Помочь человеку исправить кривую оптику мировоззрения — задача современного христианского искусства.

Оцените материал

Просмотров: 11923

Гор Чахал: будущее – в современном христианском искусстве

16/03/2010
На анкету OPENSPACE.RU отвечает художник Гор Чахал

Имена:  Гор Чахал

©  Сергей Шахиджанян

Гор Чахал

Гор Чахал

1. Есть ли название у того направления / типа искусства, за которое вы выступаете и за которым, по-вашему, будущее?

«Современное Христианское искусство». Называть его современным религиозным искусством я не вижу смысла, поскольку мне представляется, что любое искусство религиозно по сути. Поясню: если глубже проникнуть в природу искусства, можно заметить, что действие художественного метода всегда заключалось в акте выявления. Художник являет воочию невидимое (незамечаемое) обыденным (профанным) взглядом, артикулирует, опредмечивает явление, подчас вопреки общественному мнению (социальной реальности), уверенный в своей правоте и часто оплачивающий эту уверенность всей своей жизнью. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Поэтому, можно сказать, искусства без веры не бывает, и вопрос может стоять только о ее характере — Человекобожеском или же Богочеловеческом. Поскольку я христианин и для меня высшей формой религии является Христианство, то я буду говорить о Христианском искусстве.

Причем я, конечно же, не говорю о каком-то развитии иконографического канона, который складывался веками и новшества в который следует вносить (если они необходимы вообще) после тщательной неспешной проверки их действенности для блага Церкви. Эта проверка может занять время жизни не одного поколения. Под современным христианским искусством я понимаю скорее визуальное богословие — «боговидение», развитие дискурса прекрасного как системы взаимодействия этической и эстетической категорий. Как я писал как-то в своей статье для «Художественного журнала»: «Языческая по природе практика противопоставления этих категорий, от века строящаяся на абсолютизации, вернее, онтологизации конфликтности человеческой природы, по сути своей неконструктивна и, на мой взгляд, не имеет под собою никаких серьезных оснований, поскольку добродетель есть отнюдь не противоположность чувственности или страсти, как обычно думают, а не что иное, как ее вразумление, упорядочение. Поэтому-то и требует невеста в Песни песней, говоря: “Упорядочьте во мне любовь” (Песнь П., II, 4). Теории самоорганизации хаоса, развиваемые последнее время в синергетике или синкретике (Руденко), говорят об обратимой взаимосвязи хаоса и гармонии, онтологически присущей живой природе (системам с неравновесной организацией). С этой точки зрения христианская культура в качестве мировоззрения отличается устойчивым представлением об изначальном единстве мира как благого Божьего творения. Мира, в котором Зло не есть самостоятельная онтологически присущая ему сущность, а лишь искаженный кривизной больного (падшего) сознания до безобразия зазеркальный образ Добра». Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • halfaman· 2010-03-19 19:48:31
    хрмстианское искусство - это всегда следование канону
    . Любая внятная попытка сделать что-то значимое и самостоятельное на ниве "христианского искусства" будет восприниматься как ересь, сатанизм, кощунство и т.п.
    любые попытки называть светское искусство христианским может положительно восприниматься церковниками лишь как форму лояльности, что им, как людям стремящимся к власти всегда приятно.
    Гор Чахал либо лижет жопу церковникам (если рпц относится к нему благосклонно)
    лижет еретик (если представители рпц его ругают)
    третьего не дано
Все новости ›