Страницы:
Влад КРУЧИНСКИЙ
К вопросам
1. Да, безусловно, было интересно: на моем участке все прошло правильно и скучно, но зато по соседству вовсю шло веселье, мы с напарницей время от времени заглядывали на соседний участок – освежиться. Был кутеж: погоня за карусельщиками, нашисты, заблокированный в четыре ночи выезд с участка.
Что я узнал нового? Особенного – ничего, еще раз подтвердился тезис о том, что у нас всем заправляют женщины за сорок, и это прекрасно.
2. Эстетику я увидел все ту же, что мы видим начиная с декабря. Только в этот раз класс, у которого монополия на производство моды, мнений
Читать!
Когда разобрали кабинки и поставили их к стене, я посмотрел и ужаснулся: один в один современное искусство. Мне вообще кажется, что трансляция в искусство уже происходит автоматически. Уже, наоборот, надо делать умственное усилие, чтобы разделить гражданскую активность и какое-то эстетическое действие.
Екатерина ЛАЗАРЕВА
К вопросам
1. «Интересно» не то слово: местами было познавательно, а в целом очень отрезвляюще. Потому что иллюзия солидарности и единомыслия, порожденная Декабрем, рассеялась при подсчете голосов. Также было довольно утомительно, но совершенно очевидно – необходимо. Было напряженно, потому что голосование началось с одновременного появления двухсот пресловутых «работников непрерывного цикла», которые были внесены в дополнительный список и впоследствии оказались студентами академии, в которой работал участок. Именно студенты на нашем участке обеспечили явку 54% (против 46%), а Путину досталось в итоге 50%, хотя теоретически могло быть 42%. Очевидно, это было незаконно (вряд ли все они по своей доброй воле пришли в полдевятого утра, и вообще какие они «работники»?), процедуры нарушались на каждом шагу, и без наблюдателей закон явно был бы многократно нарушен. Все это было и, понятно, останется безнаказанным, хотя все заявления и жалобы написаны.
2. Вроде бы это не имеет никакого отношения к эстетике и к искусству, хотя при желании, безусловно, можно эстетизировать полученный опыт. В качестве образцов для «эстетизации» на ум здесь приходит многое – от кафкианского «Замка» до рязановского «Гаража», от концептуалистской одержимости счетом до новейшей партиципаторной эстетики. Например, можно написать пьесу, герои которой десять наблюдателей, представляющие различные классы и убеждения (наблюдать это было как раз довольно любопытно), и десять членов УИК, с которыми тут же испытываешь те самые «эстетические разногласия». Но скорее этот опыт в нашу профессиональную деятельность должен быть транслирован не эстетически, а этически, политически и прагматически. И об этом предстоит подумать в самое ближайшее время.
Александра ОБУХОВА
К вопросам
1. Интересно? Не то слово! Прежде всего, меня интересовало то, как и зачем я ввязалась в эту авантюру. Но, кроме шуток, самое важное (по крайней мере на сегодняшний день, дальше – посмотрим): насколько все-таки действенным подчас оказывается педантизм, доходящий до маниакального занудства. Что я узнала нового? Много нового из области социальной антропологии.
2. В этом не было никакой эстетики. Хотя любой человек с патологически эстетизированным сознанием мог бы усмотреть в антураже избирательного участка, самой процедуре голосования и поэтическом ритме человеческого балета в заданном пространстве нечто, потенциально способное стать искусством. Опыт транспонируется в профессию фрагментарно, но просто: «делай что должен, и будь что будет».
Оксана САРКИСЯН
К вопросам
1. Для меня работа наблюдателем стала важным социальным и политическим опытом. Я думаю, сейчас уровень политической грамотности людей стремительно растет, и мой в частности. Не только теоретически, но и практически нужно учиться; нужно не только понимать, как работает эта система, но и становиться ее частью. Я обычно чувствую себя в амплуа отщепенца. Но здесь я оказалась частью гражданского общества, моделью которой явилось для меня мини-сообщество избирательного участка №94 Пресненского района г. Москвы. Это в первую очередь люди, которые приходили голосовать, но это вообще отдельная история. Они потрясающие; их лица, непосредственное столкновение с ними, наверное, самое сильное событие. Они проходят как по подиуму, с одной стороны которого столы избирательной комиссии, с другой – наблюдатели. Театр в театре – это такая специфическая труппа, в которую входят избирательная комиссия во главе с председателем, наблюдатели от всех партий (нас было 15 человек всего) и даже полицейские. С одним из полицейских мне пришлось поговорить о литературе, и он меня страшно порадовал тем, что отлично знал Шаламова, Солженицына, был лояльно настроен к наркотическому опыту Булгакова и даже читал «Норму» Сорокина! Мы 24 часа провели в одном небольшом помещении все вместе, очень разные люди. Этот сюжет, правда, часто встречается в кинематографе («Гараж» Рязанова).
Механизм выборов очень любопытен. Он предполагает особый ритуальный стиль поведения и высказывания, с одной стороны; с другой – это очень сложные математические подсчеты, которые включают в себя долю канцелярской неточности, поскольку организовано у нас все чудовищно архаично. Люди работают вместо машин, как рабы на галерах, и в 4 часа утра, когда нам выдали заверенную копию протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, вокруг были одни лунатики. Представить, что в этом экстремальном сверхнапряжении сил люди вполне адекватны, нельзя. Думаю, надо в корне менять всю систему выборов, с момента того, кто и на каком основании удостаивается почетного права организовывать выборы, до механизма подсчета бюллетеней (хотя бы машины для счета денег, что ли, для контроля человеческого фактора ввели бы) и контроля за процессом на всех уровнях. Весь механизм нужно модернизировать. Сейчас это больше всего напоминает игру в лото: встают два игрока и начинают в разных конфигурациях выкрикивать: «Путин-Прохоров-Прохоров-Путин-Зюганов-Прохоров-Миронов-бюллетень недействителен-Путин-Прохоров-Путин-Путин-Жириновский» и т.д.
2. Эстетика была чудесная. Я даже не выдержала и вместо сбора документальных артефактов (нарушений у нас все равно не было) ударилась фотографировать всё в таком лирическом жанре летающих бумаг и конспиративно окрашенного линчевского сюрреализма. Помещение коридора школы, с его специфической эстетикой и стенгазетами типа «8 Марта» за урнами для голосования, к этому располагало. Не знаю, насколько у меня получилось удачно, но я выложила свое творчество на фейсбук; лайк, к сожалению, всего один: непопулярно, знаете ли, сейчас лирикой увлекаться. Обществу нужны реальные факты, документы и сильные символические знаки.
Насколько этот опыт может быть транслирован в искусство? Любой опыт транслируем, если это яркие переживания. Вот мы с Сережей (Ситаром. – OS) собирались на участок, как на войну, а оказались в вертепе. Потом достигли состояния изменения сознания к 8 часам утра, когда покидали участок. Реальность в этом состоянии становится очень активной и динамичной; она все время преображается, как на картинах импрессионистов и кубистов, плывет и изменяется. Но, думаю, это личный опыт, и напрямую, конечно, он в искусстве быть задействован не может. Будучи опосредован некими смыслами, идеями, концептуально отрефлексированный – безусловно. Этот опыт меняет и меня, как человека и как художника. Вообще это, на мой взгляд, долгие процессы. Другое дело искусство как в «Окнах РОСТА» и практики активизма – они внутри политического потока и предполагают четкую политическую и социальную позицию художника, на которую, как на веревочку бусы, нанизывается любой опыт очень быстро. И такого рода трансляция политического и гражданского опыта непрерывно происходит сейчас на наших глазах в работах многих прекрасных художников.
Мария ЧЕХОНАДСКИХ
К вопросам
1. Считаю, что это был очень важный опыт, социальный и политический. Кроме познаний из правовой и законодательной сферы, я получила много дополнительных знаний о том, как устроено наше общество. Гражданский контроль настолько аномален в обществе, где все пронизано неформальными отношениями, что официальная процедура наблюдения за выборами напоминает ситуацию испорченного семейного праздника. Наблюдатель – не член семьи, а посторонний гость, поэтому дискомфортно обеим сторонам. Одни не понимают, почему кто-то ворвался в их частную жизнь, другим неясно, почему, собственно, вся ситуация выглядит как семейное сборище. Чтобы добиться легитимности, нужно постоянно играть на этом различии – «стать членом семьи» и в то же время не быть им.
В повседневной жизни я сталкиваюсь только с несколькими социальными и профессиональными группами людей. На участке можно было встретить представителей разных социальных групп, происходило своего рода узнавание друг друга. Это очень полезно для движения в целом: только благодаря такому размыканию можно постепенно прийти к взаимопониманию и выработке универсальных требований, которые наконец смогут выйти за рамки требования «честные выборы».
2. У нас на участке наблюдатель Юлия Гампер сравнила все происходящее с фильмом Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». Вообще, мы
Читать!
Материал подготовила Екатерина Дёготь
Страницы:
Ссылки
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17827427
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6723840
- 3. Норильск. Май 1293580
- 4. ЖП и крепостное право 1117494
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907053
- 6. Закоротило 837161
- 7. Не может прожить без ирисок 832220
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790966
- 9. Коблы и малолетки 766222
- 10. Затворник. Но пятипалый 507920
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441891
- 12. «Роботы» против Daft Punk 408727
принесли небольшую пользу общему делу (удалось отстоять пару
наблюдателей на удаление, готовим материалы на пару жалоб да и хоть какой, но прессинг на членов комиссий тоже получился.. ) - ну, а самим удалось понять наконец, кто же это такие молодые инициативные серьезные законники у нас выросли -
признаюсь что очень трогательные и замечательные люди не понятно для
меня лично как их взрастила местная жизнь. Скажем я вот совершенно
уверен, что законы у нас - это нечто такое, типа туалетной бумаги и
отношения все строятся по понятиям - есть понятия которые типа за
честность и справедливость, а есть которые за унижение и опускание -
они борются и как-то уже почти 50 лет живя у нас на родине я как то
понимаю как это работает и как существовать в этом пространстве - но
вот обнаружить людей которые всерьез уверены что если, скажем, не
ругаться матом, то это значит что тебя не арестуют за это преступление
это для меня шоковое ощущение...
более того они уверены что их деятельность опирающаяся на законы
может эти законы претворять - это что-то совершенно новое для нашей
страны - я в полном восторге и надеюсь что они победят. То есть мы
вместе сможем чего-то добиться.
А иногда не верю. И думаю что система пробиваема только по понятиям
или же полной переворачиванием не нами писанных законов в сфере искусства, труда, проведения публичных мероприятий и политики
именно поэтому в питере мало кто из наблюдателей вышел на неразрешенный митинг - когда это было важно сделать и понятно что после этого провала дальше действовать будет крайне сложно - разве что все эти наблюдатели вольются в ряды бюрократов прохоровской партии - но это уже совсем иная история
д