Оцените материал

Просмотров: 69523

Джон Берджер. Способы видеть

Давид Рифф · 04/01/2009


Эпизод 3. Живопись и частная собственность
Третий эпизод о том, как живопись представляет частную собственность. Является ли искусство чем-то возвышенным? Что хочет о себе сказать коллекционер? Параллельноевозникновение живописи, естественной науки и торговли рабами. Большинство картинок прославляют частную собственность. Бывают ли исключения?



Эпизод начинается на блошином рынке. Живопись изображает вещи; владеть картинами — значит владеть тем, что они изображают. Музей — не только дворец, но также и банк, где страна хранит свои культурные богатства. Можно ли думать об искусстве вне отношений собственности?



Упор на изображение вещественности предметов появился в европейской живописи одновременно с естественными науками. Но естественные науки появляются одновременно с европейской колонизацией третьего мира и торговлей рабами. Живопись воспевает умение правящего класса покупать, владеть и обставлять мир. Животные — не больше, чем мебель. Рисовали только богатых людей. Портретов бедных не существовало.



В классической живописи женщины плавают в море шелка. Греческая мифология лишь еще один костюм для правящего класса. Частная собственность проникает повсюду. Меньше всего в пейзаже, но даже там... Но бывают и исключения. Как, например, Рубенс...



...или Вермеер. Не надо путать такие исключительные шедевры со всей традиций. Посмотрите на Рембрандта. Традиция порождает контртрадицию, которая, в свою очередь, тоже превращается в товар. Именно живопись выразила идею частной собственности. А теперь ее заменила реклама, о которой речь пойдет в последнем эпизоде...

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • oleo· 2009-01-05 15:44:08
    ох, давид, спасибо громадное!
    во-первых просто за наслажнение остроумнейшим из фильмов про искусство. прекрасный пример того как можно говорить просто, доносить смысл, критический при том. просто кристальная работа Берджера. (для меня это теперь будет как учебное пособие "как говорить об искусстве, когда говоришь вне худ.сообщества")
    титр в конце программы: основано на идеях беньямина. и это английское телевидение начала семидесятых! блеск!
    во-вторых, давид, спасибо за превосходную вводную о BBC. которая многое проясняет, но от того не менее сильным становится впечатление от самой работы. как, что, из чего, на каких предпосылках это сделано.
    филигранная просветительская работа автора плюс твоя археологическая работа.
    настоящий подарок!
    спасибо
  • svkorban· 2009-01-06 11:32:46
    почему то не вижу титров на русском!очень хотелось бы...
  • driff· 2009-01-06 16:04:18
    to svkorban: странно, у меня все автоматический получается. Но если у вас нет, то попробуете нажать на кнопку в нижним правом углу плеера YouTube, там (второй пункт) можно их включить и выключить.

    to oleo: спасибо! рад, что понравилось!
  • alex_chi· 2009-01-08 18:19:24
    титров на следующих видео не видно почемут((((
  • londandy· 2009-06-03 03:44:20
    David, spasibo za otlichnoe razyasnenie kontexta. Ya v svoe vremya kupil etu knigku za £10 ... i ugasno pogalel dengi. Mne vse eto pokazalos kakim-to naborom banalnosey. no, sudya po vsemu, eto bilo radikalno v the 70s.
Все новости ›