В этом году премия Кандинского решила выглядеть демократично, скромно и со вкусом. Но ее профиль оказался нечетким, репутация – подмоченной.

Оцените материал

Просмотров: 32426

Что вы думаете о выставке номинантов на премию Кандинского 2009?

Оксана Саркисян · 11/11/2009
Страницы:



©  Евгений Гурко

Алексей Политов, Марина Белова. Гордись, что ты цыпленок! Перформанс, инсталляция

Алексей Политов, Марина Белова. Гордись, что ты цыпленок! Перформанс, инсталляция

3. Специально для молодых художников: а вы почему не подавали на премию Кандинского?

Саша Ауэрбах,
художник

Для меня, как художника, был вопрос выбора, подавать ли вообще на премию после скандала прошлого года… Я сейчас пришла посмотреть в лицо тем, кто решил бабла настричь у буржуев. От работ, здесь выставленных, очень тоскливо становиться. Такое ощущение, что люди не хотят заниматься больше искусством. Они себе придумывают какие-то проблемы и представляют нашему взгляду разные комбинации социальных, политических или гендерных проблем, в виде пазла. Это попытка делать такое консюмеристское искусство… Короче, не верю я никому на этой выставке. Мне кажется, все хотят денег. Искусство здесь высосано из пальца. Такое ощущение складывается, особенно если почитаешь аннотации — например, про солдатские раны.

МишМаш (Маша Сумнина, Миша Лейкин),
художники

В этом году на премию Кандинского нас хотел номинировать Московский музей современного искусства, за что мы очень им благодарны, но решили отказаться. После того как премию получил Беляев-Гинтовт, не захотелось ассоциироваться с ней. Наградив Беляева-Гинтовта и тут же показав это на Западе, где вряд ли зрители могли вникнуть в детали происходящего, премия Кандинского в очередной раз репродуцировала сувенирную картину маслом о том, что в России медведи, сугробы и самодержавие.

©  Валерий Леденёв

Алексей Политов, Марина Белова. Гордись, что ты цыпленок! Перформанс, инсталляция

Алексей Политов, Марина Белова. Гордись, что ты цыпленок! Перформанс, инсталляция

Яша Каждан,
художник

В прошлом году участвовать мне рекомендовал Андрей Ерофеев. Я не мог устоять перед его авторитетом, о чем сожалею: во время закрытого предварительного просмотра прошлой выставки премии Кандинского у меня украли диск с работой. Разбирательство по этому поводу пока ни к чему не привело. К третьей премии у меня уже сложилось довольно неприятное отношение к этому мероприятию, основанное на предыдущем опыте. Очевидно, что самое лучшее участие в премии — это когда ты сам ее организуешь или являешься выборщиком, хотя последнее может поставить тебя в неприятную ситуацию, как это произошло с жюри премии Кандинского. Члены экспертного совета и жюри расписались в полной беспомощности уже в третий раз. В целом понятно, что мода на премии в искусстве подходит к концу, и даже ерничать на эту тему у меня нет никакого желания — это все сплошное надувание воздушных шариков, вроде «пришли сто этикеток — и получишь приз».

Арсений Жиляев,
художник

Думаю, создаваемое мной искусство не соответствует критериям качества и вкусам выборщиков премии Кандинского. Вообще, мне кажется, что мое искусство не подходит для премий как таковых, поэтому никогда ничего никуда не подаю. А мнение о премии... Признаюсь — не был ни на одной выставке... Так складываются обстоятельства, что осенние месяцы мне приходится проводить за пределами Москвы. Если есть время, я слежу за всеми перипетиями по фотографиям. Поэтому вряд ли могу претендовать на объективность... и, наверное, мне банально неинтересно. То ли сам формат фестивального искусства от меня далек, то ли наша локальная ситуация не вызывает энтузиазма... Да, я радуюсь успехам друзей, делаю микрооткрытия... но чаще всего представляемое на премию Кандинского искусство чрезвычайно далеко от меня как интеллектуально-политически, так и эстетически. Возможно, у меня просто нет к нему вкуса. Что касается заигрываний с имперскими темами, мне совсем не кажется это смешным и вызывает полное отторжение и непонимание! И даже если выставки конкурсантов отражают «реальную» ситуацию в российском искусстве... не лучше тогда ли перестать ее отражать и начать изменять?


©  Евгений Гурко

Лёха Гарикович. Баян. Инсталляция. 2009

Лёха Гарикович. Баян. Инсталляция. 2009

Послесловие Оксаны Саркисян

В большом числе премий нет ничего плохого, особенно если учесть, что в некотором роде они заменяют на российской сцене отсутствующую систему грантов и других механизмов некоммерческой поддержки искусства. Однако не думаю, что сегодня премия Кандинского может претендовать на роль экспертного лидера. В этом году премия Кандинского, по всей видимости, решила выглядеть демократично, скромно и со вкусом (имею в виду новую идею насчет пластического искусства). Но ее профиль оказался нечетким, репутация — подмоченной.

Впрочем, хорошо, что премия Кандинского находится в поиске. Возможно, со временем она найдет свою нишу в художественном процессе, определив свою миссию как знакомство московской аудитории с достижениями художников из регионов. Возможно даже, что для их репрезентации будут выделяться деньги на производство проектов специально для премии. Ничего невозможного нет. Но как будет развиваться премия Кандинского в реальности, сказать пока сложно. Единственное, что можно сказать с уверенностью, — какой бы выбор ни сделало жюри, он будет жестом культурной политики. И мы будем оценивать этот жест еще пристрастнее, чем сама премия оценивает художников.

Выставка номинантов на премию Кандинского открыта в Центральном Доме художника по 26 ноября
Решение жюри будет объявлено 10 декабря в концертном зале Барвиха Luxury Village
Страницы:

Кто, по-вашему, получит главную премию Кандинского 2009 года?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Кто, по-вашему, получит главную премию Кандинского 2009 года?

  • Николай Полисский
    209
    40%
  • Павел Пепперштейн
    208
    40%
  • Вадим Захаров
    105
    20%
Все голосования

КомментарииВсего:16

  • andreason· 2009-11-11 21:38:57
    самое проблемное обстоятельство у Премии Кандинского это выставочное пространство. ну несуйтесь больше в ЦДХ! Хорощо, что она вообще существует, а те художники, что отказались заявлять о себе в этом году просто боятся вляпаться в скандал, но тогда, друзья мои, вы не художники! Художник еще и тот, кто смел!
    Прошлогодние противоречия, и как следствие, нынешнее отстранение, лишь ярко иллюстрирует всю закостенелость в системе искусства сегодня. Организаторам не нужно принимать во внимание эту волну нападок и "тишину" этого года - двигайтесь вперед, а если Вам плюнули в спину, это значит, что вы впереди!!!
  • DiMa· 2009-11-12 01:04:49
    То andreason: То есть все гип-гип-ура, если не считать неудачного пространства? Нечего на пространство пенять - именно в ЦДХ, правда, чаще на втором этаже, было много отличных экспозиций. Из недавнего - хотя бы персоналки Эрвина Вурма и Пьерика Сорена, "Леттризм" и "Европейская мастерская". Последняя, кстати, тоже итог конкурса.
    А думать, что художник должен стремиться влипнуть в скандал - глупо. Тем более, если речь идет не о реакции на провокационность работы художника. Вы серьезно считаете, что можно красоваться в отсветах чужого прошлогоднего скандала?
  • dorfmeister· 2009-11-12 11:02:00
    Какие вы умные и хорошие! И какие они глупые и плохие!
Читать все комментарии ›
Все новости ›