа Сибирь». — Суть ее состояла в том, чтобы незаметно подбросить добропорядочным гражданам пакеты (свернутые вчетверо листовки, рассказывающие о деле, сфабрикованном против новосибирского художника Артема Лоскутова, обвиняемого в хранении наркотиков) с «травой» (смесь душицы и зверобоя). В итоге 50 пакетов отборной «дури» разошлись по сумкам, карманам, автомобилям и рабочим местам ничего не подозревающих горожан».
«Процессами против художников и против современного искусства сейчас уже не удивишь. <...> Однако в Новосибирске происходит нечто новое, — замечает комментатор Дмитрий Шушарин на сайте grani.ru. <...> Репрессии против арт-деятелей до сих пор организовывались с подачи «общественности» и имели строго индивидуальный характер (Тер-Оганьян, Ерофеев с Самодуровым). В Новосибирске же департамент «Э» по старой чекистской традиции стремится организовать групповое дело — заговор художников в масштабах города. <...> Удар наносится по поколению молодых людей (тридцать лет и немного более), которые не имеют опыта жизни и работы в тоталитарном обществе. Вроде бы это должно делать их слабее перед наступающим тоталитаризмом. Но это весьма спорно, пока они сопротивляются. Они столкнулись не с ограничением свободы творчества, а с отрицанием творческого характера их деятельности. Пространства для компромисса, к которому скорее всего многие стремятся, им просто не оставляют».
Елена Фанайлова на «Радио Свобода» проводила «круглый стол» «о возможности корпоративной солидарности» между художниками. Участвовали Никита Алексеев, Николай Олейников, Кирилл Медведев, Викентий Нилин, Лена Хейдиз, Оксана Саркисян и Юрий Самодуров. Очень боевой, но немного длинный материал. Самую сильную идею высказывает Никита Алексеев: «Я думаю, что цеховая солидарность была бы, если бы эти люди, которые сейчас не сидят за этим столом, а находятся где-то в Джардини или в Арсенале, туда бы не поехали, а просто заявили, что цех отказывается присутствовать на Венецианской биеннале».
По другим темам
Новые материалы на сайте «АртХроники»: много о делах Ерофеева и Лоскутова, а также большое интервью с Павлом Пепперштейном, который уже называет себя Нострадамусом.
В Музее архитектуры открылась выставка группы «Обледенение архитекторов»; Григорий Ревзин в «Коммерсанте» хвалит ее: «Выставка — тридцать мониторчиков, в которых представляются параархитектурные проекты. <...> Там много проектов, и каждый, на мой взгляд <...> шедевр. У них есть общая логика. Берется некая ситуация — город, событие, цитата, жизнь. После чего делается невероятный, непредсказуемый ситуацией логический ход, который ее полностью переосмысляет. Здесь каждый раз очень смешно. Выставка в этом смысле забавно выглядит — около мониторов стоят люди, в полной тишине, вникают, читают. Раз в минуту кто-нибудь начинает хохотать. Потом замолкает — дальше читает. Ждет, что опять будет смешно. Но опять — нет. После наступает абсурд — жизнь с четырьмя покойниками на нарах в пятиэтажке».
Красивые фотографии раннесоветской архитектуры Кронштадта повесил у себе в ЖЖ юзер Dernier homme: «Прежде я знал только дом на Коммунистической и баню на Посадской. Теперь решил повнимательнее пройтись по улицам в поисках чего-нибудь подобного. Нашёл несколько сооружений переходных 30-х. Некоторые совсем рядовые, иные — с элементами конструктивизма и даже ар-деко». Очень много красивых фоток.
Другие материалы рубрики:
Много ненормативной лексики, 01.06.2009
СПЕЦВЫПУСК. Дело Лоскутова, 22.05.2009
«Понимание приходит с опытом», 20.04.2009
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 16569155
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6519743
- 3. Норильск. Май 1293166
- 4. ЖП и крепостное право 1117407
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 906913
- 6. Закоротило 836980
- 7. Не может прожить без ирисок 831501
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790459
- 9. Коблы и малолетки 765646
- 10. Затворник. Но пятипалый 507380
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441433
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 393889
Раз уж Вы решили выделить именно проект «Сноб», то надо было посмотреть на вашем же сайте, что он не является "главным медиаспонсором" российского павильона, а является его генеральным партерном, а "главным медиаспонсором" павильона является OpenSpace.ru и все издания, входящие в Artmedia Group.
И именно благодаря тому, что "Проект «Сноб» «очень крупно вложился в русский павильон" он состоялся и на нем было показано 7 российских художников, с очень сложными инсталляциями, которых только по Вашему мнению, Сноб считает "клевыми аниматорами", сам же Сноб, с большим уважением относится к их работе и сделал много, чтоб их поддержать.
С уважением,