Оцените материал

Просмотров: 29778

Художественная школа с массажным уклоном

Диана Мачулина · 11/02/2009
По плану реконструкции территории ЦДХ главная средняя художественная школа страны остается на месте. А по сути она давно уничтожена

©  Тимофей Яржомбек

Художественная школа с массажным уклоном
Недавно я встретила подругу, с которой мы вместе учились четырнадцать лет. Она вернула меня в школьные воспоминания, но по болезненному поводу — дала прочитать коллективное письмо учителей и учеников с просьбой не сносить здание нашей художественной школы на Крымском Валу. Подпись я не могла не поставить, но про себя подумала: не могут же, в самом деле, снести центральную художественную школу страны, знаменитую и славную великими выпускниками.

Я решила разобраться, что там происходит. Про реконструкцию территории мне долго не удавалось узнать что-нибудь точно. Но при попытках разведать, грозит ли школе физическое уничтожение, я наткнулась на ряд свидетельств о том, что она разрушается изнутри как система обучения, что мне показалось не менее трагическим фактом.

Тем временем завеса тайны над планами строительства приоткрылась, и стало ясно, что здание не снесут (сейчас проект выставлен на обозрение в ГТГ на Крымском Валу, см. здесь). Информационный повод испарился: стены останутся, а что еще надо? А что там, в этих стенах, делается, несущественно. Хоть школу и не сломают, но у нее явно серьезный «закрытый перелом» —связанный с общим для всей сферы культуры и образования травматизмом при переходе из СССР в Россию. И школа стоит того, чтобы ее спасти.

Впрочем, придется рассказывать по порядку. Это раньше при произнесении аббревиатуры МСХШ слушатель уважительно кивал. Теперь она вызывает недоумение. Первой ошибкой был отказ в 1992 году от «бренда». А это немаловажная вещь в деле сохранения традиций. Школа была переименована в лицей — Московский академический художественный лицей (МАХЛ). А потом неумение или нежелание руководителей разрабатывать стратегии выживания в изменившихся условиях привели к тому, что о ней начали забывать. Сейчас те, кто о школе знал, удивляются: «Что, она все еще существует?» А те, кто хотел бы и мог в ней учиться, не подозревают о такой возможности. Владелица одного галерейного киоска в ЦДХ пришла посоветоваться с педагогами — о том, как ей лучше организовать детскую студию рисования при своей галерее. На вопрос, зачем такая студия, если напротив профессиональная школа, она воскликнула с искренним удивлением: «Так о вас же никто не знает!»

Кузница реалистических и антиреалистических кадров

Московская средняя художественная школа была основана в 1939 году по инициативе большой группы деятелей культуры, и в частности художников И.Э. Грабаря, П.П. Кончаловского, Д.С. Моора, С.В. Герасимова, К.Ф. Юона. Наряду с созданными тогда же центральными музыкальной и балетной школой она должна была стать кузницей кадров для искусства социалистического реализма. Это была единственная средняя школа в мире, в которой профессионально преподавалось изобразительное искусство; единственная в стране, где ученики могли одновременно изучать общеобразовательные и специальные предметы. Кроме того, только в этой художественной школе был интернат для талантливых детей из глубинки.

Можно было бы усомниться в ценности учебного заведения, основанного как оплот соцреализма, но за годы своего существования школа породила не только детей идеологии, но и ее деконструкторов — ее закончили Илья Кабаков (который прочувственно отзывается о ней здесь), Эрик Булатов, Иван Чуйков, Игорь Макаревич, Франциско Инфанте, Владимир Янкилевский; здесь учились Александр Бродский и Никита Алексеев… Советская власть всегда хорошо воспитывала собственных критиков…

Современному художнику вовсе не обязательно уметь рисовать. Однако необходимо место, где эти знания можно получить. У художника должен быть выбор. Можно отказаться от умения, но необходимо иметь возможность приобрести мастерство. Даже в 1990-е, когда стало известно, что можно и без образования, молодые художники — Ирина Корина, Елена Ковылина, Ростан Тавасиев, Ольга Божко, да и я тоже — все-таки сделали выбор в пользу учебы в художественных институтах. Я в МСХШ получила, кроме основных знаний о профессии, еще и знание о том, что быть художником — труд, и поэтому не могу теперь воспринимать искусство как развлечение. Такая невозможность спонтанного творения, понимание ответственности тоже могут что-то дать современному искусству. Может быть, школьное замирание перед белым листом в нерешительности дало потом Кабакову понимание метафизики пустоты. И освоенные в школе стандартные приемы классического рисунка он потом критически переосмыслил в своих работах.

По-прежнему немало тех, кто хотел бы учиться на художника, пусть даже профессия художника была престижной в советское время, а теперь дает разве что полную неуверенность в будущем. Кто-то из родителей собирается потом отправить ребенка учиться искусству на Западе. Там есть спрос на умение рисовать, но нет школы. В Европе бывает так, что оборудованные по последнему слову техники классы новых медиа пустуют, а классы живописи забиты, студенты в нерешительности пробуют и так и сяк в ожидании преподавателя, заходящего не чаще раза в неделю (свободный мир…). Наша реалистическая школа — вроде бы наследие тоталитаризма, но, получается, на нее есть рыночный спрос, и это единственное в мире предложение. Да и невозможно переоценить роль школы в демократическом расширении культурных горизонтов в советское время. После этой школы многие шли в МАРХИ, во ВГИК, в ГИТИС, даже в Литературный институт. Не все выбирали жизнь в Москве. Но главным достоинством было то, что на дикость жизни оказывалась наброшена сеть «культурной вменяемости».
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • DiMa· 2009-02-11 16:57:54
    Академия уже задумалась! На днях в школу назначили нового директора. Не вместо старого, а дополнительного. На специально созданную должность "ДИРЕКТОР ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ В ШКОЛЕ".Его обязанности, судя по первым действиям, будут заключаться в охране душевного спокойствия директора Куник.
  • NotaBene· 2009-02-11 19:07:53
    Как видно из плана реконструкции парка "Музеон", представленного сейчас в ЦДХ на обсуждение избранных москвичей,МСХШ (МАХЛ) окажется в тени новой постройки ЦДХ,которая практически вплотную примкнет к северо-западному крылу школы и, нарушив инсоляцию, полностью перекроет свет в мастерские.Да будет тьма! (сказал инвестор проекта), а также угарный газ и другие вредности в легкие детей от увеличившегося потока машин к многоместной подземной парковке под новым строением ЦДХ. А ведь юные, но уже профессиональные художники, как взрослые трудятся за мольбертом целый рабочий день. Никто не подумал, что им нужен свет,воздух и зелень, а не стена во дворе.
  • tasjakorotkova· 2009-02-12 10:19:14
    самое ужасное в этой истории ,как абсолютно правильно
    заметил автор статьи -то,что школа по документам-общеобразовательная.первый раз за всю историю этого учреждения директором стал не художник,а дама,в прошлом,видимо связанная с Суворовским училищем(судя по суворовцам,которых приводили строем на наши дискотеки).
    Вот и результат. А уникальность этой школы была в том,что с 11-ти лет человек попадал в жёсткую профессиональную среду,в арт-сообщество,где все всех знают,и в будущем чувствовал себя не одиноким воином.
    Не все выпускники этой школы поступали в Суриковский и становились живописцами -кто-то шёл в МГИМО, Литературный институт, ВГИК на режиссёрский и актёрский-
    Школа давала высочайший уровень всесторонней
    подготовки в области культуры,и с этим багажом было проще входить во взрослую жизнь.
    Где ещё дети читали Эсхила и Софокла,Данте и Микеланджело в 12-13 лет?
    Где ещё историю икусства(которой сейчас вообще в школе НЕТ)преподавали так,что в Суриковском экзамены сдавались ещё по старым записям и профессор Третьяков ставил 5+,радуясь,что студенты так хорошо разбираются в Русской иконе?
    При этом -школа то-бесплатная,там могли учится как дети известных деятелей культуры(в третьем поколении!и это говорит о престижности)так и просто талантливые дети,не из художественной среды,и на выпуске -все они были на едином уровне высочайшей профессиональной подготовки.
  • mahlrah2008· 2009-02-12 11:16:47
    Блог в ЖЖ родителей Лицея http://mahlrah2008.livejournal.com/
    Блог, указанный в статье - преподавателей и последние события там не освещаются. В настоящее время проходит много акций, цель которых - не допустить застройки Крымского вала. Присоединяетесь. Вся информация - в нашем ЖЖ. По- поводу того, что Лицей ещё стоит, я полностью согласна, что это просто уловка властей. То, как Лицей стремительно разрушается при абсолютном равнодушии властей, не вызывают у нас, родителей, никакого сомнения, что кому-то это нужно. Пусть же наш Лицей будет той самой костью, которая встанет им поперёк горла. Все, кто на нашей стороне, приходите на ПИКЕТ 15 февраля в это воскресенье к 12.00, к центральному входу парка им. Горького на Крымском валу, чтобы сказать им наше дружное нет. Не отдадим Крымский вал!!!
  • nota_be· 2009-02-12 16:12:27
    Иллюстрации к этой статье, сделанные Тимофеем Яржомбеком, очень показательны. Именно так будет рисовать взрослые, когда у них отнимут возможность получить качественное художественное образование в детстве.
  • nota_be· 2009-02-12 16:40:01
    Вопрос к tasjakorotkova:
    "Профессор Третьяков" - знакомая фамилия. Уж не родственник ли он первого русского галериста, друга всех передвижников?
  • tasjakorotkova· 2009-02-12 22:00:34
    да,в Суриковском институте историю русского искусства
    преподавал профессор Николай Николаевич Третьяков,
    внучатый племянник основателя Третьяковской галереи,
    выдающийся знаток иконописи,и его высокую оценку получить было непросто.
  • Art_gav· 2009-02-12 23:43:24
    Третьяков, кстати, и во ВГИКе преподавал :).

    Статья отличная, подписываюсь под каждым словом. Спасибо вам, Диана.
    Я училась в МСХШ на два года позже и уже в это время были все признаки развала, но все-таки традиции были еще живы, и школа кое-как себя сохраняла.

    Нужен не только новый директор, нужны новые, молодые силы в преподавательском составе, чтобы поднять школу на ноги. Но как бы это не оказалось лишь мечтаниями.
  • tasjakorotkova· 2009-02-13 17:43:01
    кстати наш Третьяков всегда строго поправлял своих студентов,когда они говорили "Третьяковка",и просил говорить - "Третьяковская галерея".
  • APTMOCKBA· 2009-02-15 00:24:45
    На ремонт всю эту рухлять! В ЦДХ по чем метр аренды???
    Всем секорево!
  • APTMOCKBA· 2009-02-15 00:29:43
    Кремль под снос и Сандуны- мы художники страны!
    Это Вам друзья не тут- тута водки не дают!
    Ура - Третьяковку забанят , а Сандуны разбянят!
    www.ArtRossia.ru
  • APTMOCKBA· 2009-02-15 01:39:00
    Кремль под снос и Сандуны- мы художники страны!
    Это Вам друзья не тут- тута водки не дают!
    Ура - Третьяковку забанят , а Сандуны разбянят!
    www.ArtRossia.ru
  • mashak· 2009-02-16 00:47:32
    Как родитель , я на своей шкуре ощутила гениальную способность директора Куник из "белого" , не моргнув глазом , делать "черное" , а полное ее непонимание специфики художественного образования обескураживало ! Когда она на полком серьезе пыталась принудить учителей по спец. предметам выставлять текущие оценки каждый день таким образом : к примеру , в портрете - за нос , за глаз , за рот отдельно. При этом Академия ее очень поддерживает , как 10 лет назад , так и сейчас , из чего можно сделать вывод , что она ПОЛЕЗНА Академии или отдельным академикам !
  • newvju· 2009-02-25 13:17:28
    Мой мозг одно отказывается понять: для Академии положение дел выглядит как-то иначе, нежели для уважаемого автора статьи? Для академиков не очевидно, что фрёкен Куник - "порча, и чума, и язва здешних мест"? Фрёкен Куник некем заменить? Нелепая же ситуация! Дикость какая-то... Разруха.
  • светлана демина· 2011-04-25 21:54:17
     А еще взятки берут с иногородних за возможность поселиться в общежитии - учительница физкультуры этим заправляет, по крайней мере совсем недавно так было и вроде запись телефонная имеется! Деградация общества начинается с искусства. Физкультурники решают кого принимать в Лицей! Маразм.
    Статья отличная - за МСХШ обидно!
Все новости ›