В этом году премия Кандинского решила выглядеть демократично, скромно и со вкусом. Но ее профиль оказался нечетким, репутация – подмоченной.

Оцените материал

Просмотров: 32021

Что вы думаете о выставке номинантов на премию Кандинского 2009?

Оксана Саркисян · 11/11/2009
Независимая, коммерческая, извиняющаяся, ненужная, по-новому пластическая или просто очень слабая – мнения разделились

Имена:  Александр Боровский · Александр Евангели · Алексей Шульгин · Андрей Паршиков · Анна Романова · Валерий Леденёв · Василий Церетели · Диана Мачулина · Николай Полисский · Ольга Лопухова · Шалва Бреус

©  Евгений Гурко

На переднем плане: Роман Сакин. Лес. 2008. Управляемая скульптура

На переднем плане: Роман Сакин. Лес. 2008. Управляемая скульптура

В Центральном Доме художника открылась выставка номинантов на премию Кандинского 2009 года. В этом году премия расширила свое жюри, ввела помимо жюри еще и экспертный совет, воспользовалась услугами куратора Андрея Ерофеева. Но все это — технические частности, призванные улучшить качество выставки номинантов. Но самое главное впечатление: концептуально премия Кандинского в этом году — совсем другая премия.

Провозглашенные в пресс-релизе амбиции быть «единственной независимой», самой влиятельной российской премией в области современного искусства, главный критерий выбора победителей в которой «то, насколько тот или иной художник своими последними работами повлиял на развитие современного российского искусства», — все это относится скорее к премии в ее прошлые годы. На выставке номинантов нынешнего года произведения хорошо известных художников соседствуют с малоизвестными и совсем неизвестными молодыми авторами (даже в номинации «Проект года»). Стремление представить московской публике художников из регионов повергло многих в замешательство относительно формата премии. Несмотря на то что на выставке представлены работы 45 художников, она явно не отражает последние достижения на художественной сцене: многие яркие проекты, например выставки молодых художников на «Фабрике» и «Винзаводе», никак не проявились на выставке. В списке номинантов и среди гостей, пришедших на ее открытие, значительная часть арт-сообщества просто отсутствовала. Может быть, сказалась неприятная история прошлого года?

Мы попросили тех, кого встретили на открытии, высказать свое мнение о премии Кандинского и о выставке номинантов.

©  Евгений Гурко

Николай Полисский и Никола-Ленивецкие промыслы. Большой адронный коллайдер. 2009

Николай Полисский и Никола-Ленивецкие промыслы. Большой адронный коллайдер. 2009

1. Что вы думаете о «независимом» характере премии Кандинского?

Василий Церетели,
исполнительный директор Московского музея современного искусства, комиссар павильона России на Венецианской биеннале современного искусства

Шалва Бреус создал механизм, на который сторонние факторы не могут повлиять. Ни государство, ни кто другой.

Шалва Бреус,
председатель Культурного фонда «АртХроника», издатель журнала «АртХроника»

Мы меньше подвержены различным видам цензуры, и в первую очередь — самоцензуры. Мы чувствуем себя более свободными и независимыми. Вот, например, случай с «Целующими милиционерами» «Синих носов». Если б в это время вручалась Государственная премия, при том что там все порядочные честные люди, психологическое давление на них было бы серьезным. А мы бы чувствовали себя абсолютно свободными, и, может быть, включился бы механизм антицензуры.

Ольга Лопухова,
куратор

Эта премия независима от того, откуда деньги. Думаю, это действительно не влияет на выбор жюри. Определяющим является случайный набор мнений и внутреннее лоббирование, которое бывает в любой премии. Мой опыт показывает, что, когда много людей делают выбор, он зависит во многом от энергетики членов жюри.

©  Евгений Гурко

Пётр Белый. Неясный мир. Из проекта «Плохие новости». 2009

Пётр Белый. Неясный мир. Из проекта «Плохие новости». 2009

Александр Евангели,
критик, главный редактор сайта www.photographer.ru

Очевидно, премия обслуживает рынок.

Александр Боровский,
заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, член жюри премии Кандинского

О прибавочной стоимости в искусстве — это все политика. Моя позиция эстетическая, она вне антропологических, социальных, политических интересов. При всех политических позициях остается вкус.

Валерий Леденёв,
главный редактор cайта www.gif.ru
Ну разве что она не государственная.

Диана Мачулина,
художник, лауреат премии Кандинского 2008 года в номинации «Молодой художник»

Премия «Инновация» подчинена воле ГЦСИ, там принимает решение институция, а здесь — капитал. В поле зрения премии Кандинского не попадают прогрессивные, маргинальные и просветительские проекты.

Андрей Паршиков,
куратор, критик

Я считаю ее очень независимой: она независима от каких-либо важных тенденций современного искусства, прогрессивных или реакционных. Она зависима лишь от коммерческих интересов галерейщиков, музейщиков и, возможно, дилеров. Мне кажется, это даже не выставка и не премия. Это ярмарка. Сюда (на открытие. — OS), как мы видим, пришли не критики и не художники, а коллекционеры. Фонд «АртХроника» вообще занимается конструированием рынка главным образом, и здесь мы видим то же самое. Искусство, которым можно украсить интерьер.

Алексей Шульгин,
художник, номинант премии Кандинского 2009 года

До того как я стал бизнесменом в сфере искусства, я был художником. И тогда у меня было негативное отношение ко всяким премиям — это пирамиды, как в принципе и вся российская система. Когда делается выставка номинантов на премию, художникам ничего не платят за производство произведений, только снимают с них сливки. Премии создают нездоровую конкуренцию между людьми: как может одно произведение быть лучше другого? Это абсурд. Раньше я так думал. Теперь я об этом вообще не думаю, мне это все теперь все равно. Но я считаю, что, несмотря ни на что, эта премия стимулирует художественный процесс, заставляет людей суетиться, создавать новые работы и подавать заявки. Появляются новые имена, о которых мы никогда не слышали и, возможно, никогда бы не услышали, если бы не эта премия.

©  Евгений Гурко

Владимир Козин. Из проекта «Ближе к телу». 2008-2009

Владимир Козин. Из проекта «Ближе к телу». 2008-2009

Анна Романова,
искусствовед

Вероятно, независимость премии в том, что художник может сам себя выдвинуть. Художник сам себя оценивает и решает, готов он конкурировать в этом году за звание лучшего или нет. Самооценка — это очень важно. В «Инновации», я знаю, были ситуации, когда художники были не согласны с тем, что их выдвигают.

Николай Полисский,
художник, номинант премии Кандинского 2009 года

Премий должно быть больше, и они должны быть разные, чтобы не толкаться. Премия Кандинского, думаю, для молодежи скорей. Потому что мне, например, что еще доказывать? У меня уже другие цели и задачи. Меня выдвинул Московский музей современного искусства. Они позвонили месяца два-три назад и сказали, что уже третий тур идет. И вот. Я, честно говоря, об этом вообще не думал. Я эти премии не люблю, и там какое-то свое есть везение. Это не цель для художника — получать премии.
Страницы:

Кто, по-вашему, получит главную премию Кандинского 2009 года?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Кто, по-вашему, получит главную премию Кандинского 2009 года?

  • Николай Полисский
    209
    40%
  • Павел Пепперштейн
    208
    40%
  • Вадим Захаров
    105
    20%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • andreason· 2009-11-11 21:38:57
    самое проблемное обстоятельство у Премии Кандинского это выставочное пространство. ну несуйтесь больше в ЦДХ! Хорощо, что она вообще существует, а те художники, что отказались заявлять о себе в этом году просто боятся вляпаться в скандал, но тогда, друзья мои, вы не художники! Художник еще и тот, кто смел!
    Прошлогодние противоречия, и как следствие, нынешнее отстранение, лишь ярко иллюстрирует всю закостенелость в системе искусства сегодня. Организаторам не нужно принимать во внимание эту волну нападок и "тишину" этого года - двигайтесь вперед, а если Вам плюнули в спину, это значит, что вы впереди!!!
  • DiMa· 2009-11-12 01:04:49
    То andreason: То есть все гип-гип-ура, если не считать неудачного пространства? Нечего на пространство пенять - именно в ЦДХ, правда, чаще на втором этаже, было много отличных экспозиций. Из недавнего - хотя бы персоналки Эрвина Вурма и Пьерика Сорена, "Леттризм" и "Европейская мастерская". Последняя, кстати, тоже итог конкурса.
    А думать, что художник должен стремиться влипнуть в скандал - глупо. Тем более, если речь идет не о реакции на провокационность работы художника. Вы серьезно считаете, что можно красоваться в отсветах чужого прошлогоднего скандала?
  • dorfmeister· 2009-11-12 11:02:00
    Какие вы умные и хорошие! И какие они глупые и плохие!
Читать все комментарии ›
Все новости ›